Найти в Дзене
Тревел на всю голову

"Злой город". Фильм, который очень удивил и разочаровал

Оглавление

Посмотрела я наш новый (вышел на экраны в 2025 году) условно исторический фильм "Злой город" и, честно скажу, была сильно удивлена. Но обо всем по-порядку.

Сюжет фильма и странные нестыковки

Самая модная и финансируемая ныне государством тема - героическое прошлое земли русской. Те, кто учил в школе историю, уже догадались, что фильм посвящен обороне маленького городка Козельска, прозванного монголами за свою стойкость "Злым городом".

Действие фильма происходит в начале 1238 года. К городу Козельску, столице удельного Козельского княжества, где правит малолетний князь Василий, приближается монгольское войско. Для защиты города объединяются все местные жители, включая лесных разбойников, которые сожгли камнемёты и освободили «хашар» (безоружные местные жители, которых татаро-монголы использовали как прикрытие своих войск от стрел врагов). В течение семи недель козельцы отбивают атаки врага. Когда пришли тумены ханов Кадана и Бури с камнемётными машинами, монголы смогли взять город и сжечь его дотла, но перед кончиной города русские воины сумели уничтожить предателя купца, фактического олигарха того времени и, восстав из пепла, вспороть живот захватчику, уже праздновавшего победу. (Википедия)

Если взять историческую справку, то Козельск мужественно держал оборону от войск хана Батыя в течении 8 недель с марта по май. Однако в фильме все действие, за исключением последней сцены, происходит зимой. Я не знаю, может в 1238 году в мае в Козельске были сугробы? Или съемочной группе нужно было все побыстрее доделать? В общем, я бы сказала, сильная нестыковочка.

-2

В исторических костюмах я не сильна, а вот щиты на крупных планах, явно современно прошитые. Да и сам город, специально выстроенный где-то в Тверской области, вызывает сильное удивление. Мало того, что в нем всего десяток домов да княжий терем, там еще и стены почему-то в один ряд бревен. Видимо не стали декораторы заморачиваться хоть с какой-то исторической правдивостью и тратить время на постройку правильных укреплений, соответствующих действительности (мы же помним, что фильм то исторический. а не фэнтэзи там какое-то, ага). Да и стоит киношный Козельск как прыщ на попе, т.е. один-одинешенек к чистом поле на каком-то холме. Я понимаю, что историческая достоверность - не самая сильная сторона сюжета, но все же...

Теперь про монголов. Очень странно, но почему-то основная часть показанного нам монгольского войска - пехотинцы. Для съемок не хватило лошадей?

-3

Удивила меня сцена, когда русский "диверсанты" пробираются в лагерь монгольского войска, поджигают палатки, жгут метательные машины, освобождают пленных и при этом в лагере ни одного часового, а все чингизиды так крепко спят, что совершенно не реагируют на шум и голоса рядом с их шатрами.

-4

И, конечно же, как в любом фильме, тут золотой ниточкой идет любовная тема. И снова странности. Дочь кузнеца Весняна - этакая бой-баба, с виду лет около 30 (подозреваю, что по сюжету ей лет 18) вместо обзаведения семьей упражняется в боевых искусствах (Джеки Чан нервно рыдает в углу). К ней сватается десятник Лютобор, а она любит Могуту и решает с ним бежать в Новгород (800 км, пешком, зимой, без каких-либо припасов и теплой одежды). Дальше будет интереснее. Этот самый любимый и горячо любящий Могута вдруг в лесу почуял опасность и пошел на разведку, оставив Весняну одну со словами:

— Стой здесь! Мой свист услышишь - значит, беда! На капище беги, там встретимся! А если до утра не вернусь, домой возвращайся к отцу. Люблю тебя!

Я вот как-то не совсем поняла, барышня должна была всю ночь провести одна в сугробе в ожидании вернется-не вернется?

Ждать, правда, пришлось недолго, ибо через минуту она уже была в плену у монголов, где над ней поиздевались группой лиц и привязав за ногу оставили зимой на улице в одном исподнем. И ведь не замерзла Весняна, а покрошила руками монголов, да еще и попавшего в плен Лютобора на лошадь погрузила и к своим привезла. Есть женщины в русских селеньях!

А уж когда в конце, после того как городскую стену пробили и город сожгли внезапно выясняется, что Весняна не просто жива, а еще и способна выйти в проем стены и запеть, остановив и напугав своим пением целую армию монгольских пехотинцев, которые внезапно развернулись и позорно ушли.. В общем странно как-то все это.

Из большого количества действующих лиц выделить главного сложновато, но, пожалуй, это монах Даниил или бывший сотник дружины Козельска Ратша, какое-то время служивший у монголов и получивший там прозвище «обе руки». Как он попал к монголам, как от них бежал и прочие факты биографии Ратши в фильме упоминаются очень вскользь. Сейчас он любимец молодого князя Василия, отлученный от города. Но когда городу грозит опасность именно он вместе с экс-атаманом Берендеем мобилизует местных татей (разбойников) и встает во главе защитников Козельска, мотивируя тем, что знает, как воюют монголы.

-5

А еще лошади. Видимо постановщики решили, что в лошадях современный зритель мало что понимает, поэтому посадил монгольское войско (тех, кто не пехота) на орловских рысаков и андалузцев. Ну и правильно, не сажать же их на невнятных мелких монгольских лошадок. В фильме все должно быть красивенько, даже если оно вообще не соответствует эпохе и прочим историческим мелочам.

-6

Картонные актеры

Уже через несколько минут просмотра фильма появилось стойкое ощущение, что за исключением Алексея Гуськова (Ратша) в фильме снимаются участники кружка художественной самодеятельности. Пока они молча махали мечами, еще было терпимо, а потом они заговорили. Настолько картонных диалогов я не ожидала. Это как школьникам дать книгу и задание "прочитать по ролям". Да и сами диалоги написаны в основном настолько плоско, что понимаешь - не могли так разговаривать реальные люди.

Мне кажется, если этот фильм смотреть совсем без звука, то он особо ничего не потеряет.

Досмотрела я все это скорее из принципа, и то, потому что смотрела дома, под чаёк и плюшки.

В общем моя оценка 4 из 10. Если бы смотрела в кинотеатре, то пожалела бы денег, потраченных на билет.