Найти в Дзене
Русь Триединая

ПРОРИСОВКА ОБРАЗА БУДУЩЕГО -- ЦИТАТЫ МЫСЛИТЕЛЯ ИВАНА ИЛЬИНА

ПРОРИСОВКА ОБРАЗА БУДУЩЕГО В Харькове русский реактор работал на издаваемых нами «РУСЬЮ ТРИЕДИНОЙ» трудах мыслителя Ивана Ильина, Константина Победоносцева, Митрополита Иоанна Снычева, Александра Каревина, и других авторов; на организации выставок, концертов, Крестных ходов, конференций. В Харькове мы старались не рефлексировать на чужие подачи, а формировать свою повестку. Кочегарили свой котел, возделывали свою ниву и собирали свою жатву. В России мы действуем так же, мы издали труд Александра Шарипова, посвященный Ивану Ильину. В России нам есть что делать и что издавать. Наша задача неизменна -- вооружать людей смыслами! Воздух в колёсах машины ничего не стоит, но дорогой автомобиль не поедет на спущенных колёсах. Так и обществу нужна идейная подкачка. Русский мыслитель Иван Ильин предсказавший распад Советского Союза, предсказавший, что Россия не погибнет от расчленения, а возродится в новом качестве, способен воодушевить и собрать русских общественников! ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ «РУССКИЙ

ПРОРИСОВКА ОБРАЗА БУДУЩЕГО

В Харькове русский реактор работал на издаваемых нами «РУСЬЮ ТРИЕДИНОЙ» трудах мыслителя Ивана Ильина, Константина Победоносцева, Митрополита Иоанна Снычева, Александра Каревина, и других авторов; на организации выставок, концертов, Крестных ходов, конференций. В Харькове мы старались не рефлексировать на чужие подачи, а формировать свою повестку. Кочегарили свой котел, возделывали свою ниву и собирали свою жатву.

В России мы действуем так же, мы издали труд Александра Шарипова, посвященный Ивану Ильину. В России нам есть что делать и что издавать. Наша задача неизменна -- вооружать людей смыслами!

Воздух в колёсах машины ничего не стоит, но дорогой автомобиль не поедет на спущенных колёсах. Так и обществу нужна идейная подкачка.

Русский мыслитель Иван Ильин предсказавший распад Советского Союза, предсказавший, что Россия не погибнет от расчленения, а возродится в новом качестве, способен воодушевить и собрать русских общественников!

ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ «РУССКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ ИВАН ИЛЬИН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО» Александра Шарипова, изданной «Русью Триединой» в 2020-м году.

«Высшая задача философа и цель идеального правопорядка – создать не счастье (земное или загробное), а воплотить идею, оправдать добро, ценное само по себе.»

«Каждый человек «пожизненно связан с одним единственным в своём роде телом, которое его овеществляет, изолирует, обслуживает, питает и символизирует» и которое является той «вещественной пропастью», что отделяет одних людей от других.»

«Творческое вдохновение родится из любви к совершенству и воли к качеству; оно есть воля к совершенному созданию; его нельзя предписать, оно приходит только в божественной свободе. Оно есть состояние свободной духовной любви, творчески напрягающей все силы человека. Вот почему вдохновение так близко к молитве и подвигу».

«Только «внутренний духовный опыт делает человекообразное существо воистину человеком, т.е. духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство

Дух пользуется «одушевлённым телом», лишь как «своим выразительным знаком и действующим орудием».

«Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни, их любя, им служа и предаваясь, – то он сам неизбежно превратится в чувственное существо,... в наслаждающееся бездуховное животное; и это будет выражаться в его лице,... смотреть из его глаз и управлять его поступками». И наоборот, «если человек верует в Бога..., то божественные содержания становятся для него жизненным центром.»

«Человеку дано быть духом, в этом основной смысл его жизни» и под его водительством каждый человек призван «осуществлять в себе задуманную Богом гармонию духа, души и тела».

«Кто сам не воспринимает в себе Божьего сына, того не исправит никакой террор». Великое социальное значение верного чувства собственного достоинства, которое доступно только духовной личности, в том, что «человек без чувства ответственности и чести – неспособен ни к личному, ни к общественному самоуправлению».

«Только «духовно-зрячий человек может иметь основание и право принять на себя властное руководство общественной жизнью.»

«Организованное общение людей, связанных между собою духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих её силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками.»

«Жить стоит только тем, за что стоит и умереть».

«Война учит человека проверять свою жизнь – её достоинство, её качество, её верность её правоту. В этом духовный смысл войны: «Война учит нас жить, любя нечто высшее, такое, за что стоило бы и умереть; любить его больше, чем себя.»

«Я всю жизнь провисел на волоске, с 1914 года волосок много раз и надолго становился волосочком. Не было надежды и вероятности удержаться на нём; но милостию Его – держался и удержался. Ещё в подвале ЧК я молился: «Я всё своё сделал; моим возможностям конец. Да будет Воля Твоя: отзовёшь – я отойду к Тебе; оставишь – буду бороться дальше до конца. Ибо я слуга и воин Твой!»

«Гражданская война подобна эпидемии; это психоз ненависти...»

«Там была огромная адская кузница духа; молот сатаны отбирал драгоценные камни от шлака.»

«Я каждый день благодарю Бога за то, что он приобщил меня этому трагическому процессу, этой сатанинской плавильне, исполненной мистериозно-космического значения. Это духовный опыт.

Мы чувствуем себя не заморенными обывателями, потерявшими пять лет жизни, а миссионерами, прошедшими через чистилище и обремененными великою и, может быть, непосильною ответственностью.»

«Великая свобода дана нам, великая – глубина безмерная: “Суббота – для человека!” И всякий меч, да, Крестом осиянный, направленный против Зла – сам – Крест!»

«В мучениях душа очищается и прозревает; прозревшему взору дается источник мудрости – очевидность. Но первое условие умудрения – это честность с самим собою и с предметом перед лицом Божиим.»

«Тот всеблагой перст, который я столько раз благодарно и трепетно осязал в моей жизни – лучше ведает, что мне нужно и чего мне не нужно. Как могу я роптать? я твердо знаю и двадцать раз проверил одно: когда я служу из последних сил и до последних сил, – то остальное он всегда устраивал на путях, неожиданных для меня и незаслуженно милостивых.»

«Государство имеет религиозную задачу – служить своею властью Божьему делу на земле...»

«Народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах культуры переживать эпоху упадка10. Нация может встать на ложный и обречённый путь «больной цивилизации», творя «культуру без сердца», которая уже не будет культурой, но антикультурой.»

«На самом деле жизнь человека есть не игра естественных сил и не беспринципная борьба за существование, но «творческий процесс, протекающий пред лицом Божиим, и при участии божественных сил, живущих в человеке.»

«Только духовный опыт – опыт, открывающий человеку доступ к любви, совести и чувству долга, к праву, правосознанию и государственности, к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии, – только он может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить.»

«Культура творится личным духом. Человек есть «самодеятельный волевой центр», который «должен строить себя сам, владеть собою, управлять собою и отвечать за себя.»

«Велика ответственность таланта перед обществом: «Художник призван принять вещь в свою душу с тем, чтобы увидеть и показать другим божественное.»

«Христос, воплотившись, отмечает Иван Ильин, не отверг земной способ бытия, а «принял его и победил его», потому «и нам надлежит идти Его путём и творить Его дело, как волю Отца.»

«Христианин призван... вносить свет Христова учения в земную жизнь и творчески раскрывать дары Святого Духа в ее ткани.»

«Проникнуться духом Христова учения и излить этот дух в свою жизнь и в мир вещественный – вот та задача, раскрывающая всем и каждому великую внутреннюю свободу и великий творческий простор во внешнем мире.»

«Холодный, чёрствый, высчитывающий ум и бессердечная, черствая, расчётливая воля презрительно отстранили созерцающее сердце, – эту главную евангельскую силу, – и стали строить культуру самостоятельно. Отсюда все бедствия наших дней.»

«Религия… живёт духовной очевидностью; и если люди разлюбят этот дар, отвернутся от него, осмеют его и утратят его окончательно, то в их культуре умрёт священная сердцевина, культура их перестанет быть духовной и прекратится, как культура, вообще.»

«То, что выговаривает большой национальный художник, есть его творческое слово и его созидание; но оно произносится им за весь народ и от его лица, – отмечает Ильин. – Он сам становится органом национального самоопределения, живогласною трубою своей родины.»

«Чувство и воля националиста прикрепляются не к духу и не к духовной культуре его народа, а к внешним проявлениям народной жизни – к хозяйству, к политической мощи, к размерам государственной территории и к завоевательным успехам своего народа.»

«Безнациональность есть духовная беспочвенность и бесплодность; интернационализм есть духовная болезнь и источник соблазнов.»

«Денационализируясь, человек теряет доступ к «священным огням жизни», от которых творится культура, обезличиваясь он становится «историческим песком» духовной пустыни и «мусором» культуры.»

«Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что, видя духовный облик своей родины, он умеет видеть духовные дары и обретать их у чужих народов, так как он способен узреть их духовную силу, их духовные достижения.»

«Без «здорового национально-патриотического чувства» «ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру». А «люди без родины становятся исторической пылью.»

«Пушкин есть чудеснейшее, целостное и победное цветение русскости». В творческих образах поэта высказан русский «национальный символ веры.»

«Страшное сознание своего одиночества, своей ненужности, своей чёрной ненужности для чудесной нашей Родины – легло на меня камнем. Конечно – честь и верность моя со мною и я знаю, хорошо знаю те часы, в которые я их предпочел всяческому личному устроению. Но, Господи Боже мой! Что за страшное время выпало нам на долю, что негодяям, законченным лжецам и бесстыдникам пути открыты – а нам – поток унижений!... Обёртываюсь назад – и содрогаюсь, видя сколько раз и из каких ям и петель – вынимал меня Перст. И только в минуты малодушия – унываю и отчаиваюсь.»

«Антисемитизм вреден России, опасен для нашей эмиграции и совершенно не нужен внутри страны, где антисемитизм давно уже разросся до химеры. Не говоря уже о его элементарной несправедливости.»

«Я совсем не болею честолюбием; или точнее – моё честолюбие в том, чтобы мои книги после моей смерти ещё долго строили Россию.»

«Судьба моя темна и трудна. Я вижу только Господа надо мною. Но когда делается очень погано – и я по малодушию ропщу – тогда я и Его теряю на короткое время. Я часто завидую умершим – свершили и ушли.»

«Я наг и сир — и в Руке Божией. Пока она вывела меня с крайней милостью — дала наступить на аспида и василиска. Но куда ведёт — не знаю, не вижу. Как будто ангелы–хранители вывели нас из рва львиного или из Петровой темницы.»

«1937. Октябрь. Два допроса в Гештапо.

Не служил ли я в Москве большевикам? Ответ: нет.

Почему меня не расстреляли сразу, а выслали только через пять лет? Ответ: Бог не допустил.

Не масон ли я? Ответ: нет.»

«1938. Апрель. Приглашение к заместителю Розенберга. В беседе категорически заявляю, что Украйна не в моей власти, но что на оккупацию её и отчленение никогда не соглашусь.»

«Словом, я чувствую себя в беспросветной ссылке. Права на труд не имею. И удивлённо спрашиваю: “Господи! Я мнил себя слугою Твоим… Неужели я не нужен Тебе для России? Доколе же быть мне забытым в чужом архиве?!”… И – покоряюсь. Плачу, но не ропщу.»

«Россия есть не пустое слово и не просто единое государство, но система духовного единства, созидаемая единым, русско-национальным духовным актом».

«Без соприкосновения с пределом вещей, без пафоса истины (пусть мнимой или ложной) жизнь кажется русскому пустой, блеклой, мертвой.»

«Святая Русь учила и вела несвятую Русь, воспитывая в ней те качества и доблести, которые были необходимы для создания великой, имперской России.»

«Русский исторический путь развития назван учёным «хождением по мукам», и «эти исторические муки русский пронес и вытерпел как христианин»: они не были для него напрасны и бессмысленны, он «нёс их как жизненный крест, знал и верил, что по окончании их наступит воскресение», ибо «крест – истинный знак победы, обещание воскресения.»

«Мужчина, на долю которого выпадают войны и страдания, хочет видеть в женщине не просто возлюбленную, не просто приятную спутницу жизни, он ищет твёрдый характер, ему нужен именно ангел-хранитель.»

«Именно в казачестве, своеобразном русском рыцарстве, неукротимая любовь к свободе была признана государством и «получила свое консервативное, гражданственно-религиозное содержание» – охранять рубежи православного Отечества. Казаки же, отмечает Иван Ильин, являли собой живой набор черт российского государственного служилого человека – инициативность, отвагу, прилежание, самоуправление и воинственный дух. Именно в казачестве отражено освоение двух великих «бремён» России – «бремени земли» и естественно присоединявшегося к нему «бремени народности»: «до ста восьмидесяти различных племён и наречий» должны были уживаться в России, подчёркивает мыслитель. В лице казачества отразилась способность русского человека, с одной стороны – к уживчивости, с другой – к освоению социо-культурного богатства окружающих народностей.»

«Подобно тому, как на небе есть только один Бог, а в семье только один отец, так у народа есть только один царь. Народ ощущает его в своей праведной вере, в религиозной ответственности, в очищении совести, в национальном инстинкте самосохранения, видит в нем помазанника Божия – отца государства и высказывает ему любовь, преданность и верность.»

«Пусть твое служение и твой меч будут как молитва”; для церкви – “пусть твоя молитва будет как сила и меч.»

«1937 г. Германии предназначено впасть в преступное безумие и злодейство – и пасть!»

«Вообще судьба каждого из нас в отождествлении с отцом как представителем всего ряда предков и воплощением родового инстинкта. Неудачное отождествление может человеку испортить всю жизнь.»

«Кто когда-нибудь хоть раз испытал, что значит услышанная и исполненная молитва, тот счастливый человек на всю жизнь. Он нашёл дверь и лестницу из земного ада.»

«Философ без духовного опыта – выдумщик и комбинатор в пустоте.»

«Я обращаюсь к облакам, я ухожу в их созерцание и утешаюсь. Совсем незаметно и неожиданно оказываешься в другом мире, живущем по иным законам и радостно принимающем тебя в свой состав... Великое зрелище. Щедрый дар. Небесная картина. Божия беседа и Божие утешение. Этот дар даётся нам для того, чтобы нам было куда спастись от этого перенапряжённого, замученного мира, с его злобою и тяготою, с его чрезмерными требованиями. Здесь нам открывается дверь в царство лёгкой безответственности и прекрасного безразличия.»

«Душа человека, – пишет Ильин, – пленяется тем, во что она верит.»

«Укореняясь в духовном видении человека и творимой им культуры, он «созерцает Божественный план в истории.»

«Необходимо не предвидение мраков, которым, может быть, и не суждено наступить; а бесстрашие и спокойствие, и зоркое глядение в события.»

«Надо уйти в ту глубину России, которая чревата будущим… Уходить в наличную глубину, из которой видны духовные пути грядущего.»

«Я начинаю мириться с тем, что уйду, завещая мои книги Богу и России.»

«Россию возродит только новая идея, её могут воссоздать только обновлённые души.»

«Русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, никогда не денационализируется.»

«Ильин даже в страшные годы крушения христианского мира, порабощения безбожным интернационалом России был убеждён, что «история ещё не сказала своего последнего слова». «Духовно–свободная Россия была и будет,». – безоговорочно верил великий мыслитель, и «когда над Россией взойдёт духовное солнце, то всё будет пересмотрено в духе и всё найдёт своё верное место».

"Россия возродится лишь тогда,

когда в душе русского человека

вновь появится алтарь для Бога

и престол для Царя."

КОНТУРЫ БУДУЩЕГО -- ПРОРОЧЕСТВО ИВАНА ИЛЬИНА О ДНЕ СЕГОДНЯШНЕМ!

Иван Ильин обладал особым сплавом интеллектуально-духовного видения и предрек, что «когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг: «Народы бывшей России, расчленяйтесь!» — то откроются две возможности. Или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмет в свои руки крепкие «бразды правления», погасит этот гибельный лозун и поведет Россию к единству, пресекая все всякие сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится, и в стране начнется не представимый хаос передвижений, возвращений, отмщения, разрухи, безработицы, голода, безвластия.

Тогда Россия будет охвачена анархией и выдаст себя с головой своим национальным, военным, политическим и вероисповедальным врагам... Тогда отдельные части ее начнут искать спасения в «бытии о себе», то есть в расчленении»... Что же даст этот опыт российским народам и соседним державам? При самом скромном подсчете — до двадцати отдельных «государств», не имеющих ни бесспорной территории, ни авторитетных правительств, ни законов, ни суда, ни армии, ни национального населения.

Медленно, десятилетиями будут слагаться новые, отпавшие или отчлененные государства. Каждое поведет с каждым соседним длительную борьбу за территорию и за население, что будет равносильно бесконечным гражданским войнам в пределах России.

Новые государства окажутся через несколько лет сателлитами соседних держав, иностранными колониями или «протекторатами»... взаимное ожесточение российских соседей заставит их предпочитать иноземное рабство всерусскому единению».

В этих условиях, полагал Ильин, западные правители сочтут Россию «...конченою и похороненною, а потому беззащитною, — дело ее расчленения – решенным и легким»". И просчитаются. «Как добыча, брошенная на расхищение, она есть величина, которую никто не осилит, на которой все перессорятся...

Россия не погибнет от расчленения, но начнет воспроизведение всего хода своей истории заново: она, как "организм", снова примется собирать свои «члены».

И НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО НАС МАЛО!

И что нельзя нам «переть против рожна». Тех, кто прав, силен и верен – всегда было на свете меньше; и все большие движения всегда начинались скудным меньшинством. Дело не в числе людей, а в их внутренней, духовной силе и в их спайке на жизнь и на смерть. Зверь гораздо сильнее укротителя, но не смеет броситься на него, пока дух укротителя собран и пока не дрогнула сила его взгляда.

Будем же твердо уверены в возрождении России. И доведем себя до очевидности в вопросе о необходимости для России национального духовного характера. И тогда все сложится само собою.

Знаем мы, что русскому человеку в массе нелегко дается сила характера. Но если характер дался и удался русскому человеку – то крепости его искони дивились другие народы.

Читайте историю России: и убеждайтесь, что вся она создана силою русского духовного характера. От Феодосия Печерского до Сергия Радонежского, патриарха Гермогена и Серафима Саровского; от Мономаха до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева – вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами.

Так было. Так и еще лучше будет и впредь. В России зазияла бездна безбожия и жадности, бесчестия и порока. Россия отзовется на это и уже отзывается зарождением деятельных православных общин и рыцарства. И Господь подаст нам и умудрения, и силы, и горения, и воли.

"Творческая идея нашего будущего" 1934 г.

Иван Александрович Ильин (1883-1954)

1 Ильин И.А. Кризис безбожия C.349.

2 Ильин И.А. Собр. соч.: Аксиомы религиозного опыта. Том I. [Т.18. Кн.I]. М., 2002. С.20.

3 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. [Т.18. Кн.II]. С.247.

4 Ильин И.А. Кризис безбожия. С.346–347.

5 Ильин И.А. Путь духовного обновления. С.271

6 Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. С.269.

7 Ильин И.А. Обоснование свободы. С.194.

8 Ильин И.А. Путь духовного обновления. С.238.

9 Ильин И.А. Духовный смысл войны. С.14.

10 Ильин И.А. Основы христианской культуры. С. 300.

11 Ильин И.А. Путь к очевидности. С. 392.

12 Ильин И.А. О фашизме // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 2. Наши задачи. Кн. I. С. 86.

13 Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 6. Кн. II. С.45.

14 Ильин И.А. Письмо к И.С. Шмелёву 20.01.1940. [Т. 13. Кн. II]. С. 288.

15 Ильин И.А. Основы борьбы за национальную Россию // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 9–10. С. 322.

16 Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. С. 495.

17 Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. С. 563, 564.

18 Ильин И.А. Основы борьбы за национальную Россию. С.386.

19 Ильин И.А. Святая Русь. С. 139.