Найти в Дзене
Лит-ра

Костя Волков - это Воланд? Сериал "Аутсорс" и мировая литература

"Тварь я дрожащая или право имею?"
Вот так, в духе Достоевского, ведет с нами диалог сериал "Аутсорс". Новый продукт отечественной киноиндустрии всколыхнул зрительскую аудиторию, породил волну дискуссий, споров, обсуждений. Сериал с Иваном Янковским в главной роли и впрямь задает сложные, неоднозначные вопросы. О ценности человеческой жизни, о справедливости и её мерилах, о границах дозволенного и нравственном выборе. О том, что неизменно волновало героев Достоевского. А потому параллели между "Аутсорсом" и творчеством классика закономерно отмечаются аудиторией. Безусловно, главный герой фильма Костя Волков ставит те же вопросы, что и Родион Раскольников полтора века назад. Однако лично я вижу в "Аутсорсе" отсылки не только и не столько к Достоевскому. Вспомним сюжет сериала. События происходят в захолустном российском городке в середине 90-х. Все персонажи задавлены нищетой и отсутствием перспектив. И вот в местной тюрьме созревает план, как героям покончить с бедностью и при это

"Тварь я дрожащая или право имею?"

Вот так, в духе Достоевского, ведет с нами диалог
сериал "Аутсорс". Новый продукт отечественной киноиндустрии всколыхнул зрительскую аудиторию, породил волну дискуссий, споров, обсуждений.

Сериал с Иваном Янковским в главной роли и впрямь задает сложные, неоднозначные вопросы. О ценности человеческой жизни, о справедливости и её мерилах, о границах дозволенного и нравственном выборе. О том, что неизменно волновало героев Достоевского. А потому параллели между "Аутсорсом" и творчеством классика закономерно отмечаются аудиторией.

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Безусловно, главный герой фильма Костя Волков ставит те же вопросы, что и Родион Раскольников полтора века назад. Однако лично я вижу в "Аутсорсе" отсылки не только и не столько к Достоевскому.

Вспомним сюжет сериала.

События происходят в захолустном российском городке в середине 90-х. Все персонажи задавлены нищетой и отсутствием перспектив. И вот в местной тюрьме созревает план, как героям покончить с бедностью и при этом привнести в мир справедливость. Здесь решают отдать на аутсорс обеспеченным людям исполнение смертных приговоров.

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Это, конечно, чистая "достоевщина":

  • Убийство плохого человека = добро? или нет?
  • Убийство во имя благой цели допустимо или не очень?
  • Волен ли один человек лишать жизни другого?
Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Федор Михайлович Достоевский, пожалуй, как никто много и как никто остро рассуждал на эти темы. Оно и понятно: он сам был в шаге от смертной казни. И его переживания в ожидании эшафота не могли не наложить отпечаток на личность классика.

В его "Преступлении и наказании" Раскольников убивает старуху-процентщицу ради блага - блага близких и самого себя. Костя Волков в "Аутсорсе" говорит, что устранять маньяков - тоже благо, ведь это избавление мира от носителей зла. Оба персонажа действуют и рассуждают так убедительно, что нельзя не задуматься: а во всем ли они неправы?

И вот здесь в образе Волкова я вижу уже не Раскольникова. Я вижу здесь дьявола, беса, сатану. Я вижу здесь булгаковского Воланда.

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Помните одну из ключевых сцен "Мастера и Маргариты" - вечер в варьете? Там Воланд наглядно доказывает, что воплощение зла - не он, а люди. Это они, руководствуясь низменными целями, воруют, мошенничают, изменяют, предают, идут по головам. Он лишь "подсвечивает" их худшие качества. Так же делает и Костя Волков. Он не принуждает сослуживцев к совершению зла. Он подталкивает их к нравственному выбору, и они сами делают выбор в пользу зла, а не добра.

Может быть, созвучие фамилий Волков и Воланд - не совпадение?

Герой Янковского похож и на прототипа Воланда - Мефистофеля, образом которого вдохновлялся Михаил Булгаков. Вот уж кто истинный манипулятор, провокатор, искуситель! Он заставляет Фауста продать свою душу. А разве не то же самое делает Волков со своим приятелем Сашей?!

Эдуард фон Грютцнер "Мефистофель"
Эдуард фон Грютцнер "Мефистофель"

Итак, в "Аутсорсе" прослеживаются отсылки к Достоевскому, Булгакову, Гёте. Но есть и еще одна параллель, явная лично для меня.

Это параллель с Ветхим Заветом.

Помните Содом и Гоморру? Библейские города, названия которых стали метафорой разврата и безбожия. На мой взгляд, описанный в сериале городок
Елизово - это Содом и Гоморра образца 90-х. Город безбожников, людей без принципов, без морали, без совести, без эмпатии, погрязших в пороках, потерявших нравственные основы и ориентиры.

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Жители Елизово отвернулись от Бога, и Бог "устал их любить" (с.)

Я не знаю, как иначе объяснить беспощадность судьбы к каждому из героев. Режиссер не оставляет им ни грамма надежды. Как и Бог, проливший "дождем серу и огонь" на города, чьи жители погрязли в грехах.

Персонажам "Аутсорса" жизнь посылает тяжелые испытания. Но ни один из них не допускает и мысли обратиться к Богу или хотя бы поступить по совести, сделав выбор в пользу добра.

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Режиссер "Аутсорса" (Душан Глигоров, к слову) тоже, как демиург, уничтожает своих персонажей.

В качестве того, кто достоин жить, в качестве
единственного положительного героя он предлагает нам врача-психопата... Словно вторя Достоевскому, который делает душевно больного князя Мышкина единственным морально здоровым человеком в больном обществе. Еще одна параллель, которую нельзя не заметить.

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Создатели "Аутсорса" - однозначно начитанные, широко образованные, глубоко думающие люди. И проект их получился соответствующим.

А КАКИЕ ОТСЫЛКИ В "АУТСОРСЕ" УЛОВИЛИ ВЫ?