Найти в Дзене

Олег Янковский: "понаехавший"

В 1973 году Марк Захаров вместе с Юрием Визбором написал пьесу «Автоград-XXI», тогда же её поставили на сцене Ленкома. В процессе работы над этим музыкальным спектаклем Захаров был назначен главным режиссёром театра. Именно это представление стало московским дебютом молодого актёра из провинции Олега Янковского. Спектакль в жанре «драматической фантазии» про строительство автомобильного завода. В центре этой истории – фигура секретаря партийной организации, вокруг которого «движется и бурлит всё пафосное действие». Он носит говорящую фамилию Горяев – этот персонаж был призван гореть и светить. На роль пригласили ещё никому не известного актёра из Саратова: «С лёгкой руки Евгения Леонова к нам из саратовского театра пришёл Янковский. Первым делом я назначил его в музыкальный спектакль «Автоград-XXI». Мы сделали его вместе с Юрием Визбором. Шумный спектакль: все кричат, поют, танцуют... Сюжет – на злободневную тогда тему строительства большого автогиганта в районе Урала». По замыслу авт

9 апреля на малой сцене Саратовского театра драмы имени И.А. Слонова руководитель литературно-драматургической части театра Ольга Харитонова прочитала лекцию «Понаехавший» – о первой роли Олега Янковского в московском Театре имени Ленинского комсомола.

Фото: Варвара Романова
Фото: Варвара Романова

В 1973 году Марк Захаров вместе с Юрием Визбором написал пьесу «Автоград-XXI», тогда же её поставили на сцене Ленкома. В процессе работы над этим музыкальным спектаклем Захаров был назначен главным режиссёром театра. Именно это представление стало московским дебютом молодого актёра из провинции Олега Янковского.

Спектакль в жанре «драматической фантазии» про строительство автомобильного завода. В центре этой истории – фигура секретаря партийной организации, вокруг которого «движется и бурлит всё пафосное действие». Он носит говорящую фамилию Горяев – этот персонаж был призван гореть и светить. На роль пригласили ещё никому не известного актёра из Саратова:

«С лёгкой руки Евгения Леонова к нам из саратовского театра пришёл Янковский. Первым делом я назначил его в музыкальный спектакль «Автоград-XXI». Мы сделали его вместе с Юрием Визбором. Шумный спектакль: все кричат, поют, танцуют... Сюжет – на злободневную тогда тему строительства большого автогиганта в районе Урала».

По замыслу автора единый поток жизни на сцене должна была представлять череда столкновений главного героя со второстепенными персонажами. Эти конфликты были глубокими и многогранными, зрители должны были понять, какие препятствия во взаимоотношениях с людьми Горяев преодолевает и чем всё в итоге кончится. В интервью, которое Захаров и Визбор дали перед премьерой, автор спектакля объяснил выбор фигуры главного героя: «Нас заинтересовала волевая фигура руководителя нового типа».

Фото: Варвара Романова
Фото: Варвара Романова

Известный театральный критик Михаил Ефимович Швыдкой писал:

«Янковский оказался в положении более чем сложном, ибо он – всё, и в то же время он – почти никто. Герой "Автограда" – характер символический, идейно-собирательный. Материал пьесы не дал актёру сколько-нибудь существенных психологических оков. От традиционного психологизма авторы отказались принципиально. Реальная сложность внутреннего мира героя была заменена некими одушевлёнными и получившими самостоятельную сценическую жизнь персонажами, как в средневековом моралите. Попытка обобщения привела к созданию характера чрезвычайно противоречивого и по существу оторванного от повседневной реальности, где требуются конкретные решения и поступки».

Ольга Игоревна рассказала, что Янковский был начисто лишён музыкального слуха и чувства ритма. Режиссёру «Автограда» пришлось идти на ухищрения, чтобы решить эту проблему.

«Главный герой, директор завода, должен был петь. Янковский сразу предупредил, что у него со слухом не всё благополучно. Но я сказал, что ничего страшного, у нас вокально-инструментальный ансамбль, они помогут. Но оказалось, что проблема серьёзнее, чем я её представлял. Пришлось вместо пения перейти на речитатив. А в нужном месте один из артистов Олега щипал – только так тот понимал, что пора вступать...» – вспоминает Марк Захаров в своей книге.

Режиссёр спустя годы так характеризовал постановку «Автограда»:

«Возможно, это оказалось не лучшее произведение, которое украсило бы творчество Визбора да и мою режиссуру, но, тем не менее, это было что-то горячее, дерзкое, громкое, странное и очень необходимое в то время и мне, и театру имени Ленинского комсомола».
Фото: Варвара Романова
Фото: Варвара Романова

Подготовил Егор Лялин