Найти в Дзене

«Укрощение велосипеда» Марка Твена и его экранизация

А не замахнуться ли нам, товарищи, на Марка, понимаете ли, нашего, на Твена? (Голосом Е.А. Евстигнеева) Кроме шуток, идея написать мнение обнаглевшего любителя, склонного считать себя профессионалом, об этом рассказе возникла у меня задолго до появления странички на Дзене. Рассказ Написан в характерной для Марка Твена манере иронии и самоиронии. Его юмор вообще просто удивительно современен, учитывая, когда и где жил и работал автор. - Выбор Марка Твена в качестве личностной матрицы был ошибочен, - нехотя сказал он. - Мы привыкли воспринимать его как шутника и весельчака, автора остроумных фразочек, гуманиста. Но на самом деле он, как и большинство юмористов, был глубоко несчастным, страдающим, склонным к депрессиям, рефлексирующим человеком. Хорошим человеком! И это дополнительная проблема. Желая лучшего, Марк вполне способен наворотить дел. Сергей Лукьяненко, серия «Соглашение». Напомню, Сэмюэл Ленгхорн Клеменс (1835-1910), стал классиком американской литературы. Творил под

А не замахнуться ли нам, товарищи, на Марка, понимаете ли, нашего, на Твена? (Голосом Е.А. Евстигнеева)

Кроме шуток, идея написать мнение обнаглевшего любителя, склонного считать себя профессионалом, об этом рассказе возникла у меня задолго до появления странички на Дзене.

Рассказ

Написан в характерной для Марка Твена манере иронии и самоиронии.

Его юмор вообще просто удивительно современен, учитывая, когда и где жил и работал автор.

- Выбор Марка Твена в качестве личностной матрицы был ошибочен, - нехотя сказал он. - Мы привыкли воспринимать его как шутника и весельчака, автора остроумных фразочек, гуманиста. Но на самом деле он, как и большинство юмористов, был глубоко несчастным, страдающим, склонным к депрессиям, рефлексирующим человеком. Хорошим человеком! И это дополнительная проблема. Желая лучшего, Марк вполне способен наворотить дел.
Сергей Лукьяненко, серия «Соглашение».

Напомню, Сэмюэл Ленгхорн Клеменс (1835-1910), стал классиком американской литературы. Творил под псевдонимом Марк Твен ( в переводе со сленга флота, где он работал помощником лоцмана: «Всё в порядке, мели нет, можно идти дальше»). Наиболее прославился повествованиями о Томе Сойере и Гекльберри Финне (большей частью автобиографичными), а также своими юмористическими рассказами. Правда, сейчас его пытаются отменить (заодно с автором «Убить пересмешника» Харпер Ли) за расизм. Что, правда, полный идиотизм с точки зрения любого вменяемого человека, читавшего эти книги... Однако где вменяемость и где «повесточка».

Но ладно, ближе к нашим велосипедам. Рассказ читал очень давно (и много раз перечитывал). Сегодня решил узнать, какого он года. Яндекс выдаёт — 1917! Однако к тому времени Марк Твен уже 7 лет как был в могиле. Не понял!

Начинаю копать. Выясняется — рассказ\эссе вообще не планировался для печати. Поэтому был издан уже после смерти писателя. Когда же он был написан? Тут тоже не всё понятно. Вроде как в 1886, хотя есть мнение (обоснованное), что раньше.

Тут ведь штука такая. Кто знает историю изобретения велосипедов, знает, что в бурный 19-й век велосипед изобретали очень долго, с дрезины Карла фон Дреза 1817 года до «безопасного велосипеда» Джона Кемпа Старли в 1885 году прошло, как нетрудно посчитать, аж 68 лет! А все современные велосипеды есть (за редким исключением) именно варианты модели 1885 года с различными дополнениями, улучшениями (или ухудшениями).

А до того царил сначала самокат\дрезина, потом тяжёлый и неповоротливый «костотряс» из дерева и стали с педалями на переднем колесе, а потом «пенни-фартинг» он же «паук» с огромным передним колесом и маленьким задним, однако куда более лёгкий (и намного более дорогой) чем «костотряс» на колёсах от телеги.

После появления «безопасного велосипеда» снобы-спортсмены какое-то время их игнорили, предпочитая свои высоченные «пауки», однако впоследствии пересели на шоссейные модели «безопасных», стоящих достаточно дорого, чтобы не смешивать «себя любимых» со всякими кокни и прочим быдлом на дешманских двух колёсах.

Однако в южные аграрные штаты США это изобретение попало далеко не сразу. В Коннектикут, где в ту пору жил писатель, такой велосипед тоже не мгновенно привезли. Сначала опробовали в Британии.

Поэтому пункт нумер один, который многие читатели упускают — Марк Твен осваивал именно высокий велосипед с передним колесом в 125 см (примерно) в диаметре и педалями на нём. Это, конечно, не профессиональный (тогдашний) спортивный аппарат, где колёса могли быть и в 1.5 метра и больше. Однако, большинство современных велосипедистов с большим опытом катания далеко не сразу сможет освоить подобный аппарат, используемый ныне разве что в цирке, на ярмарках и на ретро-гонках. Причины банальны — такой велосипед неудобен и неустойчив, чреват падением ездока с большой высоты.

Я бы, к примеру, даже и пробовать такой не стал!

Что же говорить о том, когда именно на этом велосипеде новичку предстоит получать первичные навыки велосипедной езды?! Кроме того, Марк Твен в это время был уже человеком среднего возраста, по его собственным словам — весьма неуклюжим, с мало развитой мускулатурой. Да и рост у него был 174 см — что тоже было против автора.

Описание самого «укрощения» переписывать не буду, не вижу смысла (кто не читал, настоятельно рекомендую ознакомиться. Аудиоверсии в сети присутствуют). Реально очень смешно.

Стоит только отметить, что Марк Твен удивляется — освоение данного искусства занимает явно меньше времени, чем обучение верховой езде. Совершенно естественной и необходимой для (белого) американца 19-го века.

Помимо прямого смысла, имеется и философский подтекст, подразумевающий ознакомлением с эффектом Даннинга-Крюгера.

А также присутствует ядовитый стёб. В том числе над традиционными американскими ценностями. И лично над Мафусаилом. Чтобы в пуританских южных штатах на такое решиться, надо было иметь смелость! Да и в прочих - тоже. Впрочем, писателю было не привыкать — он этим и сам неоднократно занимался и своему знаменитому Тому Сойеру приписывал.

- Я знаю, мне он скажет, - вмешалась дама. - Первых двух апостолов звали...
- Давид и Голиаф!
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Сухой остаток: данное произведение является одним из первых (известных в нашей стране), где упоминается езда на велосипеде. В какой-то момент его даже было решено экранизировать в СССР.

Мультфильм

Экранизация рассказа свершилась именно в СССР, в 1982 году. К (приблизительному) столетию произведения. У нас вообще очень уважали творчество Марка Твена (и в 90-х он точно был в школьной программе).

Фильм-короткометражка. Кукольный. Режиссёр Раса Страутмане.

Стихи, песню и прямые цитаты из Марка Твена озвучивает Зиновий Ефимович Гердт. К тому моменту уже успевший подарить свой голос неподражаемому капитану Врунгелю.

Действие повествования, понятное дело, переносится в другое время и в совсем другую страну.

Кроме того, появляется новый персонаж — велосипедный механик. Марк Твен об этом ничего не писал (серый котейка в ботинок с.ал). Это герой уже скорее из более позднего произведения Джерома Клапки Джерома. («Трое за границей» 1900 года).

Вдвоём со спортсменом-тренером они пытаются обучить плешивого нерешительного бухгалтера искусству езды на велосипеде. По его желанию и вопреки его сопротивлению педагогическому процессу.

Скриншот мультфильма "Укрощение велосипеда"
Скриншот мультфильма "Укрощение велосипеда"

Также фигурируют в фильме лицо малолетнего возраста и хищное домашнее животное (в оригинале они присутствуют).

Цитаты используются как к месту, так и довольно хаотично.

Стёба предостаточно.

Что же касается велосипеда, то он, естественно, совершенно не похож на описанный Твеном. Скорее уж это «балунер» на относительно широких одинаковых пневматических шинах, вроде того, на котором Глеб Травин осуществил своё фантастических масштабов путешествие вокруг границ СССР в 1928-1931 годах.

Из серийных велосипедов отечественного производства (у Травина был американский) больше всего напоминает мне «Орлёнок». Хотя могу и ошибаться — велики СССР не моя тема. Обращает на себя внимание «косынка» усиливающая рулевой стакан.

Конструктивная особенность велосипеда в мультике — Fixed Gear, если по-русски — Глухая Передача. Велик не имеет специального механизма тормозов, однако при вращении педалей едет без свободного хода в соответствующую сторону — вперёд или назад. Что можно использовать в качестве цепного тормоза.

Плюсы и минусы данной системы хорошо описаны Николаем Носовым в книге «Приключения Толи Клюквина»

Опять же — это «фишка» именно экранизации, а не исходного текста. По понятным причинам.

Кстати, аксакалы, помнящие Толю Клюквина, могут поностальгировать, глядя на трюк героя-бухгалтера на детской горке в виде слоника с хоботом. На моей памяти такие прекратили своё существование где-то на рубеже веков.

Скриншот мультфильма "Укрощение велосипеда"
Скриншот мультфильма "Укрощение велосипеда"

Финальная песня основана на шутке Марка Твена и является представителем редкого класса песен на велосипедную тему.

Если и существуют иные экранизации рассказа, мне об этом ничего не известно.