Рады сообщить, что сотрудник студии "ИгроТехника" Сергей Романов написал статью по теме, находящейся на стыке культурологии и театрального маркетинга, которую смог опубликовать в журнале Высшей аттестационной комиссии "Культурный код" Пермского государственного института культуры (1-ый выпуск 2025-го года). Статья называется "Мифотворчество в театральной сфере. Роль мифологического нарратива в формировании имиджа театра". Представляем Вашему вниманию краткое изложение открытия нашего сотрудника, которое он умело описал в статье!
Автор статьи предполагает, что в наше время мифологические нарративы (истории, повествования) имеют огромный рекламный потенциал, так как современная массовая культура пронизана мифами, которые аналогичны архаичным образцам. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить хотя бы популярную компьютерную игру "The Elder Skrolls V: Skyrim", где все повествование основано на мифе о существовании драконов, которые некогда владели миром, затем потеряли власть над людьми и желают снова их поработить. Подобные сюжеты имели воплощение в мифологических системах разных народов, где присутствует и вера в драконов (во всех их проявлениях), и вера в эсхатологию (конечность мира и его истории), высшую силу (Бога или богов).
При определении понятия "миф" автор статьи обращается к таким исследователям в этой области, как В. Я. Пропп ("Исторические корни волшебной сказки", "Морфология волшебной сказки"), Б. Малиновский ("Миф в примитивной психологии"), А. Я. Гуревич ("Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства") и другие.
Особое внимание автор статьи акцентирует именно на искусственно созданном мифе как способе позиционирования и презентования театрального искусства и конкретного театра как, прежде всего, социокультурной институции.
Автор статьи выделяет и классифицирует 6 мифологических сюжетов, которые наиболее часто встречаются в сфере театрального позиционирования:
1. Сюжет об энергообмене:
Здесь автор статьи говорит о том, что современные театральные деятели поддерживают миф о том, что между зрителем, если они непосредственно присутствуют в зрительном зале, и актерами, выступающими на сцене, производится некий "обмен энергией". Художественный руководитель театра "Сатирикон" К. А. Райкин утверждает в интервью: "Театр - это прежде всего живое общение, обмен энергией. Вот мы с вами сейчас беседуем по скайпу <...>. Для общения этого достаточно. Но если я, допустим, захочу на вас произвести впечатление, захочу что-то сыграть, какую-то роль, я буду ограничен экраном. <...> Без него [сценического пространства] не возникает взаимной человеческой энергии. Идущей от актеров, со сцены и обменивающейся на энергию понимания зрительного зала" [Архангельский, А. Театр - это обмен энергией [Электронный ресурс] // Огонек. - 2020. - № 24. - Режим доступа : https://www.satirikon.ru/novosti/ pressa/teatr-eto-obmen-energiey/ (дата обращения: 04.11.2024).]
2. Сюжет о преемственности:
Типичный пример данного сюжета - Малый театр России, который позиционирует себя как "дом Щепкина и Островского", а значит поддерживает миф о сохранении театральных традиций отцов-основателей, стоящих у истоков одного из старейших театров нашей страны. Как ни странно, но автор статьи находит подтверждение тому факту, что данный миф действительно помогает в привлечении зрителей в Малый театр, а главное создает особую атмосферу внутри самого театрального коллектива.
3. Сюжет о тайном знании:
Данный сюжет может предстать в трех проявлениях:
1. Рассказ о классическом прочтении какого-либо драматургического материала - апелляция к мудрости предков, которые владели тайным знанием;
2. Рассказ об уникальном прочтении драматургического материала (авангард) - апелляция к обладанию тайным знанием;
3. Для провинциального зрителя - оповещение о том, что к театральной постановке причастны известные личности, имена которых окутаны мифами.
4. Сюжет о великом человеке:
Данный сюжет основан на превознесении какой-либо личности, причастной к данному театру: директора, художественного руководителя, режиссера, актера, который сыграл огромную роль в становлении театра. Данный сюжет связан и с сюжетом о преемственности, и с сюжетом о тайном знании, которым "обладал" этот человек.
5. Сюжет о священнодействии:
Данный сюжет означает, что театру необходимо преподносить свои спектакли как совокупность различных обрядов и ритуалов, имеющих определенное семантическое (смысловое) значение и влияет определенным образом на восприятие театрального действия и самого театра.
6. Сюжет о сверхъестественном:
Это наиболее очевидный и часто встречающийся сюжет. Наверняка, если Вы увлекаетесь театром, то хотя бы раз слышали от сотрудников, что в здании театра обитают духи и призраки. Вот это и есть сюжет о сверхъестественном, который при правильном его употреблении также может иметь положительный рекламный эффект.
Дополнительно:
Также автор статьи указывает, что данные сюжеты в рамках стратегии театрального мифотворчества не должны существовать изолированно друг от друга, но должны формировать целостную сюжетную структуру. Можно провести аналогию с Церковью (с точки зрения культурологической науки). Православный (или любой другой) храм как здание ничего сам по себе не значит, но история о том, что Храм есть Тело Христово, привлекает людей на службу, так как нарратив "Храм - Тело Христово" в совокупности с идеей о Спасении и Вечной жизни во Христе, Который стал Человеком, проповедовал, умер, воскрес и вознесся, формируют целостный нарратив под названием "христианское вероучение". Автор статьи предполагает, что создание аттрактивного (развлекательного) мифа поможет привлечь людей в театр (по аналогии с храмом). Однако в то же время автор предупреждает, что театра не должен стать Храмом в смысле местом поклонения и отправления религиозных ритуалов. Театральный миф должен иметь исключительно развлекательный и рекламный характер.
Кроме того, автор статьи отмечает, что успех рекламного мифотворчества, которое имеет благоприятную почву на базе любой театральной институции (повышенная посещаемость театра в новогодний период, который ассоциируется у зрителей с чудом и волшебством), во много зависит от вовлеченности зрителя в процесс театрального мифотворчества.
Полную версию статьи Вы можете прочитать, перейдя по следующим ссылкам:
1. https://cyberleninka.ru/article/n/mifotvorchestvo-v-teatralnoy-sfere-rol-mifologicheskogo-narrativa-v-formirovanii-imidzha-teatra
2. https://pgik.ru/scien/catalog_сс
Ссылка для цитирования: Романов С. А. Мифотворчество в театральной сфере. Роль мифологического нарратива в формировании имиджа театра // Культурный код. - 2025. - №1. - С. 45-66.