Найти в Дзене
Пылающий Июль

Яд для королевы, шипы для мачехи: парфюмерный портрет злодеек Диснея

🏰 Меня всегда очаровывала эстетика анимационных фильмов Диснея его золотой и серебряной эпох — с 1937-го по 1950-е годы. «Белоснежка и семь гномов», «Золушка» и «Спящая красавица» как раз входят в списки работ студии тех времен. Их эфемерная сказочная атмосфера впечатляет до сих пор, хотя самой первой из них уже скоро будет 100 лет! Ранее я писала об ароматах для Рапунцель с матушкой Готель и для Мериды с королевой Элинор из других сказок. А теперь решила создать что-то о классических диснеевских злодейках и начать как раз с истоков — Злой Королевы (у которой, кстати, есть имя — Гримхильда), Леди Тремейн из «Золушки» и Малефисенты из «Спящей красавицы». Королева из «Белоснежки» — эталон холодной и тщеславной, но совершенной и захватывающей красоты. И для неё уже существует готовый парфюмерный шедевр, ставший легендой. Poison давно стал символом ведьмовского соблазна. Игра холодного мистического кориандра с тёплой бархатистой корицей на старте задаёт чувство тревоги, которое мог бы поч
Оглавление

🏰 Меня всегда очаровывала эстетика анимационных фильмов Диснея его золотой и серебряной эпох — с 1937-го по 1950-е годы. «Белоснежка и семь гномов», «Золушка» и «Спящая красавица» как раз входят в списки работ студии тех времен. Их эфемерная сказочная атмосфера впечатляет до сих пор, хотя самой первой из них уже скоро будет 100 лет!

Ранее я писала об ароматах для Рапунцель с матушкой Готель и для Мериды с королевой Элинор из других сказок. А теперь решила создать что-то о классических диснеевских злодейках и начать как раз с истоков — Злой Королевы (у которой, кстати, есть имя — Гримхильда), Леди Тремейн из «Золушки» и Малефисенты из «Спящей красавицы».

Королева из «Белоснежки» — эталон холодной и тщеславной, но совершенной и захватывающей красоты. И для неё уже существует готовый парфюмерный шедевр, ставший легендой.

Poison ✦ Dior и Злая Королева

Парфюмеры — Морис Роже и Эдуард Флешье. 1985 г.
Парфюмеры — Морис Роже и Эдуард Флешье. 1985 г.

Poison давно стал символом ведьмовского соблазна. Игра холодного мистического кориандра с тёплой бархатистой корицей на старте задаёт чувство тревоги, которое мог бы почувствовать случайный свидетель ночного ритуала, непредназначенного для чужих глаз. Сквозь магическую дымную завесу становится виден изящный силуэт — это королева-чародейка в окружении горящих свечей.

Что и говорить, сам флакон, отдалённо напоминающий яблочко, полное яда, – идеальный атрибут отравительницы, владеющей мастерством чёрной магии. К тому же Poison способен раскрыть ингредиенты этого зелья: сливовый нектар, обволакивающий мёд, пряная анисово-коричная пудра, восковые туберозы и прохладный ладанный туман. Финальный аккорд из туберозы и сливы оставляет ощущение, будто мимо вас прошла ухоженная темноволосая красавица, и в воздухе остался шлейф аромата её блестящих волос.

Mea Culpa ✦ V Canto: темница и превращение

Паоло Терензи, 2015 г.
Паоло Терензи, 2015 г.

Гримхильда в начале истории определенно использовала бы «Пойзон». Однако, чтобы ее никто не узнал, ей пришлось сменить облик, а за ним и аромат. Превратиться в старушку в черном длинном плаще ей помогло бы зелье такого состава: горький шоколад, черный перец, бальзамические травы, кора березы и одна грешная душа.

Mea Culpa ощущается как плотный, скрывающий лицо бархатный плащ, холод темниц в замке, запах состарившегося дерева и пыль на древних фолиантах о колдовстве. Несмотря на всю перечисленную ветошь, это аромат благородных кровей. Он как неприглядная с виду старушка, которая по сути своей остаётся могущественной королевой и владычицей волшебных зеркал.

Шипы для злой мачехи: Vengeance Extreme ✦ Juliette Has A Gun

2011 год.
2011 год.

Если Злая Королева и Малефисента вершили свои злодеяния с помощью магии, то Леди Тремейн из «Золушки» была злом совершенно иного, приземлённого толка. Она была нарциссичной и властной, а её оружием были не магические заклинания и зелья, а тотальный контроль над Золушкой и психологическое насилие.

Потому и её аромат не должен отдавать потусторонней мистикой. Он должен быть строгим, закрытым и сухим, но элегантным и производящим приятное впечатление, ведь для леди Тремейн было важно сохранять фасад. Именно таким представляется Vengeance Extreme от Juliette Has A Gun.

В этом аромате главенствует роза, но история будет не о пышном цветке, а о розах, тронутых увяданием. Холодная и резкая вспышка в начале звучания сменяется благородными цветами и сухими горьковатыми пачулями. Со временем альдегидная колкость чуть смягчается, и на передний план выходит тёмная, иссушенная временем роза на фоне скупого смолистого дымка с амброксаном и сухим чаем. Но суровость остаётся, и аромат режет своим финальным металлическим аккордом. Ни доли эмпатии. Он как бы намекает, что его хозяйка по молодости была очень элегантная и обеспеченная особа, имевшая толпу ухажёров, но теперь её сердце превратилось в камень.

Малефисента и «Криминальная Тубероза» в зелёном пламени

У Малефисенты из классического мультфильма 1958 года («Спящая красавица») есть особый шарм: колдовская элегантность и зловещая неземная красота.

Её эстетика — это готические мрачные сказки с роковой театральностью. В отличие от первых двух героинь, её фигура в мультфильме воспринимается вековым злом, не знающим границ пространству и времени. А потому и её ароматные портреты должны быть такими же потусторонними.

Кристофер Шелдрейк, 1999.
Кристофер Шелдрейк, 1999.

Как и сцена появления Малефисенты в мультфильме, Tubereuse Criminelle всех шокирует: холодная, внезапная, как удар молнии, она заставляет затаить дыхание. Её начало такое же бесцеремонное и камфорно-ядовитое.

Эти лекарственные и мятные ноты в начале создают ощущение чего-то нечеловеческого, нереального — будто запах исходит не от цветка, а от зелёных языков ядовитого пламени, окружающего Малефисенту.

Это аромат контрастов, аромат-драма. За ледяным началом скрывается гипнотическая тубероза, одновременно и восхищающая, и отталкивающая. Как и Малефисента, «Криминальная Тубероза» не ищет одобрения, она диктует свои правила и заколдовывает тех, кто их не соблюдает.

Связь со тьмой и ночной стихией 🌑

На мой взгляд, главная героиня в мультфильме «Спящая красавица» вовсе не принцесса Аврора, а Малефисента и противостоящие ей феи-крестные вместе с принцем. Зритель мало что знает о принцессе, чтобы проникнуться ей, а сам конфликт похож на вечное противостояние добра и зла, ведь у Малефисенты даже не было весомого повода проклинать принцессу.

Поэтому второй аромат должен отображать её родную стихию – мир вечных теней. Она также и персонаж-оборотень, способный превратиться в дракона. И все эти тёмные и звериные, но холодные энергии есть в аромате Bat.

Bat Zoologist

Прин Ломрос, 2020.
Прин Ломрос, 2020.

Чернильно-землистые, влажно-каменные и приятно шероховатые, колкие мшистые ноты в нем способны подчеркнуть её связь с тьмой и ночной природой. BAT — это аромат-олицетворение среды обитания летучих мышей, а не просто приятный парфюм и дополнение гардероба. Малефисента тоже существует как часть своей среды: её образ невозможно отделить от замка, в котором она обитает, мрака, шипов и скал вокруг. Она не про отдельную «персону», а про целую вселенную тьмы.

Легко могу представить, что за столом обычной «человеческой» еде она предпочла бы подпорченные, потемневшие и грязные фрукты, точно такие же, как в этом аромате. И не могу не отметить, что силуэт её платья также очень напоминает крылья летучей мыши. 🦇

Кстати, занятно, что и Злая Королева, и Малефисента — две могущественные колдуньи — у меня оказались связаны с туберозой. И это неслучайно: аромат этого цветка магический и почти гипнотический.

А с какими ароматами у вас ассоциируются диснеевские злодейки?

-7