Вечно меняющиеся залы и богатая паутина заманчивых загадок обеспечивают ей место великой головоломки всех времен.
Я не совсем уверен, что Dogubomb не разрабатывала Blue Prince в качестве личного подарка именно мне. В этой чрезвычайно умной головоломке смешался целый список моих лучших игровых жанров и концепций: Головоломка от первого лица с простым фасадом, за которым скрывается, казалось бы, бездонная яма секретов, рогуэлиты, в которых идеально сбалансированы постоянные улучшения и рост ваших собственных навыков, механика драфтинга, использующая лучшие стороны колодостроителей без багажа, связанного с тем, чтобы быть таковым, и даже построение карт на основе плиток, напоминающее мою любимую настольную игру Carcassone. Даже если в этой куче Tom Stuff есть вещи, которые не вызывают у вас такого же восторга, как у меня, сочетание получается прекрасным. После десятков часов, проведенных за игрой, я все еще с бешеной скоростью разгребаю слои этого лука, но я уже уверен, что Blue Prince заняла свое место в списке лучших головоломок всех времен.
Вы играете за Саймона, подростка, который унаследовал величественный особняк своего уважаемого и немного эксцентричного дяди, но может претендовать на это наследство только в том случае, если сможет понять, как перемещаться по постоянно меняющимся залам поместья, чтобы найти скрытую 46-ю комнату. В начале игры все довольно просто (если не считать всей этой истории со сдвигающимся домом М.К. Эшера), и хотя вокруг разбросано множество полезных советов, вы в основном просто предоставлены сами себе, чтобы увидеть, что вы можете собрать воедино. Это отличная основа, потому что, хотя вы не всегда знаете, каким может быть следующий шаг, ваши цели всегда достаточно ясны, чтобы у меня не было ощущения, что я просто блуждаю в темноте.
Хотя время от времени вам будет казаться, что вы блуждаете по кругу. Основу Blue Prince составляет механика призыва, с помощью которой вы исследуете дом: Каждый день вы начинаете с ограниченным количеством «шагов», которые тратятся каждый раз, когда вы проходите через дверь, и каждый раз, когда вы открываете новую, вам дается три варианта того, какая из множества уникальных комнат особняка окажется по другую сторону. Это значит, что вы каждый раз по-разному заполняете план девяти на пять комнат, соединяя дверные проемы и стараясь не заходить в тупики, находя по пути полезные предметы и бесценные подсказки. Может показаться, что в этом нет ничего необычного, но постепенно осваивать эту систему - настоящее удовольствие.
Некоторые комнаты представляют собой обычные коридоры, в то время как другие играют более разнообразные роли, разделенные на цветные категории в зависимости от типа. Например, фиолетовые спальни часто дают дополнительные шаги при входе, желтые магазины продают полезные предметы, если вы собрали достаточно монет для их покупки, а красные комнаты имеют негативные эффекты (например, затуманивают варианты призыва), которые могут помешать вашим планам. Некоторые комнаты могут появляться только при соблюдении определенных условий, например, если вы чертите по краям дома или забрались достаточно глубоко внутрь. Было забавно выяснить, какие комнаты должны стать моими приоритетными в самом начале, чтобы в дальнейшем настроить себя на успех, собирать предметы, такие как ключи для отпирания дверей или драгоценные камни, которые можно потратить на черчение особых комнат, а затем использовать эту подготовительную работу для целенаправленного погружения в комнату или зацепку, за которой я так хотел охотиться.
Постепенно овладевать системой призыва - настоящее удовольствие.
Собственно «головоломки» в этих комнатах принимают самые разные формы, но все они настолько же увлекательны, насколько и дьявольски сложны для решения. Некоторые из них содержат очень простые математические или логические задачи, есть несколько буквальных головоломок, которые нужно найти, а другие требуют немного более сложной комбинации нажатий кнопок или рычагов, чтобы решить то, что делает эта комната. Но подобные задачи - лишь гарнир к тому, что может предложить Blue Prince, а самые интересные вещи по ощущениям ближе к таким невероятным головоломкам от первого лица, как Return of the Obra Dinn или Outer Wilds. Она просит вас по-настоящему взглянуть на окружающий мир, записать то, что вы найдете, а затем использовать эти знания, чтобы установить связи там, где это возможно - и делает это в той экспертной манере, когда что-то может показаться совершенно загадочным в самом начале, а затем блестяще достижимым, когда вы наконец разгадаете его. Это может означать поиск комбинации к сейфу в документах, расшифровку того, почему определенные предметы находятся именно там, где они находятся, или использование функции определенной комнаты, чтобы преодолеть препятствие в другом месте.
Последняя часть может привести к единственной реальной точке разочарования, которую я обнаружил в Blue Prince, а именно к тому, что самые лучшие планы домовых мышей и людей могут рухнуть из-за нескольких неудачных жребиев. Не поймите меня неправильно, есть очень реальные и эффективные способы смягчить случайность предлагаемых вам комнат - как с точки зрения обучения тому, как расставить приоритеты и когда стоит или не стоит рисковать, так и с помощью постоянных обновлений, о которых я не буду спойлерить, которые могут сделать будущие забеги более последовательными. Но, проще говоря, иногда вам нужна комната, позволяющая повернуть налево, вы делаете все возможное, чтобы получить ее (в том числе собираете кубики, позволяющие перебросить нарисованные комнаты), и все равно остаетесь в тупике, как Зуландер, когда вам в конце концов предоставляют выбор. Такие неприятные моменты случаются нечасто, но все равно обидно, когда удачный в остальном ход заканчивается из-за того, что вы просто не увидели нужную комнату.
(По касательной, мне также очень хотелось бы, чтобы вы могли сохраняться и выходить из игры в середине пробега, не прерывая свой прогресс и полностью завершая текущий день, или, по крайней мере, чтобы открытие меню останавливало тиканье внутриигровых часов. Запуски часто могут длиться более часа, что делает погружение в Blue Prince и выход из него затруднительным - хотя это действительно проблема, поскольку я играл на настольном ПК, так как консоли и даже Steam Deck позволяют приостановить игру, если вам нужно заняться чем-то другим).
Здесь столько всего интересного, что любой запуск редко оказывается пустой тратой времени.
К счастью, боль от этой случайности сглаживается тем, что здесь так много интересного, что любой запуск редко бывает пустой тратой времени. Возможно, вам не удалось составить определенную комбинацию комнат или добраться до нужного квадрата, но, скорее всего, вы все равно попали в несколько новых комнат, и это почти всегда пополняло растущий список загадок, которые я записывал в стопку рукописных заметок. На «победу» над Голубым принцем у меня ушло около 15 часов, и добраться до 46-й комнаты - это, конечно, приятная головоломка, но теперь у меня гораздо больше целей, чем когда я только начинал. Нужно открыть сейфы, открыть двери, прочитать книги и письма, расшифровать подсказки и узнать много интересного.
Впечатляет, как все эти необязательные головоломки вплетаются в путь «главной» - некоторые прячутся на виду с первой минуты, ожидая, пока вы поймете, что они важны, а другие бросают на ваш путь неприметные крошки, которые ведут в глубокую и неожиданную кроличью нору, если им следовать.
Скриншоты игрового процесса Blue Prince
В Blue Prince было невероятно сложно обсуждать игру с друзьями, которые тоже играли, потому что случайность механики призыва в сочетании с вашим личным чувством любопытства может направить двух игроков по совершенно разным путям. Однажды, когда у меня было около пяти часов игры, я взволнованно упомянул о том, что разблокировал что-то для друга, который уже прошел 40 игр, и узнал, что он еще даже не нашел эту вещь. И все же эта фрактальная обитель не разочаровывает случайными утаиваниями, потому что подсказки часто можно найти в нескольких формах или местах; и снова вы постоянно к чему-то продвигаетесь.
По мере того как вы проникаете вглубь, изначально легкая история Blue Prince также начинает смещаться в центр внимания. Узнавание подробностей о двоюродном дяде вашего персонажа и истории всей семьи начинается как небольшая забавная декорация, но в итоге она становится такой же богатой и убедительной причиной для продолжения игры, как и любая другая головоломка. Миростроительство здесь подается с непривычной для меня терпеливостью: вы можете узнать много нового о своих родственниках, поместье и стране, в которой оно расположено, но ничего из этого вам никогда не навязывают. Благодаря этому все, что я мог узнать о важных исторических событиях или сложной геополитике, воспринималось как победа, которая почти всегда поможет мне разгадать будущие тайны, а не просто «предания», о которых можно прочитать в книгах или письмах, а потом от них отойти.
По-прежнему избегая спойлеров, как лазерных проводов в ловушке Mission Impossible, эта история и ее темы ловко увязываются с вашими действиями так, как немногим играм удается сделать это так успешно. Саймон бродит по дому, который он внезапно унаследовал, и находит крупицы информации, рассказанные с противоречивых точек зрения, и часто в совершенно неправильном порядке. Попытка установить все нужные связи по мере того, как он превращается из мальчика, просто решающего забавную головоломку, чтобы выиграть приз, в того, кто понимает, какую реальную награду таит в себе этот особняк, отразила мое собственное путешествие с Blue Prince, которое является своего рода тонким блеском, который вы не увидите во многих играх.
Оценка
Blue Prince - это такая головоломка, которая глубоко засела в моем мозгу и не отпускает. Ее сложные загадки блестяще вплетаются в тщательное решение того, как расположить комнаты особняка на каждом случайном шаге, и я почти каждую ночь после игры строил планы этажей во сне. История, которая постепенно возникает в этом увлекательном месте, также очень интересна, и она заставила меня жадно искать подсказки и комбинации в течение многих часов после того, как я дошел до титров, в то же время поэтично привязываясь к механике, которая приводит вас к ним. Попадание в тупик, которого вы всеми силами старались избежать, может время от времени расстраивать, но в этом обширном поместье так много интересного, что случайности никогда не останавливали мой прогресс надолго. Если The Witness, Portal и Myst уже занесены на гору Рашмор головоломок от первого лица, то я не удивлюсь, если вскоре рядом с ними будет высечен и Blue Prince.