©, Оля Тихонова, 2025 Рубрикатор
Если бы я умела красиво врать, я бы могла стать писателем. Сочиняла бы романы про вымышленных персонажей, пьесы для драматического театра... но у меня нет такого таланта. Я могу писать только о себе (о том, что я сама видела, сама слышала, сама прожила).
Тот, кто после прочтения захочет на меня злиться, может считать, что эта статья написана из зависти к таланту Фёдора Михайловича и ещё к чьему-нибудь таланту (не знаю к чьему, сами додумайте).
У меня особые отношения с текстом. Я могу писать только правду. Если я вдруг помыслю что-то приукрасить или выдумать, я начинаю испытывать неприятные чувства в организме на уровне физиологии. Руки реально не пишут! Для меня текст, отправляемый в мир, священен (сказывается историческое образование, работа с источником), поэтому всё, что я пишу — чистая правда, просто я не обо всём пишу.
Если я не могу о чём-то рассказать честно, я об этом и не начну рассказывать.
Легко писать о хороших впечатлениях. Сложно об очень хороших и очень плохих.
Всегда предупреждаю в начале: не можете выносить негатива и критики, не читайте. Я умею убивать словами, так что берегите себя.
В один летний понедельник (август 2024 г.) мы были на одной из сцен Театра на Таганке ("Сцена на Факельном"). Почему именно там?
Заявленное мероприятие мне показалось интересным. Интересным не для меня, а больше для Алексея, я-то подобные штуки видела не раз.
Мероприятие: Открытая репетиция спектакля "Идиот".
Лёше всегда интересен креативный процесс, вот я и взяла билеты.
Хотя заявлена была «репетиция«, репетиции как таковой не было. Был показ условно одной сцены — «сцены сожжения денег Настасьей Филипповной», с последующим обсуждением со зрителями.
Перед началом нам объявили, что это показ в рамках творческой лаборатории, то есть решается вопрос: продолжать репетиции спектакля в таком виде дальше или нет (что-то вроде фокус-группы).
До этого момента всё было понятно и интересно.
Началась сцена с появления людей во фраках и фриков с голыми торсами и белёными лицами.
Я внутренне вздохнула: «Ну, началось... (грусть) .. ну, прям, ну, очень оригинально (грусть, грусть)».
Молчаливое начало было длинным, и у меня было время вспомнить чудесную труппу музыкантов из лондонской постановки в Олд Вик абсурдистской трагикомедии «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». (Ассоциировалось с вышедшими на сцену, потому что один из фриков был с огромным барабаном.) Там ещё в главных ролях Дэниел Рэдклифф и Джошуа Макгуайр. Мега супер-пупер постановка... показывали у нас лет пять назад (а может больше) в кинотеатрах в рамках проекта Theatre HD. Я смотрела дважды. Всем рекомендую
Пока я предавалась в полной тишине приятным воспоминаниям, на сцене раздался истошный крик: один из фриков, изображавший Фердыщенко, заорал. Второй начал бить в бас барабан...
Тут меня снова переключило на воспоминания. Дочке было три года, когда я прочитала ей "Испанскую балладу" Сергея Козлова:
В бубен эта бездарь била,
В Сарагоссе откусила —
Перламутровый,
легчайший…
(...)
Хвост
Мурлыке
откусил.
Плачьте, плачьте, кастаньеты!
Этот вымысел не прост:
Если любишь ты искусство,
Если предан ты искусству,
Солнцеликому искусству —
Береги,
Мурлыка,
хвост!
Объявили выход Настасьи Филипповны.
Ну, собственно, на фотографиях вы видите то же, что и я в зале.
Настасья Филипповна вышла к стойке микрофона и глубоко драматичным жестом размазала по лицу красную помаду.
Как потом мне пояснили на обсуждении: жест этот означал, что она никому нравится не собирается.
Актриса сначала спела («В лунном сияньи...»), а после начала произносить программный монолог и раздеваться (или нет, раздеваться она начала во время пения). Сняла мужской пиджак, затем топик, под которым обнаружилось голое тело молодой женщины, обмотанное в районе груди белым скотчем с надписью АКЦИЯ.
Настасья Филипповна исполнила романс, покричала, порыдала, произнесла часть реплик, «сидя на кортах», поползала по авансцене... короче, очень убедительно и талантливо (без иронии) изобразила «психопатку за работой».
Актрису звали Анастасия Лазукина и она мне понравилась. Нет, то, ЧТО она делала на сцене, мне абсолютно не понравилось, но на то, КАК она это делала — было интересно смотреть.
В этот момент я вспомнила интервью прекрасной Марии Ароновой (пересказываю, не цитирую): Вот нас учат русской классической театральной школе, а потом ты приходишь в театр, и оказывается, что все твои знания не нужны. Важно, чтобы ты заполнил форму. И чем более она будет странная, тем «круче» спектакль.
Форма была странная и одновременно банальная, режиссёр «бил в лоб»: смотрите, мол, продаёт себя Настасья Филипповна, вот на ней даже красным по белому написано: АКЦИЯ. Вот так вот, без затей...
Бурная истерика на сцене, обозначенная «Акцией«, выглядела отсылкой к приснопамятному выступлению акционисток панк-группы Pussy Riot в храме. Тот же обезображенный лик, та же дисгармония речи, движений, тот же быдляцкий протест — «чтобы что?».
В этот момент мне перестало быть интересным — что я увижу дальше? Вопрос был в другом: как бы мне это развидеть? / при чём здесь Фёдор Михайлович? / что я здесь делаю?
Я бы подумала ещё о чём-нибудь...
...но тут в домофон позвонили. Буквально в ДОМОФОН. Мы увидели это в телевизоре. Пришёл князь Мышкин (на фото он сидит в грусти и коротких штанишках).
Тихо посидел, невнятно произнёс свои реплики — зачем приходил?
Дальше пошло поживее: Настасья металась и демонстрировала нам острый экзогенный психоз, а фрики истошно орали с ней в унисон — но делали они это сценично и профессионально...
Мне подумалось: как можно ТАК использовать талантливых артистов?! Всё равно, что микроскопом гвозди забивать.
Остальные персонажи были... то ли были, то ли не были... то ли играли, то ли им забыли сказать, что они должны играть...
Настасья Филипповна, как полагается, уехала с Рогожиным, а после её вывезли на медицинской каталке под простыней. В голове и в ногах зажгли фонтаны для торта. Рогожин сказал свой текст, Князь удачно изобразил эпилептический припадок и всё закончилось.
.
Началось обсуждение. По мне так, это было самое интересное.
«Вторую часть Марлезонского балета» — обсуждение, читайте здесь.
Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора. Рубрикатор (перечень всех статей канала, разбитых по темам)