Найти в Дзене

Когда деньги портят жизнь

В современном обществе есть еще один мотив: сребролюбие настолько тесно переплелось с гордостью, что даже непонятно, как их разделить. У нас царит культ социально успешных людей, а социально успешный человек — это тот, кто много зарабатывает, поэтому сегодня страсть сребролюбия «садится» не только на потребность в безопасности, стабильности, предсказуемости жизни, но и на потребность быть признанным, уважаемым. Я думаю, что один из признаков сребролюбия заключается в следующем: если человек, выбирая работу или делая что-то еще, ориентируется только на деньги, которые он заработает. Его не интересует ни профессиональный рост, ни даже возможности, которые дают ему заработанные деньги. Допустим, мне хочется посмотреть страну и мир, и я начинаю работать активнее, больше, чтобы заработать себе на путешествия. Это понятно — деньги в данном случае средство, а не цель. А часто с деньгами, точнее, с нашим отношением к ним, происходит то, что в отечественной психологии называется сдвигом моти

В современном обществе есть еще один мотив: сребролюбие настолько тесно переплелось с гордостью, что даже непонятно, как их разделить. У нас царит культ социально успешных людей, а социально успешный человек — это тот, кто много зарабатывает, поэтому сегодня страсть сребролюбия «садится» не только на потребность в безопасности, стабильности, предсказуемости жизни, но и на потребность быть признанным, уважаемым.

Я думаю, что один из признаков сребролюбия заключается в следующем: если человек, выбирая работу

или делая что-то еще, ориентируется только на деньги, которые он заработает. Его не интересует ни профессиональный рост, ни даже возможности, которые дают ему заработанные деньги. Допустим, мне хочется посмотреть страну и мир, и я начинаю работать активнее, больше, чтобы заработать себе на путешествия. Это понятно — деньги в данном случае средство, а не цель. А часто с деньгами, точнее, с нашим отношением к ним, происходит то, что в отечественной психологии называется сдвигом мотива на цель. Например, чтобы стать хорошим специалистом, студент много занимается, учится на одни пятерки, но через некоторое время он забывает о профессиональной перспективе и зацикливается только на том, как сдать сессию на одни пятерки. Уже только оценка его интересует, а о том, ради чего он учится, он и не вспоминает.

Аналогично с деньгами. Понятно, что сначала все

их зарабатывают для того, чтобы появилась возможность, которой раньше не было: сводить девушку в ресторан, куда-то съездить, снять квартиру… Это еще не сребролюбие, а стремление к образу жизни с определенным экономическим укладом. Но потом кто-то об этом забывает и не всегда может ответить на вопрос, зачем ему столько денег, как он думает ими распорядиться, потому что количество зарабатываемых денег и, главное, усилия, которые он прилагает, их зарабатывая, несоизмеримы с тем, что дают ему эти деньги для жизни. И вот эта ситуация как раз обнажает то, что называется страстью сребролюбия.

Второе, что, на мой взгляд, говорит о страсти, — проблемы с законом. Патологическое желание денег

порождает, например, коррупцию и даже толкает людей на особо тяжкие преступления. Судя по коррумпированности нашего общества, оно серьезно (дай Бог, не безнадежно) больно сребролюбием.

Из книги Леонида Виноградова «О страстях и искушениях»