Найти в Дзене
Валерия Тумилевич

Сравнительный анализ картин Питера Брейгеля младшего и Арт Ван дер Нера

Описание и анализ художественного произведения является базисом в искусствоведении. Ранее мы уже с вами знакомились с этой практикой на примере древнеримского памятника (зооморфный сосуд 1-2 веков). А в этой статье я бы хотела провести искусствоведческий анализ на примере живописи XVII века, при этом используя метод сравнения двух картин для того, чтобы понять различия и сходства манеры двух довольно известных художников. Это позволит еще глубже понять механизмы художественного процесса. Стоит отметить, что представленный материал больше рассчитан на читателя с уже имеющимся опытом в сфере искусствоведения, но я уверена, что каждому интересующемуся будет интересно подчерпнуть новые знания, детали. Итак, перед нами Питер Брейгель младший «Катание на коньках» начала XVII века (Илл. 1) и Арт Ван дер Нер «Катание на коньках» конца 1640-х - начало 1650-х гг. (илл. 2). Для начала отметим сразу, что материал обоих картин — это дерево, что характерно для живописи XVII века. Кроме этого, они на
Оглавление

Описание и анализ художественного произведения является базисом в искусствоведении. Ранее мы уже с вами знакомились с этой практикой на примере древнеримского памятника (зооморфный сосуд 1-2 веков). А в этой статье я бы хотела провести искусствоведческий анализ на примере живописи XVII века, при этом используя метод сравнения двух картин для того, чтобы понять различия и сходства манеры двух довольно известных художников. Это позволит еще глубже понять механизмы художественного процесса. Стоит отметить, что представленный материал больше рассчитан на читателя с уже имеющимся опытом в сфере искусствоведения, но я уверена, что каждому интересующемуся будет интересно подчерпнуть новые знания, детали.

Итак, перед нами Питер Брейгель младший «Катание на коньках» начала XVII века (Илл. 1)

Илл. 1. Питер Брейгель, «Катание на коньках», около 1600 - 1605, дерево, масло. Фландрия.
Илл. 1. Питер Брейгель, «Катание на коньках», около 1600 - 1605, дерево, масло. Фландрия.

и Арт Ван дер Нер «Катание на коньках» конца 1640-х - начало 1650-х гг. (илл. 2).

Илл. 2. Арт Ван дер Нер, «Катание на коньках», конец 1640-х - начало 1650-х гг., дерево, масло. Голландия (фотография взята с сайта ГМИИ им. Пушкина).
Илл. 2. Арт Ван дер Нер, «Катание на коньках», конец 1640-х - начало 1650-х гг., дерево, масло. Голландия (фотография взята с сайта ГМИИ им. Пушкина).

Материал, формат, жанр

Для начала отметим сразу, что материал обоих картин — это дерево, что характерно для живописи XVII века. Кроме этого, они написаны маслом, что позволяет индивидуализировать и разнообразить технику и мазок художников. Картины становятся более глубокими и насыщенными благодаря многочисленным полупрозрачным слоям (лессировка), которые взаимодействуют друг с другом.

Необходимо также отметить схожесть формата картин. Они практически квадратного формата, их размер довольно малый. Но все же картина Брейгеля немного бо́льшего размера, а именно 39×43 см, тогда как у Ван дер Нера 29×37 см., то есть все-таки картина второго художника имеет прямоугольный вертикальный формат. Малый и почти квадратный формат характерен для картин такого жанра, о котором мы поговорим далее.

Набор мотивов в обеих картинах абсолютно одинаковый: мы можем наблюдать как элементы природы, так и людей, занятых повседневными зимними делами. Но при этом у Брейгеля большую роль играют фигуры (Илл. 3), а у Ван Дер Нера — природа (Илл. 4).

Илл. 3. Питер Брейгель, «Катание на коньках». Фрагмент.
Илл. 3. Питер Брейгель, «Катание на коньках». Фрагмент.
Илл. 4. Арт Ван дер Нер, «Катание на коньках». Фрагмент.
Илл. 4. Арт Ван дер Нер, «Катание на коньках». Фрагмент.

Иными словами, можно сказать, что у Брейгеля преобладает больше бытовая сцена, тогда как у Ван дер Нера — пейзаж. Из этого следует, что картина Ван дер Нера более пространственна, более натурна; есть свето-воздушная перспектива. Из-за этих пейзажных аспектов возникает ощущение холода, ветра, туманности, нечеткости, то есть такие вполне тактильные ощущения. А смотря на картину Брейгеля, мы такого почувствовать не можем, так как у него все гораздо более условно. Но нельзя не отметить того, что у Брейгеля гораздо больше подробностей, деталей. Также сразу хочется сказать, что картины противоположны по настроению. У Брейгеля ощущается некая суета, суматоха, а картина Ван дер Нера более спокойная, размеренная, безмятежная.

Композиция

Разбор вышесказанных аспектов подготавливают нас к анализу такого важного момента, как композиция. В композиции изначально мы отталкиваемся от формата картин. Согласно прямоугольному вертикальному формату картины Ван дер Нера все устроено по принципу горизонталей и вертикалей. То есть мы можем наблюдать вертикальные объекты: деревья, фигуры; и горизонтальные объекты: забор, небо, лед (илл. 5).

Практически квадратный формат картины Брейгеля устроен с помощью диагоналей (внимание на согнутые колени и локти фигур, илл. 6) и треугольников (дома, состоящие из маленьких треугольников, илл. 7).

Илл. 7. Дома, состоящие из маленьких треугольников. Фрагмент.
Илл. 7. Дома, состоящие из маленьких треугольников. Фрагмент.

Линейная перспектива

Далее мы рассмотрим организацию пространства. Начнем с прямой линейной перспективы. У Брейгеля она совершенно неправильна, так как в картине нет линий схода, то есть одной точки зрения, а сама линия горизонта располагается очень высоко (Илл. 8). Художнику было важно передать то, что находится на земле. Линия горизонта поднимается для того, чтобы разместить как можно большее количество предметов.

Следовательно, у Брейгеля совмещаются несколько точек зрения: сверху и фронтально (прямо). Если мы проанализируем точки зрения на каждом из планов, то мы увидим, что на переднем плане точка зрения находится фронтально, далее на льду с людьми мы смотрим сверху, на дома — фронтально, и уже на заднем плане мы опять смотрим сверху (Илл. 8). И в этом есть закономерность: на все вертикальные объекты мы смотрим фронтально и, следовательно, они более проработаны и детализированы (постройки, деревья), а все горизонтальные объекты, то есть плоскости мы видим сверху и, следовательно, они более суммарны (лёд, снег, лес, поле).

У Ван дер Нера перспектива гораздо более логична и правильна. Линия горизонта располагается чуть ниже центра, что дает нам больше пространства, наш взгляд уходит в глубь (Илл. 9). У этого художника тоже совмещаются несколько точек зрения: на деревья на переднем плане мы смотрим фронтально, а на людей и каток мы смотрим немного сверху. Но все же переход этих точек зрения более сглаженный, контраст не такой колоссальный, как у Брейгеля (Илл. 9).

Илл. 9. Линия горизонта намного ниже = пространство и глубина.
Илл. 9. Линия горизонта намного ниже = пространство и глубина.

Таким образом, у Брейгеля не так сильно ощущается глубина пространства, так как он пишет достаточно многопланово, и на каждом из планов будут разные точки зрения. Его планы накладываются друг на друга, у них есть чёткая граница, разделение. Планы у Ван дер Нера тоже есть, но в отличии от Брейгеля у него они размыты и смешаны друг с другом. Мы видим первый, второй, третий план, а дальше все смешивается и уходит плавно в глубь. Более того, у Ван дер Нера наш взгляд уходит в даль равномерно, благодаря свето-воздушной перспективе: все фигуры становятся менее детализированными и предметы теряют четкость своих очертаний при их отдалении от нас, цвета бледнеют и выцветают (Илл. 9).

Пространственное развитие

Также в обоих картинах создается диагональное пространственное развитие (глубина движется по диагоналям), при этом у Брейгеля в центре относительно формата картины выделяется большое цветовое пятно в виде здания, которое препятствует развитию пространства, то есть, если бы его не было, то наш взгляд бы беспрепятственно устремлялся в даль и в глубину (Илл. 10).

Илл. 10. Развитие глубины идет от левого нижнего угла вправо по диагонали; и от правого нижнего угла влево по диагонали (по напрвлению льда).
Илл. 10. Развитие глубины идет от левого нижнего угла вправо по диагонали; и от правого нижнего угла влево по диагонали (по напрвлению льда).

А на картине Арт Ван дер Нера нет никаких особых препятствий, что как раз позволяет уходить нашему взгляду в глубь (Илл. 9). Кроме этого, мы видим, что картина Брейгеля асимметрична. Композиция делится на 2 части: правая часть будет более глубокой и широкой, а левая — более тяжелой из-за большего количества фигур и маленького пространства (Илл. 10).

Открытая и закрытая композиция

Картина Брейгеля имеет открытую композицию, так как объекты картины кажутся обрезанными; дом, фигуры людей и деревья как будто бы продолжаются за пределами картины (илл. 10). А у Ван дер Нера и справа и слева мы видим размещение вертикальных объектов — деревьев, которые позволяют зрителю больше сосредоточить свой взгляд на объекты в центре (Илл. 9).

Плоскость

Брейгель организует плоскость путем введения большого количества цветовых пятен. Каждое пятно имеет четкие границы, и благодаря этому художник может прорисовать много деталий. В картине Ван дер Нера цветовые пятна более сглаженные и нечеткие. Но у Брейгеля при этом присутствуют закономерности в том, как эти пятна распределяются. Во-первых, все пятна разделяются по цвету. И, во-вторых, эти цвета равномерно распределены по картине. То есть художник выстраивает баланс цветов вне зависимости от того, что эти цвета покрывают, будто деревья, архитектурные поверхности, фигуры. Соответственно, если у него есть скопление красных пятен на переднем плане, то оно будет уравновешенно охристыми, желтыми пятнами на заднем плане. Более того, в зависимости от планов интенсивность этих цветов не меняется (Илл. 11).

Получается, что Брейгелю важнее плоскость, чем пространство и даже объем. И, если фигуры у Брейгеля достаточно большие, а фигуры Ван дер Нера маленькие, то при этом все равно ощущение объема больше выражено именно у Ван дер Нера за счет свето-теневой моделировки (Илл. 12). У Брейгеля светотени мы практически нигде не наблюдаем: его черный и красный цвета абсолютно плоские. Тогда как у Ван дер Нера светотень гораздо более органична.

Илл. 12. Ощущение объема за счет свето-теневой моделировки.
Илл. 12. Ощущение объема за счет свето-теневой моделировки.

Таким образом, картина Брейгеля более графична, декоративна — акцентируется внимание на осязательности, а картина Ван дер Нера более живописна — упор делается на зрительное восприятие.

Для целостности анализа необходимо сказать, что погода на обеих картинах довольно пасмурная. Здесь нет направленного света, каких-то ярких бликов, следовательно свет рассеянный, а также равномерно распределён по всему пространству картин. Но Брейгеля отличает от Ван дер Нера его снег, который является и световым, и цветовым пятном, который отражает солнечный свет (Илл. 11). У Ван дер Нера снег не является световым пятном. Отсюда возникает впечатление туманности, неяркости (Илл. 12).

Колорит

Колористический принцип Брейгеля строится на ритмичном чередовании пятен одинаковой интенсивности, но разного размера. А цвета, которые равномерно разбросаны по картине, выстраивают целое в картине. Сами цвета локальные, то есть мы видим чистые цвета, например, если посмотрим на черный, красный. Художник использует очень яркие и насыщенные цвета, которые контрастируют, и тем самым усиливают друг друга. И также границы цветов очень четко определены (Илл. 13).

У Ван дер Нера нет ярких, интенсивных цветов, следовательно у него все в диапазоне от темного к светлому и от холодного к теплому. При этом есть ощущение сближенности цветов, мы не можем конкретно назвать цвет у всех объектов (Илл. 14). А что касается контуров, то у него мы не можем их различить, в то время как у Брейгеля контуры совершенно очевидны.

Илл. 14. Нет ярких, интенсивных цветов, ощущение сближенности цветов, контуры цветов мало различимы.
Илл. 14. Нет ярких, интенсивных цветов, ощущение сближенности цветов, контуры цветов мало различимы.

Итог анализа

Подводя итоги, я хочу сказать, что каждому из художников важно было раскрыть свои различные аспекты: Брейгелю важна была плоскостность, прорисовка всех деталий, графичность, уравновешенность цветов, их контрастность и интенсивность, его больше волновали сами люди.

А Ван дер Неру важно было показать бескрайнее пространство, объем, переход от темного к светлому и от холодного к теплому, живописность картины, его волновала сама природа. И тем не менее, обе картины художников достойны внимания зрителя.

Я надеюсь, что статья получилась достаточно информативной и полезной. Пишите в комментариях, как вам анализ, нравится ли представленные художники? Если что-то не понятно, то смело пишите, я постараюсь ответить. И заходите ко мне на страницу, я пишу статьи про искусство, а также снимаю видео про интересные места разных городов России.