В Самарканде завершился двухдневный саммит «Евросоюз — Центральная Азия» с участием представителей Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Туркменистана, а также председателя Евросовета Антониу Кошты и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен.
Стороны подписали двустороннюю декларацию о расширении сотрудничества в четырех ключевых направлениях: средства связи, совместное развитие «зеленой» энергетики, расширение партнерства по критически важным видам сырья и развитие Каспийского транспортного коридора, в который Брюссель раннее вложил уже более десяти миллиардов евро.
Повышенное внимание Брюсселя к Азии в первую очередь обусловлено шатким положением Европы в вопросах энергоресурсов и промышленности. На фоне разногласий с Соединенными Штатами и нестабильной обстановкой на Ближнем Востоке (всю морскую торговлю с которым контролируют Великобритания и США) Евросоюз ищет надежного альтернативного поставщика в лице азиатских стран.
Брюссель, быть может, даже попытается возродить нереализованный проект «Набукко» - магистральный газопровод длиной в более чем три тысячи километров, по которому иранский газ, минуя Туркмению и Азербайджан, должен был попадать в Австрию, Германию и другие страны ЕС.
По утверждению главы Еврокомиссии, Евросоюз (в отличие от некоторых, как выразилась фон дер Ляйен, «глобальных игроков»), настроен не только на добычу среднеазиатских ископаемых, но и на субсидирование местного производства, науки и создание дополнительных рабочих мест.
Данная риторика, очевидно, является уколом в адрес России, которую Брюссель уже много лет без особых успехов пытается вытеснить из региона. На данный момент сомнения у Кремля вызывает только Казахстан, элиты которого придерживаются так называемой политики многовекторности, поддерживая сотрудничество как с Москвой, так и с недружественными нам странами Запада.
Очередные колебания Туркмении или Узбекистана для РФ не представляют особой опасности. Главное - в спорной ситуации не переусердствовать с ужесточением политики в их адрес, поскольку это может подтолкнуть Ашхабад и Ташкент к Европе или Соединенным Штатам.
Пока что Брюссель не требует от азиатских держав безусловного принятия санкций против России, главным образом сосредоточившись на пресечении их обхода. Как заявляла в ходе своего визита в Ашхабад глава европейской дипломатии Кая Каллас, «нельзя допустить, чтобы российские компании использовали Среднюю и Центральную Азию для уклонения» от ограничений со стороны Евросоюза.
Данная тема поднималась и на апрельском саммите. В утвержденной сторонами декларации подписанты обязуются совместно препятствовать реэкспорту санкционных товаров, однако Россия ни в данном пункте, ни во всем договоре в целом не упоминается.