Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Четыре простых способа усилить сцену

Эта статья поможет прокачать ваши навыки написания сцен. Сегодня мы разберём метод под названием "Звуковой пульт сцены". Сразу скажу — я ни в коем случае не эксперт в звуковых пультах. Однако я знаю, что звукорежиссёры работают с огромными микшерными панелями, усеянными ползунками, ручками и регуляторами. Изменяя определённые параметры, они могут управлять звуком. То же самое работает и в написании сцен. У вас имеются все эти «регуляторы». Их можно прибавить или убавить, — таким образом изменив интенсивность сцены. Но чтобы понять, как это делать, сначала разберёмся, как устроены 90% сцен. В них есть: — Персонаж, который чего-то хочет, — Персонаж, который мешает ему это получить. Противник может сознательно не давать герою желаемое или неумышленно стоять у него на пути. Пример первого случая: Муж хочет потусить с друзьями, а жена настаивает, чтобы он пошёл с ней на ужин к её боссу. Здесь жена активно препятствует его цели. Пример второго случая: Грабитель изучает банк, чтобы позже его

Эта статья поможет прокачать ваши навыки написания сцен. Сегодня мы разберём метод под названием "Звуковой пульт сцены".

Сразу скажу — я ни в коем случае не эксперт в звуковых пультах. Однако я знаю, что звукорежиссёры работают с огромными микшерными панелями, усеянными ползунками, ручками и регуляторами. Изменяя определённые параметры, они могут управлять звуком.

То же самое работает и в написании сцен. У вас имеются все эти «регуляторы». Их можно прибавить или убавить, — таким образом изменив интенсивность сцены. Но чтобы понять, как это делать, сначала разберёмся, как устроены 90% сцен. В них есть:

Персонаж, который чего-то хочет,

Персонаж, который мешает ему это получить.

Противник может сознательно не давать герою желаемое или неумышленно стоять у него на пути.

Пример первого случая:

Муж хочет потусить с друзьями, а жена настаивает, чтобы он пошёл с ней на ужин к её боссу. Здесь жена активно препятствует его цели.

Пример второго случая:

Грабитель изучает банк, чтобы позже его ограбить. К нему подходит менеджер и начинает назойливо предлагать открыть счёт. Менеджер не знает, что перед ним преступник, но неосознанно мешает ему.

Кстати, обратите внимание, как меняется диалог в этих ситуациях. В первом случае конфликт явный — супруги прямо спорят. Во втором — скрытый, потому что ни один персонаж не говорит о реальных намерениях.

Но сегодня речь не об этом.

Сегодня мы разбираем, как усилить сцену, используя базовую структуру (персонаж + препятствие). Вернёмся к аналогии с микшерным пультом. Представьте, что на нём расположены четыре регулятора, которые можно прибавить чуть-чуть, средне или сильно — в зависимости от того, насколько мощной должна быть сцена.

Вот эти четыре регулятора:

1. Ставки

2. Сопротивление

3. Срочность

4. Эмоции

Главный способ улучшить сцену — это, без сомнения, ставки. Чем больше на кону в сцене, тем более захватывающей она будет. Простая математика.

Допустим, у нас есть персонаж, который собирается что-то украсть. Помните фильм Netflix "Преступница Эмили"? Допустим, Эмили должна украсть бумажник у случайного парня для своего нового босса. У нас есть цель (украсть кошелёк), и у нас есть ставки (она делает что-то незаконное, что опасно, и полиция может поймать её).

Но давайте представим, что мы настраиваем звуковую панель нашего сценария и нажимаем кнопку "Ставки". Вместо того, чтобы заставить её красть бумажник у парня, она пытается украсть… автомобиль. Теперь у нас будут реальные последствия. Да, grand theft auto — это вам не шутка. И знаете что? Именно эту сцену они использовали в фильме, и в итоге она оказалась лучшей. Совпадение? Я так не думаю. В этом и заключается сила увеличения ставки.

-2

Далее рассмотрим сопротивление. Сопротивление — это увеличение интенсивности, при которой персонаж-противник в сцене мешает герою достичь цели. Чем больше вы поднимаете ползунок, тем интенсивнее становится взаимодействие, что приводит к большему конфликту.

Приведу в качестве примера одну из моих любимых сцен – встречу Джерри Лундегаарда с двумя преступниками, которых он нанимает для похищения своей жены в фильме "Фарго". Как и в любой другой сцене, в этой сцене был очевидный способ преодолеть сопротивление. Вы бы разозлили похитителей, но они так хотят получить деньги, что всё равно готовы к сотрудничеству.

Но братья Коэны пошли другим путём. Вместо этого они увеличили уровень сопротивления до 11, и два похитителя крайне не желали помогать Джерри. Карл заставляет Джерри признать, что он облажался с назначением времени встречи, и из-за чего они просидели там около часа, а психованный Гейр то и дело смотрит на Джерри так, словно собирается его убить. Это создаёт всевозможные конфликты и делает задачу Джерри более сложной.

-3

Опять же, менее талантливый сценарист сделал бы двух похитителей раздражёнными, но в конечном итоге вышел бы на плюс, чтобы получить от этой сцены то, что хотел, и перейти к следующей. Хороший сценарист нажимает на эту кнопку сопротивления, и становится неясно, достигнет Джерри своей цели или нет.

Перейдём к кнопке срочности. Кнопка "срочность" эффективна, но, если честно, она — самая простая из четырёх кнопок. Нажимая на её, вы сокращаете время, которое есть у главного героя для достижения цели в сцене.

Допустим, вы пишете сцену, в которой у жены в последнюю минуту меняются планы — теперь ей нужно, чтобы её муж отвез их ребёнка завтра в школу. Они готовятся ко сну, жена излагает проблему. Но у мужа завтра важный день, и он сопротивляется.

Можно ли сделать из этого хорошую сцену? Конечно. У вас есть персонаж, который чего-то хочет. У вас есть персонаж, который сопротивляется, что приводит к конфликту. Однако ставки довольно низки, и нет очевидного способа увеличить их. Но, что же тогда? Верно, подкрутить регулятор срочности.

Вместо того чтобы устраивать сцену вечером, перед тем как они лягут спать, когда у них обоих будет много времени, перепишите так, чтобы жена узнала о проблеме за 5 минут до того, как уйдёт на работу. Другими словами, разыграйте сцену утром, за 5 минут до того, как все разойдутся. Один простой приём и острота ситуации значительно повысит напряжённость сцены.

Наконец, мы добрались до регулятора эмоции. С ним сложнее всего. Не зря он находится в самом дальнем углу нашей воображаемой панели. Потому что, если вы не знаете, что делаете, это может как навредить вам, так и помочь.

Способ использования эмоций состоит в том, чтобы отойти от логики и структуры сцены (цель, сопротивление, ставки, срочность) и обратиться к внутреннему миру героев. Спросите себя, что происходит внутри персонажей, что могло бы усилить напряжённость сцены.

В конце 90-х вышла подростковая комедия под названием "Не могу дождаться". В течение всего вечера на большой домашней вечеринке тусила компания персонажей. В одном из главных сюжетов два персонажа, Дениз и Кенни, каждый из которых по своим причинам с нетерпением ждал вечеринки, застряли вместе в ванной на всю ночь.

Очевидно, что основной целью этого было то, чтобы эти два персонажа влюблялись друг в друга на протяжении всего фильма. Но давайте предположим, что вы пишете эту историю (или просто сцену), и сцена скучная. Всякий раз, когда вы возвращаетесь к ним, чего-то не хватает. Ставки здесь на самом деле не имеют значения. Срочность не имеет значения, потому что вам нужно, чтобы они шли к этому моменту на протяжении всего фильма. И сопротивление тоже не имеет особой силы, потому что ни у одного из персонажей нет активной цели (они оба застряли в одной и той же ситуации — ни один из них не хочет здесь находиться).

Что ж, здесь вам нужно дотянуться как можно дальше и покрутить регулятор эмоций. Именно так и делают профессиональные авторы. Они создают предысторию с персонажами, в которой они были хорошими друзьями в средней школе, а затем, когда они перешли в старшие классы, парень пошёл дальше и завел совершенно новую компанию друзей, оставив девушку позади.

Обратите внимание на то, как это значительно обостряет конфликт. Теперь под всем, что они говорят, скрывается невысказанный поступок одного из персонажей по отношению к другому. Теперь у нас есть сюжетная линия, к которой мы можем постоянно возвращаться, которая неизменно даёт нам сильные сцены.

-4

Вот и всё. "Звуковая панель" для ваших сцен готова к работе. Помните, как я уже говорил, вы сами контролируете степень, до которой вы поворачиваете регулятор. Вы можете слегка нажать на любую из этих кнопок/ползунков или, если нужно, знатно вдарить по напряжению сцены.

Хотите верьте, хотите нет, но не всегда хочется задавать в сценах максимальные обороты. Если бы в каждой сцене был максимум всего, то ни одна сцена не выделялась бы. Но чего точно не стоит делать, так это писать сцены, в которых все регуляторы установлены на 0. И я вижу это слишком часто. Например, когда читаю любительский сценарий, в 75% сцен на всех четырёх кнопках установлено значение "0". Не надо так.

Часто это происходит потому, что сценарист не знает об этих кнопках и о том, какой мощностью они обладают для создания великолепных сцен. А вы теперь знаете. Раскройте силу этого метода в сценах, которые вы напишете в своих будущих сценариях!

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.