Найти в Дзене
Вехи Синематографа

Фильм Евгения Карелова "Служили два товарища" 1968 год

Тема Гражданской войны - огромное поле для творчества в представлении ошеломительных историй и самых разных характеров. В 60-е годы фильмы на эту тему сыпались, как из рога изобилия.  Ролан Быков и Олег Янковский, как две противоположности, как лёд и пламя, свой естественной непосредственностью создали мощный и незабываемый тандем. Один из самых экстравагантных в Советском кино. Флегматичный интеллигент-попович, боец Некрасов (Янковский) оттеняется непримиримым простодушием невежественного красноармейца Карякина (Быков). Оба прекрасны: Янковский - своей скупостью эмоций, Быков - фонтаном энергии. Приключения с полетами на аэроплане, погонями на тачанке и множеством трагикомичных ситуаций сделали бы эту часть фильма экшеном в стиле "Неуловимых"... Если бы не параллельная линия с белогвардейцами. Харизматичный поручик Брусенцов (Высоцкий) лёжа в постели с проституткой по недоразумению застрелил непутёвого адъютанта (небольшая, но интересная роль Бурляева). Тот шутя, пугал всех пистолет

Тема Гражданской войны - огромное поле для творчества в представлении ошеломительных историй и самых разных характеров. В 60-е годы фильмы на эту тему сыпались, как из рога изобилия. 

Ролан Быков и Олег Янковский, как две противоположности, как лёд и пламя, свой естественной непосредственностью создали мощный и незабываемый тандем. Один из самых экстравагантных в Советском кино.

-2

Флегматичный интеллигент-попович, боец Некрасов (Янковский) оттеняется непримиримым простодушием невежественного красноармейца Карякина (Быков). Оба прекрасны: Янковский - своей скупостью эмоций, Быков - фонтаном энергии. Приключения с полетами на аэроплане, погонями на тачанке и множеством трагикомичных ситуаций сделали бы эту часть фильма экшеном в стиле "Неуловимых"... Если бы не параллельная линия с белогвардейцами. Харизматичный поручик Брусенцов (Высоцкий) лёжа в постели с проституткой по недоразумению застрелил непутёвого адъютанта (небольшая, но интересная роль Бурляева). Тот шутя, пугал всех пистолетом-зажигалкой, вот и допугался.

-3

Появление сестры милосердия Александры (Ия Саввина) привносят в историю частицу сентиментальной романтики. Между делом замечу, что в фильме всего две женщины: со стороны белых - Ия Саввина, и со стороны красных - непримиримый комиссар Алла Демидова. И какие они разные! 

Брусенцов в финале венчается с Александрой:

"Батюшка, делайте, что вам говорят, а то я вас пристрелю в Божьем храме..." Цитата не точная но примерно так... 

-4

И заключительный эпизод этой линии, как конь Абрек бросился в воду догонять уплывающего в эмиграцию поручика. И каков поручик! Одна из самых пронзительных ролей Высоцкого. В конце всегда в голову лезут строки: "Чуть помедленнее кони..."

Отличный фильм. Такие впечатления...