В небольших, но уютных выставочных залах Главного штаба оживает древняя Африка. Крупные, красочные фотографии экспедиции Музея Востока в Мали, словно мосты через пространство и время, соединяют зрителя с миром, далеким и загадочным.
Фотографии перекликаются с экспозицией, центральным элементом которой являются пять деревянных женских статуэток, расположенных за стеклом витрины. Эти изящные произведения искусства, датируемые рубежом XIX-XX веков, представляют собой уникальный синтез культур различных африканских народов: дан, бауле и моси.
Расстояние, отделяющее нас от Африканского континента, создает ощущение таинственности, заставляя воспринимать эти скульптуры как нечто мистическое, погружающее зрителя в мир непознанного. Однако, как отмечает куратор выставки Евгения Аброськина, целью экспозиции стало преодоление этого барьера непонимания. Вместо того, чтобы фокусироваться на экзотике и загадочности, выставка стремится показать красоту африканской скульптуры, доступную и понятную зрителю, воспитанному на европейских канонах эстетики.
Для нас, привыкших к безупречному реализму европейских мастеров, африканское искусство может показаться непривычным. Африканские скульпторы не стремились к точной передаче внешнего облика модели. Их красота – иная. Она кроется не в гармонии черт лица и пропорций тела, а в воплощении "идеала женской сути", в передаче глубинной энергии, символики и духовного содержания.
Выставка, название которой отсылает к словам Леопольда Сенгора, выдающегося французского и сенегальского политика, поэта и философа, прямо указывает на этот сдвиг в восприятии. Сенгор говорил: "Для африканца прекрасная статуя та, что вызывает в нем определенные эмоции". Эта фраза является ключом к пониманию экспозиции. Рассматривая, например, статуэтку догонов, мы, возможно, не увидим в ней классически красивую женщину. Однако, как подчеркивает Сенгор, простое изображение сидящей женщины приобретает мощную эмоциональную силу благодаря ритму, вложенному в нее мастером.
Внимательное изучение скульптур позволяет заметить исключительные особенности техники исполнения, материалов, иконографии, каждая из которых рассказывает свою историю и приоткрывает завесу над богатой культурной жизнью народов Африки.
Народ бауле (также известный как боули или бауре), проживающий в центральных и южных регионах Кот-д’Ивуара, оставил после себя богатое наследие, наиболее ярким выражением которого является его уникальная деревянная скульптура. Эти произведения искусства тесно связанные с верованиями и ритуалами народа бауле, отражающие их сложные представления о мире живых и духовном мире. Особое место в искусстве бауле занимают скульптуры, связанные с темой материнства и плодородия. Эти произведения искусства, часто представляющие беременных женщин или женщин с детьми, использовались в ритуалах, направленных на повышение фертильности и успешные роды. Их изготавливали из ценных пород дерева, идеально обработанных и полированных до блеска. Уникальные стилистические особенности этих скульптур, такие как изысканная обработка деталей лица и тела, подчеркивают их священный характер. Женские фигуры, исполненные с чувством глубокого уважения к материнской силе, служили мощными талисманами, способствующими продолжению рода.
Золотая подвеска с изображением лица человека утраченная техника Кот-д’Ивуара. До 1929 года.
Витрина центральной Африки представлена экспонатами из современного Камеруна, Юго-восточного Судана и странами Гвинейского залива, где проживала народность йоруба. Это оружие, ритуальные маски, статуэтки и даже музыкальные инструменты.
Метательные топоры восточного Судана часто были довольно большими, что позволяло использовать их не только для метания, но и в качестве оружия ближнего боя. Для удобства хвата и защиты руки некоторые рукояти таких топоров имели обмотку или специальную деревянную отделку. Интересно, что существовали и ритуальные топоры, применявшиеся в религиозных обрядах и для отпугивания злых духов. С целью усиления их магической силы, на некоторых топорах наносились специальные священные символы. Таким образом, африканские метательные топоры представляли собой не только практичные орудия, но и объекты, наделённые глубоким сакральным значением, используемые в повседневной жизни и религиозных практиках. Справа представлена церемониальная кочерга общества огбони из современных Нигерии и Бенина.
Уду (от игбо Udu — «сосуд; мир») — африканский глиняный барабан-горшок проживающих в Нигерии племён игбо. Глубокие, настигающие звуки, которые производил уду, многим казались "голосами предков" и первоначально его использовали в религиозных и культурных церемониях. При ударе по отверстию издает глубокий низкий звук, по поверхности звенящий керамический звук. Может иметь мембрану на поверхности.
Культ ибеджи народа йоруба, населяющий западную часть Африки (преимущественно Нигерию, Бенин и Того), известен во всем мире не только своей богатой культурой и традициями, но и поразительно высоким процентом рождения двойняшек. По статистике, около 5% всех родов среди йоруба приводят на свет двойню – показатель, который в несколько раз превышает среднемировой (около 1%) и значительно превосходит показатели развитых стран Европы (1,5%) и Японии (менее 1%). Что же стоит за этим удивительным феноменом? Наука до сих пор не дала однозначного ответа. Гипотезы варьируются от генетических особенностей популяции до влияния определенных пищевых продуктов и экологических факторов. Однако, вне зависимости от научных объяснений, высокая частота рождения двойняшек глубоко повлияла на культуру и мировоззрение йоруба. Центральным элементом этой культуры является культ близнецов, проявляющийся в особом отношении к двойняшкам и особом ритуале, связанном с их возможной смертью. Йоруба рассматривают близнецов как единую душу, обитающую в двух телах. Каждый из близнецов выполняет свою роль в этом единстве. Младший, Taiyewo («тот, кто первым пробует мир»), считается тем, кто первым исследует мир, рискует и готовит путь для старшего. Старший, Kehinde («идущий последним»), направляет младшего, как бы «посылая» его вперед, чтобы оценить мир перед его собственным появлением. Эта концепция глубоко укоренена в мировоззрении йоруба и отражает их философию взаимосвязи и единства. Утрата одного или обоих близнецов в младенческом возрасте – событие трагическое, но йоруба нашли способ сохранить связь с ушедшей частью единой души.
Для этого они обращаются к мастерам, которые изготавливают специальные куклы – ибеджи (Ere ibeji), что в переводе означает «близнецы». Традиционно эти куклы вырезались из дерева, но современные мастера используют и пластик. Характерная черта традиционных ибеджи – большая голова, символизирующая вместилище души, и тело, изображающее взрослого человека, а не младенца. Если умирает один близнец, создается одна кукла; если оба – две. Ибеджи – это не просто игрушки. За ними ухаживают, как за живыми детьми: их купают, кормят, одевают, натирают благовониями и кладут спать рядом с родителями. Считается, что забота об ибеджи защитит будущих близнецов в семье и обеспечит ее благополучие. Эти куклы становятся полноправными членами семьи, хранящими память о потерянных детях и символизирующими непрерывность жизни и духовной связи. Куклы часто украшаются яркими красками, бисером и другими декоративными элементами, что свидетельствует о глубоком уважении и любви к тем, кого они представляют. Культ ибеджи представляет собой уникальное явление, отражающее глубокое понимание жизни и смерти, единства и взаимосвязанности в культуре йоруба. Этот ритуал, передаваемый из поколения в поколение, является ярким свидетельством устойчивости традиций и способности народа йоруба адаптироваться к изменениям, сохраняя при этом свою уникальную идентичность. Более того, изучение культа ибеджи дает ценную информацию не только об антропологии и духовных представлениях йоруба, но и подкидывает новые вопросы к учёным, исследующим феномен высокой частоты рождения двойняшек у этого народа. Возможно, секрет кроется не только в генетике, но и в неразрывной связи, которую йоруба создают с духовным миром, считая близнецов особым даром и знаком судьбы.
Асафо - военные общества и их знамена в истории фанти.
Асафо (Asafɔ), что в переводе с языка фанти означает «военные люди», представляли собой сложную и многогранную социальную структуру, игравшую ключевую роль в жизни народа, населявшего атлантическое побережье современной Ганы. Они были одновременно милицией, обеспечивающей общественный порядок, и военной силой, находящейся в распоряжении политических лидеров. Структура асафо была децентрализована: каждый город, а часто и отдельные кварталы, имели свои собственные, зачастую многочисленные подразделения. Именно флаги (обозначаемые также как «знамена») служили ярким символом идентичности и силы этих подразделений, отражая их историю, традиции и даже взаимоотношения с соперниками. Изготовление флага было событием, тесно связанным с жизнью асафо. Новый флаг шился при назначении нового командира или же в случае сильного износа старого. Процесс создания флага, включая выбор цветовой гаммы и символики, полностью контролировался начальником подразделения. Однако, он не мог действовать произвольно. В начале существования асафо, дизайн флагов опирался на устоявшиеся традиции и прецеденты. Со второй половины XIX века, с усилением колониального влияния, необходимость официального утверждения дизайна флага стала обязательной. Это привело к созданию своеобразного «флажного кодекса», хотя и неформализованного, но строго соблюдаемого внутри общины. Символика флагов асафо была невероятно богата и многообразна. Цветовая гамма, орнаменты, изображенные фигуры – все это несло глубокий смысл, часто связанный с историческими событиями, мифологическими персонажами, пословицами и поговорками фанти. Эта символика тесно переплеталась с устной традицией, передаваясь из поколения в поколение.
Маска нумбе
Маска-шлем подобного типа зафиксирована у нескольких народов, населяющих атлантическое побережье Гвинеи, - налу, бага, ландума. Как и в случае скульптуры элек (извест- ной также как а-чшоль), важной составляющей обрядов, направленных на защиту клана, использование нумбе связано с симо, некогда влиятельным и важным обществом, осуществлявшим врачебные и земледельческие практики. Маска принимала участие и в похоронных обрядах. Узнаваемая задняя часть маски символизирует, очевидно, хвост африканского ламантина, частого гостя гвинейских лагун и рек. Существует мнение, что приписываемая лан-дума маска происходит от их соседей бага, у которых она известна под именем тонконгба.
Сабля и меч-каскара: сталь, дерево, кожа, шерсть. Ковка, чеканка, серебро, гравировка, тиснение. Восточный Судан, 19 век.
«Стиль Дженне» — принятое обозначение характерных образцов произведений из керамики, бронзы, железа и золота, найденных на территории соврем. Республики Мали и датируемых концом первого тысячелетия новой эры. Основными мотивами пластического искусства этой культуры были сидящие на коленях мужчины и женщины, всадники, люди, несущие на себе змей. Образ змеи соотносится с устной традицией — мифом о Уагаду Бида, семиголовом змее, причастном, согласно сонинке, к расцвету и упадку Уагаду (Древней Ганы). Город Дженне на протяжении веков был не только форпостом суданской торговли, но и важнейшим центром исламского образования.
Деревянная женская маска для театральных представлений союза до из Бамана.
Неотъемлемой частью социальной жизни бамана являются союзы до, отвечающие за обряды перехода: через них человек из одного возрастного класса попадает в другой, по мере чего он усваивает новые знания и нормы, овладевает навыками обрядовой и социальной жизни. На празднование завершения обряда перехода, которое сопровождается песнями и танцами, надевают соответствующее облачение.
Фигура ньелени из современного Мали
Фигура, чье название происходит от традиционного имени бамана (Ньеле, ни «маленькая»), использовалась в празднествах общества до, связанных с завершением обряда инициации юношей. Ньелени одевали во фрагменты ткани, одежду и украшения. Использовали также масла для придания фигуре блеска, а скарификация на деревянной скульптуре соответствовала той, какой девушки украшали свои тела. Фигура олицетворяла идеал женской красоты, какими его видели молодые люди. Само же использование ньелени должно было говорить зрителям, что ее обладатель достиг возраста, в котором человек готов к вступлению в брак.
Маска кпоньюнго, современное Мали. Маска участника похоронной церемонии (nyungo "голова", kpoo "покойник"). Маска связана с похоронным обрядом проводимым мужским союзом поро, к функциям которого относится так же и воспитание молодёжи, обеспечение её перехода из одного возрастного класса в другой, общение с миром духов и сохранение традиций через почитание предков. Цель проводимого членами поро обряда заключается в умиротворении духа, оказавшегося на свободе в результате смерти человека. Блуждание этого духа, согласно сенафо, может приобрести к возвращению мирового хаоса и, следовательно, беде для сообщества.
Шкивы ткацкого станка, современное Мали. Направляющие шкивы такого типа являются частью традиционных ткацких станков, управляемых мужчинами. Их держатели украшают зооморфные и антропоморфные фигуры, часто женские, которые могут служить источником эстетического удовольствия и объектом сокрального почитания. Создание ткани, прохождение нити по щкиву и движение челнока ткацкого станка между нитей наполненого символизмом прокреации, что объясняет наличие именно женских фигур на навершениях держателей шкивов.
Маска начало ХХ века, современное Мали
Мукинка, маска и фигура. Первая половина ХХ века, современная Ангола и Демократическая Республика Конго. Басалампасу имеют три характерных типа масок , схожих стилистически, но изготовлявшихся с использованием различающихся материалов. Они отражают мужскую общественную стратификацию - охотников, воинов, вождей. Воплощение последних и была маска мукинка (буквально "вождь"), которая участвовала в представлениях, имевших отношение к обрядам инициации и принятию новых членов в общество воинов. Многие маски этого типа покрыты накладками из кусочков меди. Фигура, одетая в костюм из растительных волокон, изображающая одежду проходящего инициацию, представляет особую ценность, так как распространена не столь широко, как маски.
Маски и фигуры для обрядов современных Габона, Анголы и республики Конго
Фигура бимби, современная республика Конго. Мужская фигура, которая при нанесении на неё белой глины (мукуйа) становилась вместилищем духа предков, без нанесения таковых фигура была лишена этих свойств. Женский аналог, как правило, трогает руками свою грудь или живот, или изображается с протянутыми вперед руками ладонями вверх. Согласно бабеембе, дух, олицетворением которого была фигура с нанесенной на неё глиной, мог не только способствовать благополучию ее обладателя и членов его семьи, но и наказывать за ненадлежащее выполнение установленных предками норм поведения.
Как образовалась коллекция африканского искусства, рассказывает сам Эрмитаж:
"В XIX веке Африка оставалась в стороне от основных геополитических интересов Российской империи, памятники из неё почти не поступали в страну как побочный продукт дипломатических связей, а осознание их эстетической ценности требовало времени. В послереволюционные годы ситуация практически не изменилась, тем более, что в городе имелась большая систематически подобранная коллекция Кунсткамеры. В 80-х годах Эрмитаж получил в дар несколько предметов из Гвинеи, Нигерии и Мали, дополнив имеющиеся в музее образцы африканского оружия. Эти случайные поступления стали толчком для собирательства в совершенно новом для Эрмитажа направлении. В 1988-2010 годах в Эрмитаж поступили в виде покупок и даров части коллекций В.Р. Арсеньева - сотрудника Кунсткамеры, профессионального этнографа-африканиста, автора многочисленных научных работ, исследователя культуры народа бамана. При всём своем интересе к общим проблемам истории и культурологии он был не кабинетным ученым, а полевым исследователем, много лет прожившим в Мали среди людей, которых он не просто изучал, а уважал и любил; о степени его вживания в африканскую культуру лучше всего говорит то, что он был принят в один из родов бамана. Собирая свою коллекцию, он стремился приобретать вещи, функционировавшие в их естественной среде, поэтому на многих из них есть следы их использования. В его коллекции представлены образцы современного художественного творчества, берущие за образец и европейские традиции, в том числе живопись. Большинство вещей из коллекции В.Р. Арсеньева датируются второй половиной ХХ века, хотя специфика материала предполагает постоянную корректировку времени их создания и атрибуции. В 2015 году произошло то, что, хочется думать, стало началом нового этапа формирования африканского собрания Эрмитажа: почетный консул Гвинейской Республики в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Сергей Алексеевич Гирдин предложил свою помощь в собирании африканского искусства путем целенаправленных покупок на аукционах вещей из европейских и американских коллекций ХIХ века. В 2016-2017 годах в дар от С. А. Гирдина поступило около 40 предметов высокого качества; с ними африканская коллекция Эрмитажа насчитывает более 250 произведений."
Статьи по теме:
Адрес: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Главный штаб. Дворцовая площадь, 6-8. Часы работы: Понедельник выходной. Среда, четверг, воскресенье 11:00 – 18:00. Последний сеанс: 16:00. Вторник, пятница, суббота 11:00 – 20:00. Последний сеанс: 18:00