В Казахстане обсуждают внедрение госномеров для самокатов и велосипедов. Идея уже вызвала горячие споры среди горожан, ведь теперь под регулирование могут попасть даже обычные двухколёсные транспортные средства.
А в Астане параллельно запускается эксперимент по созданию спецпарковок для самокатов с особой разметкой. Разбираемся, зачем это нужно, кого коснётся и к чему готовиться владельцам самокатов и велосипедов. Читайте до конца, ставьте лайк и пишите в комментариях — поддерживаете ли вы такие нововведения?
В Казахстане обсуждают госномера для самокатов и велосипедов
В Казахстане госномера могут стать обязательными для самокатов и велосипедов — предложения об этом сейчас активно обсуждаются на уровне министерств.
Вице-министр внутренних дел Санжар Адилов заявил:
"Есть предложение по внедрению, как за рубежом, мы изучали опыт в Швейцарии, где не только на самокатах есть государственный номер, но и даже на велосипедах. Поэтому действительно эта норма и предложение очень актуальны, и у нас находится в стадии активной работы".
По словам чиновника, рабочая группа, которую возглавляет Министерство юстиции, уже прорабатывает все правовые и технические детали возможных изменений.
Почему хотят ввести номера для самокатов и велосипедов?
В последние годы в Казахстане резко выросло количество самокатов и велосипедов — как частных, так и арендных. Особенно это заметно в крупных городах: Алматы, Астана, Шымкент. Но вместе с этим участились ДТП с участием микромобильного транспорта, а также жалобы пешеходов на беспорядочную езду.
Госномера нужны, чтобы:
- идентифицировать нарушителей ПДД;
- обеспечить безопасность на дорогах и тротуарах;
- дисциплинировать владельцев;
- упростить взаимодействие с арендными сервисами.
Что известно о парковках для самокатов в Астане?
Пока в одних кабинетах обсуждают законы, на улицах Астаны уже начался эксперимент по созданию специальных парковок для самокатов. На отдельных участках улиц появилась новая разметка — белые прямоугольные зоны, обозначенные пиктограммами самокатов.
Зачем это нужно:
- Упорядочить хаотичную парковку арендных самокатов
- Избежать загромождения тротуаров и подъездов
- Упростить обслуживание парковочных сервисов
Горожане пока относятся к новшеству по-разному: кто-то радуется порядку, а кто-то жалуется, что самокаты придётся нести до парковки на руках.
Что говорят в МВД и Минюсте?
Рабочая группа готовит изменения в нормативно-правовые акты. Предполагается, что номера будут компактными, с возможностью регистрации через Egov или в ЦОНе. Также обсуждаются варианты маркировки арендных самокатов, чтобы операторов можно было привлекать к ответственности при нарушениях.
Какие могут быть сложности:
- Кто будет оплачивать установку номеров?
- Как регистрировать детские велосипеды?
- Что делать с туристами и временными пользователями?
Ответов пока нет. Но вице-министр Адилов подчёркивает: «Мы изучаем международный опыт и адаптируем его под казахстанские реалии».
Какой международный опыт берут за основу?
В Швейцарии и Германии номера на велосипеды и самокаты — обычное дело. Они позволяют:
- отследить владельца в случае аварии;
- штрафовать нарушителей по фотофиксации;
- снизить уровень уличной преступности.
В Сингапуре и Японии также действуют системы учёта личного микротранспорта, особенно в густонаселённых районах.
Что это значит для обычных казахстанцев?
Если нововведение примут:
- Владельцы частных самокатов и велосипедов должны будут зарегистрировать транспорт и получить номер.
- Вполне вероятно, что дети и подростки попадут под исключение.
- Арендные сервисы обяжут встраивать номерной знак на каждый самокат.
Что думают жители?
Мнения в соцсетях и на улицах разделились:
- «Наконец-то! Надоело, что по тротуарам летают, как угорелые».
- «Лучше бы дороги сделали. Самокаты тут ни при чём».
- «Я за — но пусть хотя бы регистрация будет быстрая и онлайн».
Какие перспективы у идеи?
Скорее всего, в 2025 году пилотный проект по регистрации самокатов и велосипедов запустят в одном из городов (возможно, в Астане или Алматы), а затем по итогам теста примут окончательное решение.
Пока владельцам самокатов и велосипедов стоит:
- следить за новостями от МВД и Минюста;
- соблюдать ПДД и уважать пешеходов;
- быть готовыми к возможным изменениям в правилах.
Итог: свобода — это ответственность
Казахстан, как и многие страны, ищет баланс между свободой передвижения и безопасностью на дорогах. Инициатива с госномерами — шаг к порядку, но как её реализуют, покажет время.
Ставьте лайк, если вам близка тема безопасности на дорогах, и обязательно напишите в комментариях: поддерживаете ли вы идею с номерами на самокаты и велосипеды?