Если смерть Иисуса выглядела как провал, Павел сделал так, чтобы она звучала как замысел.
Павел — тот самый парень, что написал кучу посланий в Новом Завете — и по сути, придумал половину христианского богословия. Он лично не знал Иисуса. Он не присутствовал на Нагорной проповеди. Он не видел ни распятия, ни воскресения своими глазами. Но после какого-то странного видения или галлюцинации на дороге в Дамаск он внезапно решил, что он — избранный вестник Иисуса для всего мира и знает больше, чем избранные самим Иисусом ученики. И одна из главных вещей, о которых Павел постоянно говорил, была такая: Иисус не просто умер — он умер за ваши грехи.
Откуда это вообще взялось?
Проблема Павла: это выглядело позорно
После смерти Иисуса внимание его последователей сосредоточилось на его предполагаемом воскресении, ведь они верили, что именно это было настоящим доказательством того, что он Мессия. Людей особенно не волновало, почему и как он умер.
Но когда всё немного улеглось, ранние христиане осознали, что у них серьезная проблема: предполагаемый Мессия — избранный, творящий чудеса, Сын Божий — был арестован, подвергся пыткам, унижен и пригвожден к дереву римлянами. Он не сопротивлялся. Он не убежал. Он даже не перехитрил их. Он умер, как любой другой бедный мятежник, которого раздавил Рим.
Если Иисус действительно был Сыном Божьим, почему он не остановил всё это? Почему Бог не вмешался? Почему он не призвал ангелов или не исчез в облаке дыма, как Илия? Чёрт побери, даже языческие боги умели превращаться и уклоняться от смерти.
Вместо этого Иисуса предают, бичуют, насмехаются над ним и публично казнят, как преступника. Это не выглядит как «божественная сила». Это выглядит как «провал». Даже его собственные ученики сбежали. Люди, смотревшие на это, вероятно, думали: «Ну, видимо, он всё-таки не был Мессией».
Так что Павел нашёл креативное решение для этого колоссального имиджевого кризиса. Если Иисус был настоящим, то его жестокая смерть не могла быть ошибкой. Это должно было быть частью какого-то космического плана. Иначе всё рассыпается.
Кровь и жертва
В еврейском мире, в котором рос Павел, если ты согрешил, ты приносил в Храм ягнёнка, козу или птицу и приносил их в жертву. Кровь покрывала грех. Вся система работала так. В Левите 17:11 прямо сказано:
«Ибо душа тела в крови, и Я дал её вам на жертвенник, чтобы очищать души ваши».
Павел не отказался от этого мышления. Он просто поменял козу на Иисуса. В Римлянам 3:25 он пишет:
«Бог предложил Христа в жертву умилостивления через веру в Его кровь».
Вот оно. Иисус = идеальный козёл отпущения. По Павлу, Богу нужен был кто-то, кто прольёт кровь, чтобы простить человечество, и Иисус стал несчастным добровольцем.
Иисус умер за грехи… Подождите, Иисус сам так говорил?
Тем не менее, Иисус никогда не говорил, что он собирается умереть за чьи-то грехи. Прочтите Евангелия. Серьёзно. Он говорит, что будет страдать. Намекает на смерть. Но «Я буду принесён в жертву, чтобы стереть грехи мира»? Нет. Этого там нет.
В Марка 1:15 основное послание Иисуса таково:
«Приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие».
Он говорил людям покаяться. Не: «Не волнуйтесь, я уже покрыл ваши грехи заранее». Он проповедовал: изменитесь. А не: «просто верьте в меня, и вы в порядке».
Но Павел не мог продать это язычникам. Ему нужно было что-то полегче для усвоения.
Павел — сладкоречивый продавец
Главной миссией Павла были не евреи. Он пошёл к неевреям, язычникам — к людям из таких мест, как Коринф, Эфес и Рим. И угадайте что? У этих людей уже были религии с богами, которые умирали и воскресали. Осирис, Митра, Дионис — боги, умирающие и воскресающие, были везде.
Так что сделал Павел? Он подогнал Иисуса под этот шаблон.
В 1 Коринфянам 15:3–4 Павел пишет:
«Христос умер за грехи наши… и что Он погребён был, и что воскрес в третий день…»
Звучит знакомо? Это базовый сценарий тех самых мистериальных культов. Только теперь он «официально еврейский», потому что Павел привязывает это к смутным отрывкам из Писания. (Удачи найти в Ветхом Завете ясный стих, говорящий, что Мессия умрёт за грехи всех — его там нет. Павел натягивает тексты вроде Исайи 53.)
Отговорка с Исайей 53
Павел и последующие христиане часто указывали на Исайю 53 в качестве подтверждения. Знаете, ту самую главу о «страдающем рабе». Вроде:
«Он изъязвлён был за грехи наши… наказание мира нашего было на Нём…»
Но проблема в том, что Исайя не говорил о будущем Мессии. Он говорил об Израиле как о народе, страдающем в изгнании. В главе даже сказано: «не было в нём ни вида, ни величия», и описывается он как отвергнутый и презираемый — не самые «мессианские» качества. Но Павел присвоил это и сказал: «Видите? Это про Иисуса!»
Пётр и Иаков были не в восторге
Давайте поговорим о людях, которые действительно знали Иисуса — Пётр, Иаков, Иоанн. Когда Иисус умер, они не бегали, говоря: «Отлично! Наши грехи прощены!» Нет. Они были в шоке, в замешательстве и убиты горем.
В Деяниях 2 Пётр произносит первую христианскую проповедь. Говорит ли он: «Иисус умер за ваши грехи»? Нет. Он говорит:
«Сего по определённому совету и предведению Божию преданного вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили…»
Затем он говорит, что Бог воскресил Его из мёртвых и сделал Его Господом и Мессией. Всё. Идея о том, что смерть Иисуса — это кровавое очищение от грехов, не была в центре внимания. Это пришло позже — когда Павел начал продвигать её.
Даже в Деяниях 21, когда Павел навещает Иакова и иерусалимскую общину, ему говорят соблюдать еврейские обычаи, чтобы избежать скандала. Не похоже, что они отменили Закон, потому что Иисус «исполнил его смертью».
Павел упростил всё — никаких правил, только вера
Версия христианства от Павла была удобной. Обрезание? Не надо. Кашрут? Зачем. Суббота? По желанию. Просто поверь, что Иисус умер за твои грехи — и вуаля, ты спасён.
В Римлянам 10:9 Павел пишет:
«Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, спасёшься».
Вот и всё. Весь пакет. Никаких заповедей, никакой Торы, никакого морального усилия. Просто скажи волшебные слова.
Сравните это с тем, как Иисус говорил: «Продай всё и следуй за Мной». Религия Павла — это как микроволновка: быстро, дёшево и с привкусом чего-то странного.
Бог мог бы просто простить. Но нет — сначала кровавая баня
У Павла была довольно мрачная картина Бога: космический судья, который не может простить, пока кто-то не умрёт. Как будто Бог связан каким-то вселенским кровавым контрактом. Но вот вопрос: если Бог всемогущ, то зачем ему нужна резня, чтобы простить? Он что, не может просто сказать: «Я прощаю тебя»?
По-видимому, в мире Павла — нет.
И эта идея всё заразила. Даже сегодня миллионы христиан верят, что они ничтожество, если только человек, умерший 2000 лет назад, не пролил за них кровь. Это заслуга Павла, а не Иисуса.
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos