Найти в Дзене
KinoGeek

Рецензия на фильм "Дыхание шторма": реальной истории - ворох голливудских штампов

Попробуйте вообразить себе следующую картину: вы погружены на глубину нескольких сотен метров, в тяжёлом водолазном костюме, без источников света и с ограниченным количеством кислорода. Посреди нет ничего: ни помощников, ни представителей местной флоры и фауны, никаких признаков жизни. А Крису Лемонсу, глубоководному дайверу, это и не нужно представлять: мужчина пережил подобный шок в сентябре 2012-го года, когда из-за непредвиденных обстоятельств, вызванных штормовой погодой и резкостью своих же движений, он оказался оставлен на глубине около трёх сотен футов. Дальнейшее вызволение дайвера из этой западни легло в основу документального фильма "Last Breath", срежиссированным Алексом Паркинсоном. А уже через шесть лет после премьеры своего откровения постановщик открыл публике полнометражный дебют: в основу истории "Дыхания шторма" как раз легли вышеописанные события

Вместе со своей группой, куда входит опытный Дункан (Вуди Харрельсон) и безэмоциональный Дэвид (Симу Лю), Крис (Финн Коул) погружается на дно Северного океана, чтоб приступить к работе над подводным газопроводом, когда случается непредвиденное: у судна на поверхности выходят из строя все двигатели, вследствие чего корабль начинает дрейфовать и отплывать всё дальше от дайверов. Дэвид успевает добраться до колокола (камера для транспортировки водолазов на глубину), но трос Криса обрывается. Под тяжестью костюма парня тянет на самое дно: кислорода в запасе у дайвера всего на несколько минут, пока его товарищи и капитан корабля заодно предпринимают отчаянные и весьма радикальные попытки по вызволению Криса из глубины

-2

Паркинсон, что скрупулёзно изучал эту историю ещё во время работы над одноимённым доком, знаком с деталями происшествия не по наслышке: "Дыхание шторма" запечатлевает на выдуманный кинообъектив с точностью воссозданные события сентября 2012-го, но всё же не избегает соблазна насытить сюжет ворохом голливудских штампов, витающей в воздухе романтики, осознания, что в конечном счёте героев ожидает хэппи-энд. Как бы повествование не пытались разбавить реалистичными подводными съёмками (а работу с ними действительно можно окрестить высшим пилотажем), подиум рано или поздно облюбует ворох американизированности, такой приторной и сказочной, что от самонадеянных поступков героев и пафосных композиций на фоне невольно начнёт закладывать уши: с тем учётом, что находимся мы не на глубине, а в кинозале

-3

Здесь вам и комбинация всех извечных голливудских клише заодно: для персонажа Вуди Харрельсона это "плавание" должно стать последним; балансируя между жизнью и смертью прототип Криса Лемонса вспоминает все счастливо проведённые моменты со своей невестой; ранее безэмоциональный герой Симу Лю становится безумно сентиментальным сразу после пропажи коллеги; а на самом корабле капитан совершает несколько опрометчивых, как кажется поначалу, решений, которые приводят к скорой эвакуации затонувшего. Художественное "Дыхание шторма" насыщается кино-излишками, ворохом приукрашиваний, его внешняя оболочка эмпатична и до боли сентиментальна. Несмотря на то, что сам режиссёр до последнего бьётся за доказательства предоставленной в сценарии правды

-4

Впрочем, если уж за что "Дыханию" можно простить все американские конъюнктуры, так это за внешний вид: от съёмок подводных сцен захватывает дыхание, ощущение глубины, тёмной бездны с неизведанным дном, что простилается на сотни и даже тысячи метров вниз, пожирает заживо. Паркинсон развивает талассофобию даже у самых чёрствых зрителей, но в то же время притягивает нас всей таинственностью ночной океанской среды. И если перед постановщиком стояла идея создания могучего, духоподъёмного и впечатляющего блокбастера про схватку человека и обстоятельств, то выполнил он её на высший балл: при условии, что вы, как зритель, не наслышаны о вполне реальной истории, что легла в основу сценария

-5

Да, произошедшие тринадцать лет назад события отчасти тоже можно назвать сказочными: моряки и дайверы действительно кинули все силы на то, чтоб вызволить из чёрной бездны бездыханное, как им казалось, тело бедняги Лемонса (только позже коллеги парня обнаружили, что водолаз всё ещё жив). Но рассматриваем художественную постановку по мотивам того происшествия мы исключительно с точки зрения кино: и впечатлить оно может разве что захватывающей дух съёмкой. Какова же причина создания полнометражного романа с эвакуацией дайвера в центре сюжета? Скорее всего, только в коммерции. Все второстепенные детали, что не попали в сюжет полуторачасового подводного триллера, были обговорены в одноимённой документальной работе: и лучше ознакомиться с ней, чем с художественной итерацией тех событий. Тем более, что впечатляет она именно тем самым реализмом, духоподъёмной тяге к жизни

-6

В российском прокате - с 10-го апреля