Найти в Дзене
Модели U Boat Laboratorium

Краткий обзор развития британских крейсеров 1-го класса от «имперьюзов» до «девонширов». Часть 8.

Статья написана Александром Александровым по моей просьбе.
Фото предоставил так же он.

Тип «Кресси» (Cressy)

Первыми в соответствии с новой концепцией были спроектированы крейсера типа «Кресси».
Помимо реализации этих принципов, Уайт хотел сделать их способными
действовать совместно с броненосцами, т.е. фактически броненосцами 2-го
класса.
На такие мысли его навели итальянские крейсера типа «Гарибальди», с которыми он ознакомился во время поездки по Италии.
Ставка была сделана на крупповскую цементированную броню.
По принятым тогда взглядам 6" крупповская броня была эквивалентна 12"
сталежелезной, использованной на броненосцах типа «Барфлер».
К тому же на новый тип крейсеров Уайт планировал поставить новые 9,2" и 6"
орудия с большими начальными скоростями снаряда и лучшей
бронепробиваемостью.
Однако члены военно-морского Совета при
Адмиралтействе, выступили резко против того, чтобы эти крейсера были
узкоспециальными для службы при эскадре и потребовали сделать их так же
пригодными для борьбы с большими вражескими рейдерами.
В результате реализации этих требований водоизмещение от первоначального проекта возросло почти на 800 т, а скорость понизилась на 0,5 узла.

Крейсер 1-го класса «Кресси»
Крейсер 1-го класса «Кресси»

Водоизмещени е полное 12 000 т;
длина между перпендикулярами 134,11 м (440 фт.),
длина наибольшая 143,87 м (472 фт.),
ширина 21,18 м (69 фт. 6”),
осадка средняя 7,92 м (26 фт.);
мощность машин: с нормальной/форсированной тягой 21 000 инд.л.с.;
скорость хода с нормальной/форсированной тягой 21 уз.;
полный запас угля 1600 т;
дальность плавания 10-уз. ходом 7200 миль;

бронирование: пояс от 51 мм (2”) до 152 мм (6”), траверзы – 127 мм
(5”), барбеты – 152 мм (6”), башни орудий ГК – 152 мм (6”), элеваторы
орудий ГК – 76 мм (3”), казематы – 152 мм (6”), , боевая рубка – 305 мм
(12”), броневая палуба от 25 (1”) до 76 мм (3”);
вооружение: 2х1
234-мм (9,2”), 12х1 152-мм (6”) скорострельных, 12х1 76-мм (12-фн.)
скорострельных, 3х1 47-мм (3-фр.) скорострельных,
2х1 подводных 457-мм торпедных аппарата;
экипаж 760 чел.

К плюсам «Кресси» стоит отнести традиционную для британских крейсеров
1-го класса отличную мореходность, прекрасную обитаемость и большую
дальность хода (хотя и несколько меньшую, чем у «диадемов»).
Возвращение на корабль 9,2" орудий ГК, что позволяло пробивать на 10
кбт. броню в 10", и имеющие большую начальную скорость снаряда 6".
При этом вся артиллерия ГК и СК имела хорошую защиту в индивидуальных башнях и казематах.
Не плохая противоминная батарея состояла (на этих кораблях 12-фунтовки
впервые рассматривались именно в качестве противоминных, а не орудий
третьего калибра против крейсеров противника) из 12 76-мм орудий.
Высокая скорость хода, которая достигла 21 уз.
Наличие деревянной и медной обшивки подводной части корпуса, что
позволяло сохранить высокую скорость, даже без захода в док, на
протяжении долгого времени.Особо следует отметить защиту борта от воздействия фугасных снарядов, снаряженных бризантными ВВ.
Высота двух броневых поясов одинаковой толщины составляла почти 3,5 м
(11 ф 6") из которых выше ВЛ находилось почти 2 м (6 ф 6").
В средней части толщина поясов на крейсере впервые в британской практике
сравнялась с толщиной пояса первоклассного броненосца (тип «Канопус»),
что теоретически позволяло использовать эти корабли в едином строю.
И как обычно, недостатки явились органическим продолжением достоинств.
Броневой пояс хотя и был равен по толщине поясу «Канопуса», но если на
броненосце за ним находился скос броневой палубы, то на «Кресси»,
сохранив форму со скосами, ее сделали чисто конструктивной из мягкой
судостроительной стали и более тонкой.
Достаточно быстро выяснилось, что снарядостойкость брони Круппа необоснованно завышена, а поскольку толщина плит рассчитывалась по нижнему пределу бронепробиваемости орудий того времени, то она стала очень быстро недостаточной.
В результате в эскадренном бою они стали уязвимы для огня противника, и полноценного эскадренного крейсера, как они задумывались, из них не получилось.
Зато они стали прекрасными защитниками торговли и флагманскими кораблями на дальних станциях, заменив собой броненосцы 2-го класса.
К тому же пояс не прикрывал всю ВЛ, оставляя кормовую часть беззащитной даже от снарядов самых мелких орудий.
5" стенки казематов, всего через 3-4 года после закладки кораблей,
считались уже недостаточными для защиты от огня даже 6-дюймовок
противника на боевых дистанциях.
А башни и их подачные трубы, не могли защитить от попавших вражеских снарядов калибром свыше 6-7".Корабли получились большими (водоизмещение 12000 т) и как следствие дорогими, годными только к мелкосерийной постройке.
В результате первоначально заложили всего три таких корабля.
Хотя затем добавили еще три.
Ко всему прочему, экипаж «Кресси» на 90 человек был больше, чем у "Диадемов".
Построено 6 кораблей -
HMS Cressy
HMS Sutlej
HMS Bacchante
HMS Aboukir
HMS Hogue
HMS Euryalus