Пока в России вербное воскресенье, а в моих широтах день пальмовой ветви, решил я тут рассказать про поездку в Иерусалим. Но Израиль от меня далеко, так что поехал я в Иерусалим новый, или как его называют местные - Лалибела. Город ТРИНАДЦАТИ ЦЕЛИКОМ ВЫСЕЧЕННЫХ В ГОРЕ церквей.
Эфиопская православная церковь наверное самая древняя из ныне существующих. Сами по себе эфиопы очень религиозны. Ещё когда я впервые оказался в Аддис-Абеббе (это было лет 8 назад), я обратил внимание на огромные толпы местных жителей у церквей целующих ограду. Причём много и молодёжи. У них есть такая интересная особенность, на некоторых церквях стоят динамики, из которых льются псалмы. И вот придёт молодой эфиоп, сядет, мудрые тексты послушает и благодатью насытится.
При этом, их церковь очень суровая. Гораздо жестче русской православной церкви. Службы могут длиться десятками часов. А сидеть нельзя. И убранство церквей гораздо суровее.
Это объясняется как самобытностью церкви, которая ведёт свою историю ещё из самых первых общин христиан, так и условиями в которых она развивалась. Всё-таки остальные христиане, так или иначе, варились между собой. Да, была угроза ислама, у кого-то с юга, у кого-то с востока. Но в основном соседи были именно христиане. Эфиопы же развивались в другой атмосфере. Они были фактически отсечены от христианского мира мусульманами и окружены ими. Там, где наши люди исповедовали веру открыто, эфиопам приходилось скрываться. Доходило до безумного, местные церкви маскировали под буддистские храмы! Потому что местные мусульмане более лояльно относились к буддистам, чем к христианам. Да что и говорить, европейцы для себя только в поздние средние века заново открыли эфиопскую церковь, включая новое для себя евангелие Книгу Еноха (входит в канон эфиопской православной церкви). При этом, такая жизнь не могла не сказаться на самих эфиопах. От вкусовых предпочтений (они исторически едят сырое мясо, т.к. костры могли выдать их местоположение), до боевых (Эфиопия единственная страна Африки, которую никто не смог колонизировать. Ни итальянцы, ни англичане)
Я думаю вы поняли значимость религии для местных. И когда в 12 веке Саладин захватил Иерусалим, то эфиопский царь Гебре Мескель Лалибэла решил построить свой.
Так и началась новая история славного города Лалибела.
Назван он в честь, как можно догадаться, первого имени царя. Его так и звали до коронации - Лалибела. Местные мне объясняли, что имя означает - любимец пчёл. Мол, когда он родился, пчелы налетели на него и таким образом избрали.
Сам город хоть и должен был стать новым Иерусалимом, но понятное дело, делался по памяти. Поэтому география его не очень совпадает с настоящим Иерусалимом. Речь идёт скорее о соответствующих названиях. Например тут есть река Иордан.
Но самое удивительное не это, а то, что все 13 церквей тут не построены традиционным способом, а высечены из цельного куска горы. Да, эти церкви буквально выдолбили, а не построили. 13, потому что олицетворяют 12 апостолов и Иисуса.
Причём об высоком уровне инженерного искусства свидетельствует не только сам факт постройки, а то, что все храмы связаны с водой (которая наполняет колодцы по соседству со многими храмами), и используется артезианская геологическая система, которая подаёт воду на вершину горного хребта, где расположен город!
Откуда такого уровня мастера взялись в затерянных горах Африки не знает никто. Да и сами храмы по датировке всё-таки имеют разные даты постройки.
Не удивительно, что до сих пор гуляют разные мистические версии. Например, что город построили некие «небесные люди» аки ангелы. Или же, что здесь построили свою базу тамплиеры.
Поэтому съездить и посмотреть на это чудесное чудо было интересно.
Есть два пути как попасть в данный город. Можно на машине, можно на самолёте.
На машине и раньше было опасно, а сейчас это почти самоубийство. Ещё до СВО, в районе Лалибелы был военный конфликт, где число жертв было до 500 000 (а по некоторым оценкам и до 800 000) за 2 года.
Поэтому мой путь на самолёте. И тут я испытал первый шок. И ладно бы дело было только в стареньком винтовом самолёте (впервые на таком летал). Просто ощущение было, что я сел не в самолёт, а в автобус. Всем плевать какое место закреплено за тобой, дети бегают по салону, кто-то вообще летит стоя.
Второй шок испытываешь когда приземляешься. Аэропорт Лалибелы - это чистое поле с будкой. Ты выходишь из самолёта, оглядываешься по сторонам и идёшь в единственное здание, которое тут виднеется. Никаких заборов, ангаров, вышек....
К слову, это единственный на моей памяти аэропорт, где время отправки и прилёта было не на электронном табло, на написано от руки на табличке.
Прилетев надо поймать маршрутку. Они тут уже готовы и ждут. Самолеты же здесь не самые частые гости. Да и работы у местных не то чтобы много.
Когда Гебре Менфесу Кидусу было 300 лет, Господь повелел ему отправиться в Эфиопию, чтобы проповедовать тамошним людям. Он отправился туда на крылатой колеснице в сопровождении леопардов и львов. В Эфиопии он основал монастырь Зукуалла на потухшем вулкане, который находится в южной части бывшей провинции Шева (ныне вореда Ада-а-Чукала).
В некоторых текстах говорится, что до основания своего монастыря Гебре Менфес Кидус в течение ста лет подвергался искушениям со стороны демонов и дьяволов, после чего Господь освободил эфиопов от греха. Гебре покинул Зукуаллу и отправился в Кабд, чтобы семь месяцев смотреть на небо, не моргая. Дьявол в облике ворона прилетел, чтобы выклевать ему глаза. Но Менфес Кидус был исцелён архангелами Гавриилом и Михаилом, которые вернули его в Зукуаллу.
В некоторых рукописях рассказывается о путешествии на небеса, где Габра Манфас Кеддус был поцелован Святой Троицей. Пока он возвращался с небес, в Кабд к нему прибыли с визитом ещё три святых — Самуил из Вальдеббы, Анбас из Хазало и Беньямин из Нижнего Бегемдера, — и все они были в сопровождении львов. Однако, как только львы и леопарды Гебре Менфес Кидуса заметили своих собратьев, они их сожрали. От них ничего не осталось, когда Менфес Кидус наконец прибыл на место. Когда Гебре приказал своим животным выплюнуть остатки еды, питомцы святых снова появились целыми и невредимыми.
Трижды в год Гебре Менфес Кидус возвращался на Святую землю, чтобы принять Святое причастие: на Рождество, в день крещения Иисуса и в Страстную пятницу. Там он говорил на иврите, а также на всех языках мира, что связано с историей о Вавилонской башне.