Найти в Дзене
Yur-gazeta.Ru

Бастрыкин недоволен: Средняя Азия отказывается забирать у РФ нелегальных мигрантов! Диаспоры опять "мутят воду"?

Оглавление

Правительство Киргизии обратилось к Российской Федерации с официальной просьбой о продлении периода, выделенного для узаконивания статуса мигрантов, о чем проинформировал заместитель главы Министерства иностранных дел республики, Алмаз Имангазиев. Возникает вопрос, почему это, на первый взгляд, безобидное предложение вызвало столь острую и неоднозначную реакцию в российском обществе?

В конце 2024 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, нацеленный на упорядочение миграционной сферы. В соответствии с этим документом, иностранные граждане, находящиеся в стране с нарушениями законодательства, получили возможность урегулировать свой правовой статус до 30 апреля 2025 года. Невыполнение данных требований влечет за собой принудительную депортацию за пределы Российской Федерации.

На фоне действия данного указа, Алмаз Имангазиев, заместитель министра иностранных дел Киргизии, объявил о состоявшихся переговорах с заместителем председателя Правительства России Алексеем Оверчуком. Главной темой обсуждения стала вероятная пролонгация срока легализации. По словам киргизского дипломата, значительное число граждан его страны столкнулось с затруднениями при оформлении необходимых документов на территории России.

«Мы ждем официального ответа от российской стороны. Этот вопрос постоянно находится в нашей приоритетной повестке. Мы приглашали российского посла, наш дипломат в Москве регулярно поддерживает связь с представителями Государственной думы и федерального правительства»,

— отметил Имангазиев.

Тем не менее, данная инициатива вызвала заметный общественный отклик в самой России. Ряд общественных деятелей негативно отреагировали на нее, расценив обращение Бишкека как попытку избежать ответственности и нежелание возвращать на родину соотечественников, нарушивших российское законодательство.

С критическими замечаниями выступила, в частности, член Совета по правам человека при президенте Российской Федерации, Марина Ахмедова. В своем Telegram-канале она выразила недоумение по поводу того, что именно киргизские мигранты, по утверждению МИД республики, якобы не успевают пройти процедуру легализации. Более того, ее обеспокоило, что Киргизия, как представляется, не проявляет особого стремления вернуть своих граждан на родину, несмотря на то, что они, по сути, являются ценным трудовым ресурсом для своей страны.

Ахмедова высказала предположение, что в основе подобного подхода может лежать опасение перед возвращением тех, кто провел годы в российской среде, где допустимы проявления религиозной и культурной свободы — будь то ношение хиджаба, никаба или отращивание бород, ассоциируемых с ваххабизмом. В самой Киргизии, по ее словам, подобные проявления могут быть нежелательными. Тем не менее, она признала, что в сравнении с другими странами региона среди киргизстанцев реже встречаются признаки религиозного радикализма, а знание русского языка у них, как правило, находится на высоком уровне. Однако, добавила она, «это пока».

Для подкрепления своих аргументов Ахмедова привела официальные данные, озвученные ранее самим Имангазиевым. Согласно информации киргизского внешнеполитического ведомства, к 5 февраля 2025 года в реестр контролируемых лиц из-за миграционных нарушений было внесено 67 тысяч граждан республики. Всего через три недели эта цифра возросла до 87 тысяч.

Она также обратила внимание на то, что в этот список попали не только взрослые, но и дети — несовершеннолетние, прибывшие в Россию вместе с нелегально находящимися здесь родителями. Это, по ее мнению, свидетельствует о систематическом нарушении прав ребенка, на которое Бишкек долгое время не обращал внимания.

«Если бы не президентский указ, эти дети продолжали бы находиться в стране в полулегальном положении, без каких-либо гарантий и защиты»,

— подчеркнула правозащитница.

Ахмедова выразила недоумение по поводу того, что киргизские власти не предпринимают активных мер по предотвращению подобных ситуаций, в том числе — не информируют своих граждан о недопустимости ввоза детей без соответствующих оснований.

Диаспоры вновь стали оказывать скрытое влияние на миграционную политику? Как сообщает Telegram-канал «Кремлёвский шептун», в различных регионах России в течение последних лет сложилась устойчивая система лоббирования, в рамках которой этнические диаспоры фактически приобрели влияние на местные политические и экономические процессы. Как утверждает источник, представители местных сообществ зачастую оказываются в уязвимом положении, не имея средств для противодействия подобному давлению.

Недовольство сложившейся ситуацией проявляют и представители российских правоохранительных органов. По информации Telegram-канала INSIDER-T, силовые ведомства разрабатывают масштабную операцию по ликвидации этнических анклавов, сформировавшихся в ряде крупных городов. В первую очередь, под прицел попадут лидеры диаспор, обладающие политическим влиянием и подозреваемые в подрыве государственных интересов.

Утверждается, что особое внимание будет уделено тем лицам, которые, по мнению спецслужб, участвуют в распространении оппозиционных взглядов, критикуют российское руководство и потенциально могут влиять на общественное мнение. Планируется, что репрессивные меры будут осуществляться в рамках закона — официальным основанием для выдворения станут нарушения миграционного режима или иные юридические основания.

Стоит отметить, что с 5 февраля 2025 года сотрудники полиции получили расширенные полномочия: теперь они могут депортировать иностранных граждан, находящихся в стране нелегально, без необходимости получения решения суда. Это значительно упрощает механизмы воздействия на потенциально проблемные группы и предоставляет правоохранительным органам большую свободу для оперативных действий.

Почему глава Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкин выражает крайнее недовольство?

По информации из инсайдерских источников, предложение Киргизии о продлении срока легализации мигрантов вызвало резкое неприятие у главы Следственного комитета Российской Федерации Александра Бастрыкина. Высокопоставленный чиновник и ранее высказывался крайне жестко относительно миграционной политики в стране, не скрывая своего раздражения.

В одном из последних выступлений Бастрыкин подверг критике бездействие Государственной думы в вопросе наведения порядка в миграционной сфере. Не сдержавшись, он с раздражением назвал нижнюю палату парламента «Государственной дурой» и выразил сомнение в том, что депутаты действительно стремятся разрешить нарастающий миграционный кризис.

«Очень хотелось бы узнать, когда наконец будет принят действительно действенный закон нашей "Государственной дурой"»,

— подчеркнул он, не скрывая сарказма.

Помимо риторики, глава Следственного комитета привел конкретные и вызывающие тревогу цифры. По его данным, в последние месяцы наблюдается резкий рост преступности среди мигрантов. Так, число тяжких преступлений с их участием увеличилось на 32%, особо тяжких — на 26%. Особенно пугающей оказалась статистика по преступлениям экстремистского характера — здесь рост составил 147%. Также значительно возросло количество правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств — на 27%.

Бастрыкин подверг сомнению стратегические цели миграционной политики, открыто задавшись вопросом: «Что мы хотим получить в конечном итоге?»

Бастрыкин убежден, что настало время снять розовые очки и признать суровую реальность:

«Самое главное — начать честный разговор. Нам необходимо откровенно ответить себе: чего мы добиваемся и к чему нас ведет эта миграционная модель».

Итоги

В сложившейся обстановке, когда общественное мнение накалено, а внутри элит назревает раскол по вопросу миграционной политики, обращение Киргизии о продлении сроков легализации выглядит особенно провокационно. Оно затрагивает целый ряд болезненных тем, включая интеграцию мигрантов, влияние этнических диаспор, рост преступности и угрозу религиозного экстремизма. Все эти факторы в совокупности формируют взрывоопасную смесь, способную дестабилизировать ситуацию в стране.

Предложение Бишкека, воспринимаемое многими как попытка уклониться от ответственности за своих граждан, нарушивших российское законодательство, лишь подливает масла в огонь. Вместо конструктивного диалога и поиска взаимовыгодных решений, ситуация все больше скатывается к конфронтации и взаимным обвинениям. Отсутствие четкой и последовательной миграционной политики, способной учитывать интересы как принимающей стороны, так и мигрантов, лишь усугубляет проблему.

В условиях нарастающего кризиса, российскому руководству предстоит принять непростое решение. С одной стороны, необходимо учитывать геополитические соображения и поддерживать союзнические отношения с Киргизией. С другой стороны, нельзя игнорировать настроения внутри страны, где все больше людей выступают за ужесточение миграционного контроля и защиту национальных интересов.

Очевидно, что компромиссное решение, способное удовлетворить все заинтересованные стороны, найти будет крайне сложно. Однако, без конструктивного диалога и готовности идти на уступки, ситуация будет лишь усугубляться, создавая все новые угрозы для стабильности и безопасности российского общества. В этой сложной обстановке, решение о продлении или отказе в продлении сроков легализации станет своего рода лакмусовой бумажкой, определяющей дальнейшую траекторию развития миграционной политики в России.