Найти в Дзене
Джедай из Шира

"Мумия": пересмотрите фильм в наше время, и он раскроется совсем по-другому

Брендан Фрейзер недавно пережил настоящий триумф в своей карьере, получив номинацию на «Оскар» за выдающуюся роль в фильме Даррена Аронофски «Кит» (2022). Но настоящей звездой его все-таки сделал фильм «Мумия» (1999). И многие, в том числе я, с удовольствием пересматривают его даже спустя столько лет. Действие фильма разворачивается в 1920-х годах и рассказывает о Рике О’Коннелле, который вместе с библиотекарем Эвелин (Рэйчел Вайс) и её братом Джонатаном (Джон Ханна) отправился в Хамунапру — Город мёртвых. Их путешествие приводит к пробуждению древнего проклятия и верховного жреца Древнего Египта, который начинает охоту за ними. «Мумия» является ремейком классического фильма Universal 1932 года. Сохранив название и многие сюжетные элементы оригинала, фильм Стивена Соммерса привнёс свежую атмосферу, которая покорила зрителей на долгие годы. В первый просмотр «Мумии» вы, вероятно, были настолько увлечены, что многие детали могли ускользнуть от вашего внимания. Но если пересмотреть филь
Оглавление

Брендан Фрейзер недавно пережил настоящий триумф в своей карьере, получив номинацию на «Оскар» за выдающуюся роль в фильме Даррена Аронофски «Кит» (2022). Но настоящей звездой его все-таки сделал фильм «Мумия» (1999).

И многие, в том числе я, с удовольствием пересматривают его даже спустя столько лет.

Действие фильма разворачивается в 1920-х годах и рассказывает о Рике О’Коннелле, который вместе с библиотекарем Эвелин (Рэйчел Вайс) и её братом Джонатаном (Джон Ханна) отправился в Хамунапру — Город мёртвых.

Их путешествие приводит к пробуждению древнего проклятия и верховного жреца Древнего Египта, который начинает охоту за ними.

«Мумия» является ремейком классического фильма Universal 1932 года. Сохранив название и многие сюжетные элементы оригинала, фильм Стивена Соммерса привнёс свежую атмосферу, которая покорила зрителей на долгие годы.

В первый просмотр «Мумии» вы, вероятно, были настолько увлечены, что многие детали могли ускользнуть от вашего внимания. Но если пересмотреть фильм свежим взглядом, в нем можно найти немало интересных деталей, которые придают ему неожиданную глубину.

В "Мумии" не показана предыстория персонажей, кроме Имхотепа

-2

«Мумия» начинается с обширного пролога, в котором рассказывается о прошлом верховного жреца Имхотепа в Древнем Египте. У него были тайные отношения с Анук-Су-Намун, любовницей фараона, и они оба погибли из-за своей запретной любви и предательства.

Фильм настолько увлекательный и захватывающий, что при первом просмотре вы можете не понять, что на самом деле это единственная экспозиция и предыстория, которую получает зритель. «Мумия» в основном разворачивается в настоящем времени с минимальными отсылками к прошлому других центральных персонажей.

Хотя мы узнаём, что родители Эви и Джонатана Карнахэнов умерли, мы так и не узнаём, что с ними случилось. Мы также не узнаём, что привело Джонатана в Египет, кроме как желание последовать за сестрой.

Мы ничего не знаем о прошлом Рика до того, как он вступил во Французский Иностранный легион и отправился в Хамунаптру со своим гарнизоном, где на него напали меджаи.

Отсутствие предыстории героев позволяет не сбавлять темп приключений и комедийную атмосферу. Сюжет стремительно продвигает персонажей вперёд, так что у них нет времени на раздумья.

Однако такой подход также оставляет несколько важных вопросов без ответа, некоторые из которых раскрываются только сиквеле 2001 года «Мумия возвращается».

Карьера Джонатана — полная загадка

-3

Когда Джонатан пугает Эви в музее, спрятавшись в гробу с мумией и выпрыгнув на неё, мы сразу понимаем, какой архетип представляет собой Джонатан: он — комичный помощник.

Но если немного поразмыслить и посмотреть ещё пару раз, вы, возможно, поймёте, что это первое взаимодействие брата и сестры рассказывает нам о Джонатане гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Эви обвиняет Джонатана в том, что он пытается разрушить её карьеру, как разрушил свою, и мы задаёмся вопросом, в чём именно заключается его карьера? В фильме он показан как профессиональный вор, игрок и пьяница.

Он шутит о том, что хотел бы присоединиться к мёртвым, и жалуется, что на археологических раскопках не находят ничего ценного. Это наводит на мысль, что Джонатан, возможно, когда-то был египтологом, хотя он не так хорошо разбирается в этом, как Эви.

При этом в диалогах Джонатана есть намёки на более трагическое прошлое. Учитывая его возраст и эпоху, возможно, что Джонатан участвовал в Первой мировой войне и у него посттравматическое стрессовое расстройство, из-за которого он находится в состоянии шока.

Джонатан, возможно, страдает от чувства вины выжившего, утоляя свои страдания алкоголем и принимая сомнительные решения. Хотя ни в одном из других фильмов франшизы «Мумия» не рассказывается о разрушенной карьере Джонатана, он на протяжении всего фильма проявляет себя как довольно находчивый и предприимчивый человек.

Почему карта Хамунаптры была внутри ключа от саркофага Имхотепа?

-4

Очевидно, что шкатулка-головоломка с картой должна была попасть в руки Рика, Джонатана и Эви, чтобы произошло это безумное приключение, и «Мумия» не появилась бы без того, чтобы Рик нашёл шкатулку-головоломку.

Но, с другой стороны, не кажется ли вам глупым, что Меджаи положили карту в ключ, а затем закопали их в Хамунаптре рядом с саркофагом Имхотепа?

Если меджаи пытались помешать воскрешению Имхотепа, почему они не отделили карту от ключа и не отправили их на разные континенты? Или, что ещё лучше, почему они просто не уничтожили карту и ключ?

Возможно, вы не заметили при первом, втором или даже третьем просмотре, что, когда начальник Эви в музее в Каире, доктор Терренс Бей, случайно поджигает карту и сжигает месторасположение Хамунаптры, он на самом деле выполняет свои обязанности меджая, чтобы сохранить это место в тайне.

Многие этнические персонажи сведены к стереотипам

-5

Хотя «Мумия» — ностальгический фильм для многих из нас, кто смотрел его в детстве или подростковом возрасте, в нём есть некоторые сомнительные моменты, которые вы могли не заметить при первом просмотре.

Один из проблемных аспектов «Мумии» заключается в том, что многие этнические персонажи изображены как одномерные расовые стереотипы.

Особенно это касается персонажа надзирателя Гада Хасана (Омид Джалили), который часто становится объектом расистских шуток в фильме, в частности, Джонатан говорит о том, как плохо пахнет Гад Хасан.

Стереотипные и оскорбительные образы египтян — не единственная проблемная сторона «Мумии». Выбор на роль древнего верховного жреца Имхотепа актёра голландского происхождения — пример склонности Голливуда к тому, чтобы брать белых актёров на любые роли.

В 2019 году Арнольд Вослу, сыгравший Имхотепа, сказал в интервью: «Я задаюсь вопросом: если бы это происходило сегодня, получил бы я эту роль? Я имею в виду, вот он я — белый, южноафриканец. Они бы, наверное, взяли настоящего египтянина».

В фильме американцы изображаются воинственными глупцами

-6

В «Мумии» есть группа американцев — мистер Хендерсон, мистер Дэниелс и мистер Бёрнс — которые отправляются в Хамунаптру, и они тоже показаны не в лучшем свете.

Эви и Джонатан, выросшие в Великобритании, отпускают насмешливые комментарии об американцах на месте раскопок, прежде чем сказать Рику: «Не обижайся», — как будто запоздало.

Но в этом нет ничего обидного, ведь эти американцы на самом деле расхищают могилы, и кажется, что эти насмешки над американцами — добродушный способ высмеять международную репутацию американцев как ужасных туристов.

Впервые мы видим американцев в образе чокнутых глупцов, когда они ввязываются в перестрелку с воинами Меджаи. Они улюлюкают и кричат, безрассудно стреляя из шестизарядных пистолетов, пока вокруг них горит баржа.

Затем американцы устремляются к месту раскопок и открывают сундук, несмотря на предупреждения. После того, как Имхотеп начинает охотиться на них, чтобы высосать из них всю кровь и вернуть себе плоть и силу, американцы оказываются всего лишь хвастунами, не обладающими достаточной храбростью.

Все герои, кроме Эви — настоящие преступники

-7

Почти все, кто направляется в Хамунаптру, — это расхитители гробниц, которые не видят ничего плохого в том, чтобы воровать у мёртвых или у представителей другой культуры.

Джонатаном движет жадность, несмотря на то, что он связан с Египтом через свою мать. Стражником Гадом Хасаном движет алчность, как и Бени, и американцами. Доктор Аллен Чемберлен, кажется, серьёзный археолог, но то, как он держит «Книгу мёртвых» после того, как нашёл её вместе с канопскими кувшинами, говорит о том, что он тоже жаждет сокровищ.

На барже Рик хвастается: «Я знаю своё сокровище» — в ответ на то, что Эви впечатлена тем, что он знает, что Книга Амона-Ра, по слухам, сделана из чистого золота.

В историческом контексте эта лихорадка 1920-х годов, связанная с египетскими сокровищами, довольно точна. Гробницы в Египте грабили с древних времён, и лишь немногие дошли до наших дней, не подвергшись разграблению. Даже гробница Тутанхамона была частично разграблена до того, как в 1922 году её «открыли» британские археологи Говард Картер и его финансист лорд Карнарвон.

«Мумия» исторически достоверно изображает увлечённых расхитителей гробниц, из-за чего можно легко упустить из виду тот факт, что есть один человек, который не стремится просто набить карманы: Эви.

У неё есть академические и филантропические интересы, связанные с изучением древнеегипетской культуры, поскольку она надеется наполнить музеи, а не свой банковский счёт.

Большинство персонажей наказаны за свою жадность

-8

Хотя в «Мумии» почти все персонажи изображены жадными, фильм не прославляет эту черту характера. Основная мысль заключается в том, что, хотя алчность была распространена среди тех, кто посещал древние египетские памятники, разграбляя страну и лишая её истории и богатств в 1920-х годах, жадность — это определённо плохо.

Большинство персонажей, движимых ею, в итоге ужасно заканчивают.

Смотритель Гад Хассан мучительно умирает после того, как скарабей заползает ему под кожу. Имхотеп высасывает американцев и их египтолога досуха, оставляя после себя лишь оболочки. Бени умирает в сокровищнице после того, как склеп самоуничтожается, а скарабеи съедают его заживо.

В то время как большинство персонажей наказываются за свою жадность ужасной смертью, только Джонатан каким-то образом в конце фильма оказывается в выигрыше.

В конце концов, Джонатан получает щедрое вознаграждение в виде седельных сумок, наполненных сокровищами, потому что он отбрасывает свои эгоистичные желания, чтобы помочь Рику спасти Эви и отправить Имхотепа обратно в преисподнюю.

Хотя в начале фильма Рик предстаёт сомнительным персонажем, которого в первую очередь интересует поиск сокровищ, когда дело доходит до драки, он не убегает, как ему хочется.

В конце концов Рик, Эви, Джонатан и Ардет объединяются и отказываются от всего этого сверкающего золота. Вместо этого они берут на себя ответственность за свою роль в воскрешении Имхотепа, и именно этот отказ от жадности в итоге вознаграждает их.

Имхотеп не насылает все 10 египетских казней

-9

Саранча нападает на Хамунаптру сразу после того, как Эви воскрешает Имхотепа, читая «Книгу мёртвых», которая подтверждает, что Имхотеп может принести с собой 10 египетских казней.

Хотя мы видим многие из этих казней, в том числе саранчу, мух, град, жуткое затмение и любимую Джонатаном — нарывы, — мы не видим все 10 казней Древнего Египта.

Возможно, лягушки, вши и чума скота случились где-то за пределами Каира. К счастью для Джонатана, последняя и, возможно, самая разрушительная чума — смерть первенцев — так и не наступила.

Эви ломает гендерные стереотипы, но делает это ненавязчиво

-10

Эви, возможно, и начинала «Мумию» как библиотекарь, но в душе она искательница приключений, и чем больше вы смотрите фильм, тем больше понимаете, что её персонаж не ограничен гендерными нормами или жанровыми клише.

Когда Страж делает непристойное предложение, торгуясь за жизнь Рика, Эви бьет его по руке и договаривается о меньшей доле сокровищ в обмен на освобождение Рика. Эви также является самой успешной в своей карьере среди основных персонажей.

Эви хорошо разбирается в истории и археологии Египта, и Джонатан, и Рик уважают её за то, что она руководит раскопками. Она не просто дерзкая и умная, она бесстрашная. Странные звуки в Хамунаптре не пугают её, потому что она не суеверна.

После того, как Эви видит Имхотепа и понимает, что он настоящий, она отказывается убегать, как хочет Рик. Вместо этого Эви берёт на себя ответственность и настаивает на том, чтобы они разобрались с Имхотепом, потому что именно она его освободила.

Хотя в фильме есть моменты, когда кажется, что Эви изображают как попавшую в беду девушку — Рик даже называет её так в разговоре с Уинстоном, — она постоянно сопротивляется этому. А когда Имхотеп берёт Эви в заложницы, она добровольно идёт с ним, чтобы спасти всех от его зомби.

Ни один из главных героев не смог бы победить Имхотепа в одиночку

-11

Хотя Рика легко представить в роли типичного героя, побеждающего зло, при многократном просмотре становится ясно, что он не мог победить Имхотепа в одиночку.

Конечно, Рик силён, хорошо обучен, храбр и разбирается в оружии, но он не умеет читать на древнеегипетском. Возможно, Джонатан и пробрался под обложку «Книги мёртвых», чтобы взять под контроль воинов Имхотепа, убить Анук-Су-Намун и спасти Эви, но он также не владеет древнеегипетским языком.

Эви свободно говорит на древнеегипетском и использует этот навык, чтобы перевести Книгу Амона-Ра и снова сделать Имхотепа смертным. Однако она никогда не смогла бы открыть Книгу Амона-Ра, если бы Рик не отвлёк Имхотепа, а Джонатан не украл ключ из мантии верховного жреца.

И давайте признаем, что ни Рик, ни Джонатан не смогли бы пройти мимо последователей Имхотепа и спасти Эви без храбрости и навыков Ардета как воина.

Рик, Иви, Джонатан и Ардет объединяют свои уникальные черты характера и таланты, чтобы в конце «Мумии» победить Имхотепа и отправить его обратно в загробный мир, где ему и место.

Чем больше вы смотрите «Мумию», тем больше понимаете, что ни один из них не смог бы сделать это в одиночку, и это одна из причин, почему этот фильм так хорош: каждый персонаж привносит свои сильные стороны и героизм в эту командную работу по победе в финальной битве.

В «Мумии» изначально не было задела на продолжение

-12

В наши дни, кажется, большинство блокбастеров заканчиваются на самом интересном месте, на случай, если фильм окажется достаточно успешным, чтобы оправдать создание продолжения, но «Мумия» этого не делает.

При первом просмотре это легко упустить из виду, потому что этот фильм в итоге все-таки положил начало франшизе, но первая «Мумия» на самом деле представляет собой законченную историю без очевидной отсылки к продолжению.

История заканчивается тем, что Рик и Эви целуются, прежде чем отправиться вместе с Джонатаном на верблюдах, нагруженных сокровищами, навстречу неизведанному будущему, полному приключений. В конце нет ни завязки, ни финального образа, подготавливающего почву для следующей истории.

Хотя у Стивена Соммерса, как сообщается, было много идей для сиквела, он не планировал его снимать, потому что, как он сказал в интервью, «сиквелы обычно отстой». Но после того, как в 6 утра на следующий день после премьеры ему позвонили из студии, Соммерс приступил к написанию «Мумии возвращается».

Друзья, если вам было интересно, подпишитесь, пожалуйста, на мой Telegram-канал. Там я рекомендую отличную фантастику: книги, сериалы и фильмы. Вам больше не придется искать самим, что почитать и посмотреть, я это делаю за вас :)