Найти в Дзене

10 000 солдатиков Френсиса Холленкампа

Что можно сделать с 10 000 солдатиков? Потратить уйму денег на их покупку, само собой. Но в руках художника эта огромная куча фигурок может стать чем-то большим, вопрос только в том как это подать. Долгие годы я рассказываю о том, что солдатики это не просто игрушки, а очень глубоко осевший в человеческом сознании культурный феномен, связывающий в себе десятки разных смыслов. Американский художник Френсис Холленкамп купил 10 000 солдатиков и решил воспользоваться ими для того, чтобы создать необычную инсталляцию и, как раз, поиграть с этими смыслами. И интересно нам тут не сколько его работа, сколько то как он через игрушечных солдатиков попытался раскрыть достаточно серьезные и интересные проблемы современного общества. Собственно, что Холленкамп сделал? Он взял эти 10 000 солдатиков и расставил на полу группами по сто штук. На некоторых фото в группе будет меньше ста фигурок, но групп будет больше и сумме все равно 10 000. Это связано со спецификой конкретной выставки, где это происх
Оглавление

Что можно сделать с 10 000 солдатиков? Потратить уйму денег на их покупку, само собой. Но в руках художника эта огромная куча фигурок может стать чем-то большим, вопрос только в том как это подать.

Долгие годы я рассказываю о том, что солдатики это не просто игрушки, а очень глубоко осевший в человеческом сознании культурный феномен, связывающий в себе десятки разных смыслов. Американский художник Френсис Холленкамп купил 10 000 солдатиков и решил воспользоваться ими для того, чтобы создать необычную инсталляцию и, как раз, поиграть с этими смыслами.

И интересно нам тут не сколько его работа, сколько то как он через игрушечных солдатиков попытался раскрыть достаточно серьезные и интересные проблемы современного общества.

Об инсталляции

Собственно, что Холленкамп сделал? Он взял эти 10 000 солдатиков и расставил на полу группами по сто штук. На некоторых фото в группе будет меньше ста фигурок, но групп будет больше и сумме все равно 10 000. Это связано со спецификой конкретной выставки, где это происходило.

А вот теперь действительно любопытный момент - для большинства из нас это просто огромная куча солдатиков в одном месте, но художник на то и художник, чтобы даже простым вещам попытаться придать особый смысл. К счастью, Холленкамп из той категории современных художников, который прямо говорит, что же он имел ввиду, а не предлагает вам смотреть на приклеенный скотчем к стене молоток без всяких пояснений.

Восприятие чисел

Френсис говорит: "Я создал это произведение в попытке визуально исследовать понятия чисел, идентичности и масштаба, поскольку эти понятия связаны с тем, как мы воспринимаем повседневный мир и действуем в нём. Человек способен быстро, точно и конкретно представлять объекты в небольших количествах. Воображаемые пять карандашей не будут сильно отличаться от пяти карандашей в реальности. Однако наша способность выполнять эти задачи быстро снижается по мере увеличения количества. Созданный в воображении образ 100 или 1000 карандашей, вероятно, будет не слишком реалистичным. Несмотря на это, большинству людей ежедневно приходится понимать огромные числа и реагировать на них."

И, на самом деле, это правда. Визуализировать 100 карандашей, солдатиков или книг очень тяжело или практически невозможно. Мы будем считать, что примерно представляем сколько это, но вот реально представить это не способны.

И если с ролью предметов для подсчетов могли справиться все те же карандаши и ручки, то вот для второй идеи художника солдатики оказались незаменимы.

Личность в массе

Художник считает, что переход в мир больших цифр просто напросто отрывает человека от предмета, о котором он говорит. И, если с 1000 карандашей потеря индивидуальности одним из них это не проблема, то вот с 1000 живых людей это уже очень плохо.

Один человек - это личность со своими бедами и невзгодами, радостями и горестями, а вот сотня это уже абстрактная толпа, которую мы на отдельных людей разбирать не будем. Личная трагедия одного человека обязательно нас тронет, но если в такой трагедии будут сотни людей, то это уже будет реакция просто на цифру и будет она гораздо менее эмоциональна.

Собственно, это одна из причин, почему в СМИ так любят при рассказе о трагических событиях акцентировать внимание на конкретных пострадавших из всей массы, так эмоциональная реакция зрителя будет больше.

Ещё одна цитата художника: "Я должен сказать, что установка и фотографирование этого произведения дало мне гораздо большее понимание личности среди массы. Чтобы война была возможной, противоборствующие стороны должны быть готовы обесчеловечить своего противника. Обесчеловечение может быть относительно простым процессом при оценке группы, но гораздо сложнее при вынесении суждения о конкретном человеке."

Эти мысли вроде бы и очевидны большинству, но в жизни, обычно, самые очевидные вещи вспоминаются реже всего.

Другие работы

Хотя Френсиса трудно назвать прям невероятно успешным современным художником, я бы сказал, что - "10 000" единственный его успешный проект. Но с солдатиками он работал ещё несколько раз.

Seers - серия фотографий с пластиковым солдатикам в разных местах. Что-то на грани тревел-фото и макрофотографии. Если честно? Скучно. Я и сам таким в свое время занимался. Если та же "10 000" все же имеет достаточно интересный смысл и смотрится достаточно необычно, то вот работы в этой серии меня не зацепили от слова совсем.

American West №1. Это уже интересное развитие идеи "10 000". И, поскольку на сайте автора описание работ отсутствует, а интервью с ним по поводу этой работы широко не выходило, то позволю себе поиграть в настоящее современное искусство и подумать, что же хотел сказать автор.

У нас стройные ряды ковбоев, которые стоят и кучи индейцев, которые лежат кругами в окружении этих самых ковбоев. Могу предположить, что четкий круг из "тел" индейцев это и есть аллюзия на резервации и на истребление коренного населения во времена Фронтира и сразу после него.

Что интересно, вроде работы похожи - и тут и там просто стоят солдатики, в большом числе, ровными группами, но стоило поменять "тему" как инсталляция уже создает совершенно другой смысл.

Burning - Это уже мини работа, в которой показан процесс сгорания пластикового солдатика, но в обратном порядке. А вот тут я немного смысл не уловил вовсе, если честно. Ну, вернее, тут может быть слишком много разных смыслов, так что я даже теряюсь.

Фото с сайта художника - francishollenkamp.com
Фото с сайта художника - francishollenkamp.com

И, вновь, мы видим как солдатики вполне органично вплетаются в современное искусство, становясь для авторов и художников интересным инструментом.

-7