Найти в Дзене
Вещь вне себя

Вадим Михайлов "Чертополох, лягушка и дубовый шкаф" до 20.04.25

"Мне важно, чтобы у вещи и у работы была память, которая может быть связана как с событием, так и с человеком" Вадим Михайлов (р. Горнозаводск, 1979) - российский художник, работающий в технике граттажа, процарапывания изображений шилом или скальпелем на толстом слое грунта или черной краски. Учился в студии М. Павлюкевича и В. Селиванова (Пермь) и школе современного искусства "Арт-политика" у А. Сергеева (Москва). Участник арт-группы "Куб" (2005-2006), сотрудничает с арт-группами "Север-7" (2016-2022) и "Цветы Джонджоли" (с 2022). С 1986 по 2015 жил в Перми, с 2016 живет и работает в Санкт-Петербурге. В последние годы главным источником вдохновения и местом размышлений автора стали прогулки по кладбищам. В качестве основы для своих работ он использует старую мебель и предметы интерьера (дверцы от шкафов, половички, ковры, мягкие и пластиковые игрушки, искусственные растения и цветы), а также одежду (женские платья и мужские пиджаки). Художник показывает наличие двойного дна, скрытого
"Мне важно, чтобы у вещи и у работы была память, которая может быть связана как с событием, так и с человеком"

Вадим Михайлов (р. Горнозаводск, 1979) - российский художник, работающий в технике граттажа, процарапывания изображений шилом или скальпелем на толстом слое грунта или черной краски. Учился в студии М. Павлюкевича и В. Селиванова (Пермь) и школе современного искусства "Арт-политика" у А. Сергеева (Москва). Участник арт-группы "Куб" (2005-2006), сотрудничает с арт-группами "Север-7" (2016-2022) и "Цветы Джонджоли" (с 2022). С 1986 по 2015 жил в Перми, с 2016 живет и работает в Санкт-Петербурге. В последние годы главным источником вдохновения и местом размышлений автора стали прогулки по кладбищам.

В качестве основы для своих работ он использует старую мебель и предметы интерьера (дверцы от шкафов, половички, ковры, мягкие и пластиковые игрушки, искусственные растения и цветы), а также одежду (женские платья и мужские пиджаки). Художник показывает наличие двойного дна, скрытого смысла, подвоха или обманчивой видимости в повседневной действительности, людях и вещах: так на костюме проявляется скелет, а на идиллическом пейзаже — атомный взрыв. Его произведения полны черного юмора, циничного взгляда на мир и высмеивания табуированных тем, за которыми кроется тонкая и ранимая натура автора, остро реагирующая на внешние обстоятельства. Шутки проявляются в визуальных каламбурах и фразах, вроде "Нео-дно-зна-чно", "Не пей и не ссы" и "MOR-DOR-022".

Вадим Михайлов "Чертополох, лягушка и дубовый шкаф" Медиатека Французского института (3 этаж). Санкт-Петербург, Невский проспект, 12

"Идея выставки родилась из принимающего пространства – дубовой гостиной Французского института. Небольшая, отделанная деревянными панелями, она напомнила художнику бабушкин платяной шкаф с полированными дверцами, стоявший почти в каждой квартире.Вадим часто работает с темой коллективной памяти, поэтому поверхность предметов быта становится пространством эксперимента. На выставке Вадим расширяет границы своего влияния с отдельных объектов до целого пространства, наделяя его новым смыслом и подчиняя собственному видению.

Дубовый шкаф – платяной, поэтому на выставке представлена одежда в самом прямом значении этого слова. Для тех, кто давно знаком с творчеством Вадима не секрет, что одежда, как носитель памяти о человеке, его предпочтениях и возможностях в определенный период жизни, нередко используется художником в качестве основы для нового произведения. Зачастую для этой цели служат вещи, которые отдают Вадиму друзья, но так же он использует знакомые и понятные всем объекты, такие как советская школьная форма или свадебный наряд. Представленные на выставке женские платья, смирительная рубаха и детские сарафанчики отличаются от прошлой «одежды» своей объектностью. Новая особенность произведений усиливается и экспозиционно: они вынесены с плоскости стены и как будто существуют в реальном мире – висят в шкафу, лежат на диване или небрежно перекинуты через спинку стула.

Для многих детей, в том числе и для художника в детстве, шкаф являлся безопасным пространством, где можно было спрятаться как от водящего, так и от окружающей действительности. Шкаф как портал в другую реальность нередко встречается в массовой культуре: Люси находит в нем проход в Нарнию, через него Щелкунчик приводит Мари на Леденцовый луг, Бу оказывается в корпорации монстров, а Драко Малфой приводит Пожирателей смерти в Хогвартс. На выставке, через Дубовый шкаф, зритель тоже как будто заглядывает в другую реальность – ту, которую годами создает Вадим. В ней гармонично сосуществуют разные истории, рассказываемые художником: о героях собственного выдуманного пантеона, о зубастых растениях-сущностях и насекомых-компаньонах, о несуществующем беспокойном французском монархе, о сборах в спешке и о советском наследии.

Действительность, притаившаяся в Дубовом шкафу, рождается в результате осмысления художником окружающего мира и составляют своего рода «изнанку» его реальности. В скором времени, Вадиму предстоит создать «изнанку» парижского квартала Маре IV округа, в рамках его участия в резиденции «la Cité internationale des arts». Предвкушение нового этапа творческого пути пробирается в Дубовый шкаф цветовыми акцентами, лягушками и геральдическими лилиями, некогда служившими навершиями скипетров французских королей".

Текст к выставке: Ксения Филиппова