Найти в Дзене

Предкризисное настроение. Четыре отрасли российской экономики, которые рухнут первыми от высоких ставок и снижения спроса

Оглавление

Станки, вагоны и комбайны под гнетом ставки ЦБ

Кризисные явления нарастают и в других секторах гражданского машиностроения. В последнее время снизился выпуск электрооборудования (–2,6% в феврале после –9,1% в январе) и станков (–9,2% в феврале после –2,3% в январе). Эксперты Rollingstock Agency (RSA) прогнозируют сокращение производства грузовых железнодорожных вагонов на 25% в 2025 году, до 55,4 тысячи вагонов.

Тенденция спада наметилась в конце 2024 года. Отрасль в целом может потерять 3–5%, считают опрошенные аналитики: это связано с падением спроса на аренду вагонов, что, в свою очередь, вызвано высокими процентными ставками.

Те же проблемы у производителей сельскохозяйственной техники. Отгрузки сокращаются, и 2025 год может стать худшим по продажам за последние три года. Критически высокая ключевая ставка ЦБ, низкая доходность агробизнеса, недостаточная господдержка и стремительный рост себестоимости производства — ключевые факторы, сдерживающие закупки новой техники, в этом единодушны машиностроители, аграрии и эксперты.

Участники рынка опасаются, что увеличение утилизационного сбора сделает импортные машины еще дороже, а это негативно повлияет на спрос и ситуацию в агросекторе в целом. Звучат прогнозы падения продаж по итогам года на 10–15%. В «Росспецмаше» также не видят предпосылок к улучшению ситуации ни на рынке сельхозтехники, ни в российском сельхозмашиностроении. Для дилеров тракторов и комбайнов этот год рискует стать самым тяжелым за последние десять лет.

Для дилеров тракторов и комбайнов 2025 год рискует стать самым тяжелым за десять лет

Не исключается снижение производства строительной техники. Замораживаются планы по строительству различных объектов — падает потребность в дорожно-строительной технике, объяснила директор ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова.

Таким образом, широкий спектр машиностроительных отраслей, за исключением, пожалуй, оборонного сектора, испытывает нарастающее давление.

Стройка замерла без льгот

Строительная отрасль, традиционно выступавшая локомотивом российской экономики, обеспечивая высокие макроэкономические показатели, инвестиционную привлекательность и создание рабочих мест не только в своем секторе, но и в смежных отраслях, сегодня сталкивается с серьезными вызовами. Значительная часть покупателей больше не может позволить себе жилье из-за резкого роста ставок по ипотеке в 2024 году и сокращения льготных ипотечных программ. Это закономерно привело к снижению объемов строительства жилья и, как следствие, к уменьшению спроса на строительные и отделочные материалы, что уже заметили их производители.

Эксперты ожидают, что производство стройматериалов снизится на 3–5% в 2025 году. Застройщики при условии, что ставка останется высокой, могут сократить запуск новых проектов сразу на 30–35%, тогда ввод в эксплуатацию готовых многоквартирных домов резко сократится в 2027 году, а производители стройматериалов почувствуют это уже в 2026-м, рассуждал Алексей Зимин из «Кнауф Гипс».

Черный год для черной металлургии

Год может оказаться крайне сложным и для черной металлургии. Внутри страны она зависит от стройки, самого крупного ее потребителя, опережающего по спросу на сталь даже ОПК. И сокращение ввода жилья уже снизило спрос и выплавку в 2024 году.

Также сказался внешний фактор. Черная металлургия ориентирована на экспорт: производство стали и проката в России значительно превышает потребности внутреннего рынка. После того как один из ключевых рынков, Евросоюз, в 2022 году запретил импорт из России стального проката, арматуры и труб, предприятия начали искать новых покупателей. Переориентация не смогла полностью компенсировать потерю европейских рынков. Азиатские экономики, на которые переориентировался российский экспорт, тоже сократили спрос. В итоге экспорт стали из России в 2024 году сократился на 8%, производство — на 7%.

По итогам первых двух месяцев 2025 года предприятия уже выпустили меньше стали и готового проката, чем в то же время год назад, сообщают эксперты Аналитического центра ЦНИИчермет. По итогам года они прогнозируют снижение на 2%.

Сотрудники металлургических предприятий говорят, что ситуация напряженная и один из способов маскировки проблем — перевести цеха или предприятия на ремонт в надежде, что ситуация со временем улучшится. Однако эксперты быстрого улучшения не ждут. Тем не менее не ждут и закрытия или сокращений на крупных предприятиях. В зоне риска разве что компании с высокой кредитной нагрузкой — например, Челябинский металлургический комбинат или «Мечел». Но даже они приспособятся, говорит экономист Наталья Зубаревич.

Не все отрасли равны

Стагнация в российской промышленности перестает быть абстрактной макроэкономической проблемой и начинает приобретать вполне конкретные очертания. Спад начался, конечно, не только в тех отраслях, которые разобрал The Insider. Но это ключевые области мирного производства, которые обеспечивают значительный вклад в ВВП, создают рабочие места и развивают инновации.

Машиностроение, например, драйвер развития других отраслей, включая транспорт, перевозки, энергетику и сельское хозяйство, а его состояние отражает общую устойчивость экономики к внешним и внутренним вызовам.

За последнее десятилетие спад в российском машиностроении отмечался лишь дважды — в 2015 и 2022 годах, что было во многом обусловлено ухудшением геополитической обстановки и уходом западных компаний с российского рынка. После каждого из этих кризисов отрасль быстро восстанавливалась, возвращая объемы производства к докризисным уровням.

В частности, после массового исхода зарубежных компаний в 2022 году производство сократилось на 5,9%, но уже в 2023 году выросло на 25%, а в 2024 году — на 19,5% (по оценке Минэкономразвития). В итоге за два года объемы производства увеличились почти в полтора раза, полностью компенсировав спад 2022 года.

Однако рост распределился неравномерно, что во многом объясняется преференциями, предоставленными предприятиям оборонного комплекса благодаря «бюджетному импульсу». Эти меры поддержки, включая налоговые льготы и компенсации затрат, позволили предприятиям ОПК увеличивать выпуск продукции, несмотря на сложные экономические условия, такие как резкий рост процентных ставок и дефицит кадров. Статистика отмечает значительный рост в категориях «готовые металлические изделия» (увеличение на 22,5% в годовом исчислении) и «прочие транспортные средства» (взлет на 33,6%). То есть все для фронта, все для победы.

Впрочем, ресурс оборонной промышленности тоже не бесконечен. Достигнутые объемы и темпы уже очень высоки, и непонятно, насколько велик потенциал дальнейшего роста, учитывая общую загруженность мощностей и нехватку кадров в этом секторе.

Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" - все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах