Найти в Дзене

Кинороли Владимира Высоцкого. Я родом из детства

Начало тут:

Сверстницы

Карьера Димы Горина

713 просит посадку

Увольнение на берег

Штрафной удар

На завтрашней улице

Наш дом

Стряпуха

Вертикаль

Саша-Сашенька

Сценарий к фильму написал Геннадий Шпаликов, что сродни знаку качества, а режиссёром выступил Виктор Туров. Он в одном из главных героев увидел себя, мальчишку, испытавшего на себе все тяготы войны. Отец Виктора Турова партизанил, был расстрелян фашистами, а сам он вместе с мамой находился в семейном концлагере. После освобождения из лагеря на его глазах проходило восстановление мирной жизни. Владимира Высоцкого Виктор Туров пригласил в картину не только как актёра, но и как автора песен. Владимир Семёнович написал четыре песни для фильма, а после выхода картины на экраны исполнял их на своих концертах.

-2

Действие картины происходит в период с апреля по август 1945 года. В центре повествования двое мальчишек – Игорь и Женя. Игоря играет Валерий Зубарев, который станет известным всей стране два года спустя, после выхода фильма «Доживём до понедельника». Маму Жени играет Нина Ургант. Во время действия картины звучит голос диктора Юрия Борисовича Левитана, таким образом зритель получает представление о том, что в это самое время происходит на полях сражений. В городе развёрнут полевой госпиталь, где работает мама Игоря.

-3

Первой из песен Владимира Высоцкого в картине звучит «Высота». Её поёт под гитару раненый красноармеец, и при том на мелодию песни «Раскинулось море широко». Вот её полный текст:

Вцепились они в высоту, как в своё.
Огонь миномётный, шквальный…
А мы всё лезли толпой на неё,
Как на буфет вокзальный.

И крики «ура» застывали во рту,
Когда мы пули глотали.
Семь раз занимали мы ту высоту —
Семь раз мы её оставляли.

И снова в атаку не хочется всем,
Земля — как горелая каша…
В восьмой раз возьмём мы её насовсем —
Своё возьмём, кровное, наше!

А можно её стороной обойти?
И что мы к ней прицепились?!
Но, видно, уж точно — все судьбы-пути
На этой высотке скрестились.

Вцепились они в высоту, как в своё.
Огонь миномётный, шквальный…
А мы всё лезли толпой на неё,
Как на буфет вокзальный.

-4

Война ещё не закончена, хотя никто не сомневается в победе. Из Европы на станцию прибывают поезда с ранеными, демобилизованными и гражданскими, угнанными фашистами в Германию. Школьники хором поют патриотические песни, а после уроков пытаются заработать, сдавая на металлолом гильзы от снарядов. Получив деньги, мальчишки идёт на блошиный рынок, где пытаются купить себе что-либо из еды. По рынку разгуливает с аккордеоном мужчина, одетый в военную форму, и поёт песни про войну. В том числе и отрывок из песни Владимира Высоцкого «Штрафные батальоны», которая была написана ещё за три года до выхода фильма на экраны.

-5

Всего лишь час дают на артобстрел —
Всего лишь час пехоте передышки,
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому — до ордена, ну, а кому — до «вышки».

За этот час не пишем ни строки —
Молись богам войны артиллеристам!
Ведь мы ж не просто так — мы штрафники,
Нам не писать: «…считайте коммунистом».

Перед атакой водку — вот мура!
Своё отпили мы ещё в гражданку.
Поэтому мы не кричим «ура» —
Со смертью мы играемся в молчанку.

У штрафников один закон, один конец —
Коли-руби фашистского бродягу,
И если не поймаешь в грудь свинец —
Медаль на грудь поймаешь за отвагу.

Ты бей штыком, а лучше бей рукой —
Оно надёжней, да оно и тише,
И ежели останешься живой —
Гуляй, рванина, от рубля и выше!

Считает враг: морально мы слабы —
За ним и лес, и города сожжёны.
Вы лучше лес рубите на гробы —
В прорыв идут штрафные батальоны!

Вот шесть ноль-ноль — и вот сейчас обстрел…
Ну, бог войны, давай без передышки!
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому — до ордена, а большинству — до «вышки»…

В городе работают пленные немцы, разбирают завалы. Ведут себя свободно, позволяют себе шутить и смеяться. У мальчишек такое поведение вызывает гнев, но сорвать его на пленных они не могут. Зато в школе отказываются учить немецкий язык, потому что на нём говорил Гитлер. И учительница не находит аргументов, чтобы переубедить их.

-6

К Жене с фронта вернулся отец. Пока мама готовила праздничный обед, отец устроил баню под открытым небом для себя и детей. А за столом выясняется, что отец вернулся только на один день. Рано утром он уезжает на новое место службы. Чтобы жена не грустила, приглашает её танцевать под песню «Синий платочек». Второй танец дочь выпросила для себя. Отец танцует с ней, держа её на руках под песню Владимира Высоцкого «Холода». Она записана в стиле тридцатых годов, исполняет её Алексей Мажуков, вот её полный текст:

-7

В холода, в холода,
От насиженных мест
Нас другие зовут города, —
Будь то Минск, будь то Брест.
В холода, в холода…

Неспроста, неспроста,
От родных тополей
Нас далекие манят места, —
Будто там веселей.
Неспроста, неспроста…

Как нас дома ни грей,
Не хватает всегда
Новых встреч нам и новых друзей, —
Будто с нами беда.
Будто с ними — теплей…

Как бы ни было нам
Хорошо иногда,
Возвращаемся мы по домам.
Где же наша звезда?
Может — здесь, может — там…

Утром отец Жени уехал, а к Игорю из плена вернулась старшая сестра Надя. Тем временем местный трибунал присудил трёх фашистов к смертной казни через повешение. Об этом читает голос диктора за кадром. На казнь пришло много народа, в том числе и подростки.

-8

Позже, во время танцев Игорь помогает найти партнёршу Анатолию, который потерял зрение. Девушка оказалась доброй и отзывчивой, Анатолий пригласил её на сеанс кино. В тот день показывали «Чапаева». Но фильм до конца посмотреть не удалось. Показ остановили, а в небе начался салют. Диктор Левитан объявил окончание войны.

-9

Кадры празднования жителями города сменяются кадрами кинохроники. После чего звучит песня Владимира Высоцкого «Братские могилы» в исполнении Марка Бернеса. В кадре длинная кирпичная стена, а вдоль неё ряд могил. Люди несут к ним цветы…

На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У Братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На Братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!

-10

И снова в фильме документальные кадры. На этот раз Юрий Левитан сообщает о том, что день 9 мая объявлен праздничным днём. А в семью Жени приходит горе – известие о том, что его отец погиб. Первой об этом узнаёт сестра Жени. Женя берёт похоронку и идёт к маме. Сам он стойко перенёс сообщение, слёз не было. Его мама слёз сдержать не смогла.

-11

Последним из главных персонажей картины в кадре появляется Владимир – сосед Жени, вернувшийся домой с фронта. Точнее, из госпиталя после ранения. Его играет Владимир Высоцкий. Он блондин, на лице шрамы. На вокзале ему встречается Женя, и они вдвоём возвращаются домой. Владимир просит Люсю, маму Жени, дать что-либо из одежды мужа, своей у него просто нет. Костюмы мужа Люся дать отказывается, но предлагает американский. Владимир согласен.

-12

Тем временем сестра Игоря Надя хочет вернуться в школу. Ей уже больше 20 лет, но доучиться у неё не получилось. И то, что проходили в старших классах, она уже не помнит. Директор школы предлагает ей сначала продолжить обучение на вечернем отделении.

-13

Владимир и Люся отмечают встречу. Во время беседы Владимир напевает на гитаре песню о звёздах:

Мне этот бой не забыть нипочём —
Смертью пропитан воздух,
А с небосклона бесшумным дождём
Падали звёзды.

Вот снова упала — и я загадал:
Выйти живым из боя…
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.

Я уж решил: миновала беда
И удалось отвертеться…
Но с неба свалилась шальная звезда —
Прямо под сердце.

Нам говорили: «Нужна высота!»
И «Не жалеть патроны!»
Вон покатилась вторая звезда —
Вам на погоны.

Звёзд этих в небе — как рыбы в прудах,
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть, ходил бы тогда
Тоже — Героем.

Я бы Звезду эту сыну отдал,
Просто на память…
В небе висит, пропадает звезда —
Некуда падать.

-14

Приходят Люсины дети. Владимир сажает их за стол, угощает их. Дочь предлагает потанцевать. Снова звучит песня «Холода». Но Люся отказывается танцевать, под эту песню был её прощальный танец с мужем. Она выходит на крыльцо. Владимир выходит за ней с гитарой. И говорят они вроде бы ни о чём, но она вдова, а он холостой, и кто знает, как дальше сложатся их отношения.

-15

Последние кадры фильма – это отъезд Игоря в Минск. Его провожает Женя. В момент отхода поезда голос Левитана сообщает о том, что США сбросили на Хиросиму атомную бомбу.

-16

На мой взгляд, как и в фильме «Вертикаль», Владимир Высоцкий для фильма сделал больше как автор песен, чем как актёр, хотя свою роль сыграл здорово. На своих концертах Владимир Высоцкий всегда тепло отзывался и о картине, и о Викторе Турове лично. То обстоятельство, что все песни в фильме исполнили разные люди, картине пошло только на пользу. Правда лишь в том, что придумал это изначально не Виктор Туров, а так пришлось поступить после решения Бориса Павленюка, председателя ГК Совета Министров БССР по кинематографии. Ему не хотелось устраивать бенефис одного исполнителя в картине.

-17

Но в студии песни были записаны Владимиром Высоцким и были выпущены в СССР на миньоне, то есть по две песне на каждой стороне. Я подростком часто слушал их, только не знал, что они были написаны специально для кино. Если говорить в целом о картине, то целостного полотна не получилось, но при этом атмосфера тех дней передана достоверно.

Продолжение тут: Война под крышами