Найти в Дзене
ПОЕХАЛИ!

Не «Катюшей» единой: какая военная техника приняла участие в первом параде Победы в 1945 году

изображения сайт РМБС-Уфа Когда заходит речь о военной технике времен Великой Отечественной войны, в первую очередь, конечно, вспоминается легендарная «Катюша» - та самая БМ-13, которая стала настоящей грозой фашистов и символом Победы. Но глядя на архивные кадры с самого первого парада в Москве в 1945 году становится понятно, что арсенал военного вооружения Советской армии поражал своим разнообразием. Участие в нём приняли более 1800 единиц боевой техники: артиллерийские системы разных калибров: «ЗиС-3», «БС-3», гаубицы М-30, пусковые установки реактивной артиллерии М-31 «Андрюша», самоходные установки СУ-76, СУ-100 и ИСУ-152, грузовики ЗиС-5, ЗиС-6, СТЗ-5, а также американские автомобили: грузовики «Додж» и «Студебеккер» и джипы «Виллис»
Мотоцикл M-72 Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко: буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого BMW R-71, с которого он был скопирован советскими конструкторам

изображения сайт РМБС-Уфа

Когда заходит речь о военной технике времен Великой Отечественной войны, в первую очередь, конечно, вспоминается легендарная «Катюша» - та самая БМ-13, которая стала настоящей грозой фашистов и символом Победы. Но глядя на архивные кадры с самого первого парада в Москве в 1945 году становится понятно, что арсенал военного вооружения Советской армии поражал своим разнообразием. Участие в нём приняли более 1800 единиц боевой техники: артиллерийские системы разных калибров: «ЗиС-3», «БС-3», гаубицы М-30, пусковые установки реактивной артиллерии М-31 «Андрюша», самоходные установки СУ-76, СУ-100 и ИСУ-152, грузовики ЗиС-5, ЗиС-6, СТЗ-5, а также американские автомобили: грузовики «Додж» и «Студебеккер» и джипы «Виллис»

Мотоцикл M-72

Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко: буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого BMW R-71, с которого он был скопирован советскими конструкторами. Мотоцикл М-72 был весьма современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и на ходу, как по ходу мотоцикла, так и назад.

Бронеавтомобиль БА-64

Бронеавтомобиль был создан на базе легковой машины ГАЗ-64 в конструкторском бюро Горьковского автозавода. На бронеавтомобиле был установлен двигатель мощностью 50 л., способный развивать максимальную скорость по шоссе 80 км./ч. Шины бронеавтомобиля могли выдержать попадание пули, а корпус броневика был из сваренных броневых листов толщиной от восьми до тринадцати миллиметров! Экипаж состоял из двух человек — командира и водителя. В восьмигранной башне был установлен пулемет с боекомплектом из 20 дисков (1260 патронов). Высокий угол возвышения позволял вести огонь из пулемета не только по наземным, но в некоторых случаях и по воздушным целям. БА-64 и его модификации стал самым массовым советским бронеавтомобилем и одновременно последним — в дальнейшем наметился переход к созданию бронетранспортеров.

Танк Т-34

Стал настоящим символом победы Красной армии в Великой Отечественной войне. Т-34 имел оптимальную для своего времени конструкцию, современный двигатель и мощное вооружение. В бою были быстры и маневренны, в изготовлении, эксплуатации и ремонте – просты. Длина корпуса Т-34 без орудия составляла 5,92 метра, ширина — 3 метра, высота варьировалась от 2,41 до 2,72 метра, ширина траков — 500 миллиметров. Боевая масса колебалась от 26,5 тонны до 30,9 тонны, максимальная скорость по шоссе составляла 54 километра в час, по пересеченной местности — 36 километров в час. Бронирование лобовой башни составляло 45 миллиметров. Танк был оснащен дизельным двигателем мощностью 500 лошадиных сил, четырехступенчатой коробкой передач. Емкость топливных баков составляла 545 литров.

В 1941-1942 годах тридцатьчетверки, имеющие крепкую броню, усиленную продуманным наклоном броневых листов, мощный алюминиевый мотор, длинноствольное орудие и широкие гусеницы не имели себе равных на поле боя. В последующем на базе Т-34 советскими конструкторами был создан ряд модификаций бронетехники.

Боевая машина БМ-13, она же «Катюша»

-2

Конечно, мы не могли пропустить ту самую, легендарную, прославляемую в стихах и песнях «Катюшу». Происхождение названия, кстати, точно не известно. По одной из версий, бойцы вспомнили популярную песню «Выходила на берег Катюша». По другой, женское имя мог дать индекс «К» на корпусе установок, которые выпускались воронежским заводом имени Коминтерна.

БМ-13 являлась компактной, но вместе с тем эффективной установкой. 16 реактивных снарядов, находящиеся в пакете из восьми пятиметровых стальных двутавровых балок, крепились на трехосном шасси четырехтонного грузовика повышенной проходимости ЗИС-6. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Командир боевой машины управлял огнем с помощью пульта управления. Агрегат представлял собой небольшой прямоугольный ящик с вертушкой, напоминающей диск телефонного аппарата. На рукоятке для проворачивания диска имелось 16 номеров — по числу реактивных снарядов. При одном повороте через электропроводку подавался импульс в пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, после чего реактивный заряд воспламенялся, и происходил выстрел. Темп стрельбы зависел от скорости, с которой командир или наводчик вращал рукоятку. Все 16 снарядов могли быть выпущены за 8-10 секунд.