Никто не ждал его появления на свет кроме матери. Но когда он родился, ей запретили проявлять материнские чувства и называть его сыночком. Всё своё сознательное детство он считал свою мать кормилицей, служанкой, а родного отца, едва терпевшего его, опекуном.
Так неприветливо началась его жизнь. Но об истории его жизни можно писать приключенческий детектив или криминальный роман. Талантливый художник и гравёр, силач и культурист, красавец, авантюрист и фальшивомонетчик, смерть смотрела ему в лицо - и это всё о нём.
В 1881 году в семье известного талантливого художника, одного из основателей и идейных вдохновителей товарищества передвижников Григория Григорьевича Мясоедова родился мальчик Ваня. Помимо великолепных художественных и музыкальных талантов Григорий Мясоедов обладал скверным характером, зачастую был несдержанным, резким, грубым в общении с друзьями и коллегами, но больше всего от него доставалось самым близким людям.
Первая жена, талантливая пианистка Елизавета Михайловна Кривцова, ушла от мужа, не желая терпеть его давление и грубость.
Вторая жена (а это был гражданский брак), молодая девушка, вдвое младше Мясоедова, бывшая его ученица Ксения Иванова, по характеру была безропотной и тихой. По сути она была и прислугой, и женой, и послушно выполняла все требования.
Что послужило причиной его такого странного и жестокого поступка? Самодурство, нелюбовь к детям, ревность, молодая хорошенькая жена могла изменить? Так или иначе, но Ксения не посмела ослушаться мужа и всю жизнь играла для сына роль служанки. Возможно ей некуда было уйти от домашнего тирана, возможно она слишком была запугана, ведь Мясоедов был груб не только на слова, но и на руку. Он откровенно ненавидел ребёнка и не хотел признавать его своим. Григорий Мясоедов отдаёт Ваню на воспитание в семью друга, художника Александра Киселёва, многодетного отца (семеро детей), в семье которого хорошо относились к детям.
Но характер у мальчика формировался не простой, в отличии от матери, принимавшей всё покорно и смиренно, на вызовы судьбы Иван отвечал дерзостью. До поры до времени Киселёвы мирились с его характером. Но однажды, когда в доме было много гостей, и Ваню представили им, мальчик вместо того, чтобы поздороваться и поклониться, подощёл к одному нарядно одетому мужчине (Это был Николай Маковский, один их братьев художников Маковских), и высморкался в полу его сюртука,. Возмущению гостей не было предела. Для Киселёвых это стало последней каплей терпения, и мальчика вернули Мясоедову.
Грубостей и тумаков от своего так называемого "опекуна", Иван получил немало. Но всё же заметив, что сын проявляет способности к рисованию, Григорий Григорьевич определил сына в художественную школу, организованную им самим в Полтаве. В 15 лет юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого через 5 лет получил звание "неклассного художника". А за два года до его окончания от туберкулёза умерла Ксения Иванова, так и не открывшись сыну. А как жила она все эти годы, и что творилось в душе матери, остаётся только догадываться. Век её был недолог всего 39 лет.
Но отец после её смерти всё-таки решил сообщить молодому человеку, кто его настоящие родители. Новость потрясла 18-летнего парня. Этот ненавидящий его, всегда ругающий и постоянно дающий подзатыльники опекун - его отец?! А добрая, молчаливая и тайно жалеющая его служанка - родная мать?! Он лишил его мамы при живой матери! С этой минуты Иван возненавидел отца. Все интересы и пристрастия Мясоедова старшего, всё, что было ему дорого, вызывало у Ивана неприязнь и протест. Конечно, такое сложное детство не могло не повлиять на его характер. Художник Владимир Милашевский так отзывался о младшем Мясоедове: «Он был сыном знаменитого художника-передвижника, однако совсем не унаследовал ничего от столпа передвижничества ни внешностью, ни сутью». «Оригинал из оригиналов, уникум, перед которым все меркло". Реалистичная живопись, отражающая тяжёлую жизнь крестьян, простого люда, которую пропагандировал отец, не привлекала Ивана возможно потому, что именно отец создавал для него такую же тяжёлую и невыносимую жизнь, открыто ненавидя его и постоянно срывая на нём злость кулаками так, что часто живого места на ребёнке не было. В его характере выработались такие черты, как: авантюризм, протест, вызов всему окружающему миру и стремление доказать, что он чего-то стоит.
Его увлечением и эталоном стал античный мир, подвиги сильных героев, красивые и свободные Боги. И он стремился создавать этот мир в своём искусстве и лепить красивого античного героя из самого себя. Ещё учась в училище, он начал заниматься силовым спортом. В 1907 году Иван Мясоедов поступил в Императорскую Академию художеств, где успешно проучился всего два года, т.к. уже имел художественное образование и ему не нужно было заниматься в подготовительных общих классах.
Параллельно с учёбой в Академии он посещал занятия в Санкт-Петербургском атлетическом обществе графа Георгия Рибопьера, крупного коннозаводчика, борца и мецената. И уже в 1909 году Мясоедов принял участие во Всероссийском чемпионате по тяжёлой атлетике под псевдонимом Де Красац, где занял второе место в средней весовой категории. В этом же году на конкурсную выпускную выставку в Академию художеств он представил большую картину на античный сюжет «Поход минийцев или (Аргонавты, отплывающие от берегов Греции за золотым руном в Колхиду)» за которую получил высшую награду - поездку за границу для совершенствования мастерства и золотую медаль по окончании Академии.
Во время поездки по Италии Иван посетил цирк, где выступали лучшие силачи мира. В конце представления ведущий предложил всем желающим зрителям повторить хоть один номер из выступления силачей, и если это кому-то удастся, то счастливчик получит всю дневную выручку за представление. Нашлось несколько желающих, но ни одному не удалось повторить. Тогда на манеж вышел Иван, он с лёгкостью владел тяжёлыми гирями и повторил номера. Ошеломлённый директор цирка принёс на подносе обещанную выручку. Но Мясоедов не взял ни одной монеты, а пожертвовал все деньги в помощь бедным людям, пострадавшим от землетрясения, которое случилось в ту пору в Итальянском городе Мессина, расположенном на острове Сицилия.
О необычной силе и красоте тела Ивана, о его неординарных выходках ходили легенды ещё в студенческую пору. Его однокурсник по Московскому училищу художник Петров-Водкин вспоминал: «Курилка была нашим местом сборищ, отдыха и развлечений. Только И. Мясоедов мог доплевывать до потолка и даже убивать на нем муху. В те дни он уже свертывал узлом кочерги истопников, на расстоянии всей курилки тушил свечу, спертым дыханием выбивал серебряный рубль из стакана. Красивый был юноша, в особенности до перегрузки мускулов атлетикой. Он любил свое тело, и одно удовольствие было порисовать с него — так он нарядно подносил каждый мускул». Иван действительно часто и охотно позировал своим однокурсникам. А в Италии он принял участие в Римском конкурсе красоты в образе гладиатора.
Его увлечения были и как своеобразный вызов отцу, резко критиковавшему всё, что делал Иван. Живя во время учебных каникул вместе с отцом в его имении Павленки под Полтавой, Иван умышленно раскидывал свои тяжеленные гантели по всему дому и саду. Отец постоянно о них запинался, ругался, но сдвинуть не мог. Сына это только забавляло. "Старайся, старайся, - ворчал состарившийся отец-опекун, - всё равно сильнее лошади не будешь."
Увлечение Ивана атлетикой шло в ногу с его талантом в живописи. Он не раз профессионально выступал в цирке и кабаре, участвовал в спортивных состязаниях. Иван стал пропагандистом обнажённого атлетического тела и даже написал Манифест наготы, который был опубликован в сборнике "Нагота на сцене" Николая Евреинова, режиссёра, философа, историка театрального искусства. Иван также профессионально увлёкся фотографией и создавал фотокомпозиции на мифологические темы. Запечатлевал себя в образах атичных героев и богов. Его прекрасно сложенное тело и красивые черты лица позволяли делась это. Плюс работа над совершенствованием формы. Для усиления эффекта Иван сделал татуировку на веках, чтобы не подводить глаза каждый раз для создания образа на фото или выступления в цирке. Тем более, что подводка часто размазывалась и текла. Его фотографии печатали в спортивном журнале "Геркулес".
Когда в декабре 1911 года в Павленках Григорий Мясоедов находился в тяжёлом предсмертном состоянии, Иван в это время был дома. Но не уходом за больным отцом он был занят. В эти последние часы жизни отца сын тщательно и скрупулёзно изобразил его предсмертные муки. А вскоре после похорон, вступив в наследство, устроил выставку продажу его картин. А всё, что не продалось, сжёг. Что это было? Месть, как считают многие? Или желание освободиться от детских и юношеских страданий, от душевной боли, не отпускающей его, от ощущения, созданного его отцом, что этот мир не любит его, не хочет его принимать. А ему хочется жить свободно, не придавленным чужой волей, злобой и ненавистью, а просто любить эту жизнь и быть любимым.
И как ни странно, но вскоре судьба подарила ему встречу с человеком, к которому он испытывал истинную любовь, и в ответ получал такую же. При своей внешней красоте, Иван не был влюбчивым, хотя девушки на него засматривались. Но он с детства привык жить с ощущением, что он никому не нужен, что его нельзя полюбить, и сам никого не хотел любить, так устроен для него этот мир. Но когда в 1912 году в Россию на гастроли приехала итальянская танцовщица, цирковая актриса Мальвина Верничи, Иван влюбился в неё с первого взгляда. Эта хрупкая, грациозная девушка отвечала его представлениям об античной красоте, именно такой он видел свою музу. Мальвина стала любовью всей его жизни, и она в ответ любила только его. Они жили в Павленково, на территории усадьбы отца в отдельном флигеле. Но жили очень бедно, картины продавалиь плохо, а заработки в цирке были слишком малы и не регулярны. Художник Владимир Милашевский в своих воспоминаниях писал: «Мясоедов появлялся всегда в сопровождении своей хорошенькой жены-итальянки, очень маленькой женщины. Он не столько обнимал ее, сколько покрывал ее плечи одной своей ладонью. Они стояли вместе у кассы… совещались: хватит ли на две порции бефстроганова? Бедный гладиатор! По всему видно было, что, несмотря на легенды вокруг его имени, дела его были плохи».
Революцию 1917 года Иван воспринял как вероломство, которое сравнивал с вероломством своего отца, сломавшим жизнь его матери и его детство. Во время гражданской войны Иван вступает армию Деникина, где служит художественным корреспондентом. После разгрома Деникинских войск, был арестован большевиками и приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение... Ивану довелось пережить страшные минуты, последние минуты, жизни, когда на тебя направлено оружие, взведён курок и ты слышишь звук выстрела, последний звук в твоей жизни... Но выстрел был направлен выше головы. Это был показательный расстрел. После чего объявили, что казнь откладывается и увели его в камеру. Но ночью Иван Мясоедов выломал прутья решётки и убежал. Он разыскал жену и вместе им удалось отправиться из Крыма на германском корабле Викберт в Константинополь. Затем витиеватыми путями супруги добрались до Берлина.
Безденежье преследует их и здесь. Германия испытывает экономический кризис и большинство жителей сводят концы с концами. Но Иван много пишет, получая заказы на портреты, которые ему в основном делают русские эмигранты. Он становится популярным. Несколько его картин были напечатаны на открытках берлинского издательства. Но доходы были всё равно не велики. И вдруг в какой-то момент семья наконец-то обрела прекрасный материальный достаток. Они живут на широкую ногу, принимают гостей, словом ни в чём себе не отказывают. Живут, словно деньги рисуют, говорил кто-то из знакомых. А Иван их действительно рисовал. Он был прекрасным гравёром и легко мог подделать любую купюру, а ему так хотелось видеть свою красавицу жену и родившуюся у них дочь Изабеллу нарядными и счастливыми, да и самому пожить всласть. И он решается на этот авантюрный шаг, причём подделывает не какую-то там мелочь, а фунты и доллары.
Мальвина была в курсе рискованной авантюры. И не просто в курсе, а сбывала фальшивые деньги. Она любила и во всём поддерживала мужа, даже в таком криминальном деле. По характеру она тоже была склонна к авантюрам. В 1923 году супругов арестовали за фальшивомонетничество, но Иван взял, всю вину на себя и получил три года тюрьмы. Здесь он расписал тюремную молельню и как примерный арестант был выпущен немного раньше срока. На свободе он также продолжает играть роль примерного гражданина, получает заказы на портреты, пишет картины, наполненные ностальгией по родине, её природе и традициям.
А в 1929 году он попробовал себя в роли актёра кино, снялся в фильме режиссёра Стрижевского "Игры императрицы" в роли боярина, с которой успешно справился. Но спустя несколько лет он вновь был арестован за подделку денег. Но на этот раз он отсидел всего лишь несколько месяцев.
В 1934 году Мясоедов с семьёй уезжает в Ригу, а от туда по поддельным паспортам на имя Евгения и Мальвины Зотовых в Бельгию. В итальянском посольстве Евгений Зотов написал портрет Бенито Муссолини, который был размещён на обложке журнала "Новая Италия", и был одобрен диктатором. В 1938 году семья Зотовых переезжает в маленькое государство Лихтенштейн. Здесь никто не знает его как фальшивомонетчика Мясоедова, здесь более спокойная политическая обстановка, И Иван (Профессор Евгений Зотов)с головой уходит в любимое творчество. Он пишет портреты местной аристократии, выполняет заказы княжеского дома, становится буквально придворным портретистом, пишет портреты князя Франца Иосифа второго и его супруги. Здесь он пользуется славой талантливого художника, пишет много пейзажей и натюрмортов.
В Лихтенштейне семья проживёт 15 лет. Пожалуй это был самый спокойный период в его жизни и самый плодотворный в творчестве. Евгений Зотов (он так и подписывал теперь свои работы) расписывал фресками частные особняки, а в Вадуце, столице Лихтенштейна, где они жили, расписал стены звукового кинотеатра. По его рисункам были выпущены первые государственные марки княжества.
В последние годы жизни художника всё чаще охватывали приступы меланхолии, он тосковал по России и был зол на большевиков, лишивших его родины, той, которую он любил. Он был разочарован в общем мироустройстве, писал аллегорические картины на политические темы и даже планировал издать философский трактат «Энциклопедия общеутверждающих понятий», где критиковал всю современную цивилизацию, но трактат так и остался не изданным.
В конце 1940-х годов правительство Лихтенштейна получило известие о том, что профессора Евгения Зотова не существует, а под его именем по поддельным документам, сделанным кстати им самим, скрывается фальшивомонетчик Иван Мясоедов. А он тем временем, как оказалось, опять вернулся к уже ставшему традиционным занятием - пополнять свою казну фальшивыми деньгами. Мясоедов вновь попадает в тюрьму, но на этот раз отделался лёгким испугом. Памятуя его предыдущие заслуги в этом маленьком государстве, Ивана очень быстро выпустили на свободу, но бывших Зотовых из столицы выселили.
В 1953 году Мясоедов с семьёй решили переехать в Аргентину, но по дороге Ивану Григорьевичу стало плохо. На новом месте он прожил всего три месяца, умерев в 71 год от рака печени.
В настоящее время большая часть работ Мясоедова-Зотова хранится в Вадуце, столице княжества Лихтенштейн, многие работы были подарены в фонд Мясоедова его дочерью, ставшей, как и мать, танцовщицей и балетмейстером, и его внуками. В Лихтенштейне хранят память о Иване Мясоедове-Зотове и считают его своим художником.
В 1996 году почта Лихтенштейна выпустила три марки из серии «Художники Лихтенштейна», на которых воспроизведены его картины «Сельский пейзаж в Полтаве», «Купание в Берлинском парке», «Вид Вадуца», а также был напечатан конверт с портретом художника.
Ранние картины Ивана Мясоедова хранятся в Полтавском художественном музее. В советское время память о талантливом художнике с очень противоречивым и неординарным характером была намеренно утрачена.
Видеоверсию можно посмотреть здесь
Буду рада вашим отзывам!