Я сразу скажу: один из лучших концертов в этом филармоническом сезоне, прямо-таки триумф музыкальности и таланта Дмитрия Синьковского – дирижера оркестра Нижегородского театра. Вроде и знаешь, что Гендель, знакомый коллектив, солисты, будет хорошо, а приходишь – там не хорошо, а прекрасно, волшебно!
И не Гендель, а ГЕНДЕЛЬ и оркестр не просто хорошо играет - живет и дышит музыкой, а дирижер захвачен произведением еще и как музыкант (Синьковский оказался превосходным скрипачом, я слышала, что это так, но сама оценила живьем впервые).
Если наблюдать за ним, то понимаешь, что он знает каждое слово оратории, каждую ноту, паузу между нотами, все закоулки, секреты и смыслы произведения.
«Триумф времени и разочарования» - первая оратория Генделя, либретто для которой написано покровителем композитора – кардиналом Бенедетто Памфили. Несмотря на духовный сан, либреттист повел себя, скорее как человек античный и сделал главными героями аллегорические фигуры Красоты, Наслаждения, Времени и Разочарования.
Красота ( Диляра Идрисова) – самый уязвимый персонаж оратории, именно ей предстоит пройти нравственные испытания, сопровождаемые комментариями, вызовами, морализаторством остальных. Она, миленькая только порадовалась тому, как хороша, как свежа, так тут как тут Наслаждение (Яна Дьякова) – обещает, что так будет всегда и что их союз прочен ( врет). Наслаждение в целом – самый скользкий и, как мне показалось, неполный образ: очень быстро исчезало и сбегало после наставительных речей тех, кто в итоге испытал триумф.
Человек современный, мне кажется, сумел бы выдать Наслаждению больше защиты и оправдания. Списала это на сан автора, видимо, говорить о наслаждении с чувством и размахом все же было ему не к лицу. Зато именно Наслаждению выпала честь спеть одну из самых красивых барочных арий в мире – Lasca la spira
В защиту Красоты я лично тоже находила больше аргументов, чем выдал ей автор, даже как-то было обидно за героиню, однако, судя по всему, данная Красота подразумевалась именно как внешняя, исчезающая. Мое же внутренне возмущения троллингом Красоты распространялось больше на ту, которая либо вечна (произведения искусства, к примеру), либо хоть и умирает, но многократно возрождается (природа) и в своей цикличности может спорить с Временем достаточно аргументированно.
Кардинал об этом не подумал: суровое, строгое Время (Сергей Годин) в итоге безапелляционно побеждает всех. Время, кстати, - единственный мужской голос в оратории (тенор).
А вот Разочарование поет контратенор (Андрей Немзер) – и в этом определенно что-то есть: дуализм, бесполость, универсальность такой аллегорической фигуры очень уместны. Между прочим, название оратории иногда немного меняется: «Триумф времени и Бесчувствия» или даже «Триумф Времени и Правды», но, как написано в пресс-релизе концерта по мнению одного искусствоведа именно «разочарование» - самый точный перевод. Лишь оттенок восприятия этого слова несколько иной, чем приходит на ум в первую очередь. В «разочаровании» Генделя нет негатива и пассивной угрюмости: это скорее освобождение от иллюзий и заблуждений, трезвый подход ко всему, такое «де-очарование».
Согласно эстетике барокко, одни и те же фразы многократно пропевались героями, однако это мне снова не надоело : ))).
Текст здесь очень важен и прекрасно, что можно читать субтитры: кардинал Памфили был очень неплох в описании образов. Я даже удивилась, как точно, лаконично, ярко и современно воспринимается текст.
И то, что христианские добродетели преподносятся не в лоб, а через витиеватые аллегории отвлеченных персонажей, очень импонирует. Никакого «молись и кайся», скорее «думай, анализируй, сопоставляй». Красоту, конечно, жаль, повторюсь, я бы на ее месте защищалась активнее, но то, что она выбрала путь благочестия, пожалуй, не так уж и плохо.
Если говорить о музыке Генделя, то тоже в очередной раз удивилась и восхитилась современным звучанием некоторых частей его произведения и потрясающей способностью создавать новую реальность, так оживить, воплотить отвлеченные художественные образы, создать такие чудесные, эффектные мелодии. Как динамично и уверенно Время! Как усиливается тревога, смятение и растерянность Красоты! Как философски-фундаментально Разочарование! Как легкомысленно и напористо Наслаждение!
В концертное исполнение оратории было привнесено некоторое количество театральных элементов. Позади оркестра установили подиум, на который герои выходили по мере того, как назревали более «общие» выводы, а вот эмоциональные, искренние высказывания исполнялись певцами на краю сцены, ближе к зрителю. Иногда то, что артисты уходили со сцены после очередного «своего» фрагмента, немного смущало, мне в целом не особо импонирует эта тенденция - выходить только на свою партию, как будто нарушается цельность. Впрочем, в данном случае чаще всего «уходило» импульсивное Наслаждение, цокая каблуками красных туфелек, возможно это было дополнительным штрихом к образу.
Интересным моментом стали и платья певиц, которые предоставила для концерта известный дизайнер Алена Ахмадуллина. Это было отдельно отмечено в самом начале концерта. С одной стороны нестандартный, классный ход, с другой – образы мне не особо понравились, особенно то, как одели Диляру Идрисову: такой глухой наряд как будто обрек Красоту на благочестие одним своим существованием, просилось что-то более нежное, изысканное.
Ну а у Наслаждения предсказуемое мини, прикрытое ассиметричным шифоновым слоем, с красными акцентами, интересный топ, но при этом слишком поэтичное соединение этого топа с летящими рукавами –Словно дерзость в последний момент цензурировали и куража поубавилось.
Если говорить о певцах, то Диляра Идрисова снова была великолепна! «Снова», ибо не раз доводилось слушать ее на барочных концертах – и всегда получала истинное наслаждение от ее пения. Такой у нее мягкий, красочный голос, барочный репертуар очень ей подходит!
Яна Дьякова понравилась чуть меньше, чем когда я ее слушала в первый раз. Даже не то, что «меньше-больше», а как будто она стала петь немного иначе: уверенно, смело, но когда я слушала ее в первый раз - была какая-то загадка, свежесть, трогательность, именно этим она меня тогда покорила. Но в целом, яркая, очень красивая и талантливая певица, безусловно, любопытно, как дальше сложится ее сценическая судьба.
Очень порадовал Сергей Годин! В целом для меня он – тенор-работяга, хорошо знает барочный репертуар, уж сколько я переслушала концертов с его участием – везде он какой-то одинаковый.
Однако его Время впечатлило! Голос преисполнился уверенностью, силой, страстью – очень и очень понравился!
Андрей Немзер произвел на меня неизгладимое впечатление в «Страстях по Матфею» в прошлом сезоне. Наверное, именно его я хотела услышать больше всего из состава – и не разочаровалась!
Но самым яркой звездой для меня и он не стал, потому что, как я уже сказала выше, больше всего восхитил оркестр и Дмитрий Синьковский! Это что-то невероятное: такие вокалисты, так хорошо сработались, но оркестр, казалось, в тот вечер выложился на 1000 % ! Такая вовлеченность, сыгранность, так ярко, красочно, фантастически звучала музыка! Синьковский не выпячивал себя в качестве солиста, он умудрялся и играть, и дирижировать, он был частью и целым – что-то феноменальное, вдохновляющее, как будто неповторимое!
Нижегородцы, браво!