Найти в Дзене
IND

Когда здание учит: тренды школ будущего, инновации и опыт IND

Современная школа — это не просто здание с классами и коридорами. Это сложный организм, который должен отвечать вызовам времени: цифровизации, инклюзивности, экологичности и новым педагогическим подходам. Архитектура школ сегодня становится инструментом, формирующим образовательную среду, влияющим на мотивацию учеников и даже на их когнитивное развитие. Мы в бюро IND последовательно исследуем, как пространство может работать на образование. Проекты школ в Москве, Дубае, Казахстане и других регионах — это продуманные системы, где каждый элемент решает конкретные задачи. Давайте разберемся, какие тренды в архитектуре школ актуальны сейчас и как они будут развиваться в ближайшие десятилетия. Один из ключевых трендов — отказ от типовых «коробок» в пользу сложных, многофункциональных пространств. Школа больше не делится строго на «учебные кабинеты» и «рекреации». Вместо этого она становится мини-городом, где есть: Дети проводят в школе до 8 часов в день. Если пространство монотонное, это сн
Оглавление

Современная школа — это не просто здание с классами и коридорами. Это сложный организм, который должен отвечать вызовам времени: цифровизации, инклюзивности, экологичности и новым педагогическим подходам. Архитектура школ сегодня становится инструментом, формирующим образовательную среду, влияющим на мотивацию учеников и даже на их когнитивное развитие.

Мы в бюро IND последовательно исследуем, как пространство может работать на образование. Проекты школ в Москве, Дубае, Казахстане и других регионах — это продуманные системы, где каждый элемент решает конкретные задачи. Давайте разберемся, какие тренды в архитектуре школ актуальны сейчас и как они будут развиваться в ближайшие десятилетия.

1. Школа как мини-город: от монотонности к разнообразию

Один из ключевых трендов — отказ от типовых «коробок» в пользу сложных, многофункциональных пространств. Школа больше не делится строго на «учебные кабинеты» и «рекреации». Вместо этого она становится мини-городом, где есть:

  • Улицы (широкие коридоры-трансформеры, где рекреации превращаются в зоны коворкинга).
  • Площади (атриумы для мероприятий, как в проекте школы в Бурабае).
  • Мастерские (лаборатории, фаблабы, арт-студии — например, где в школах предусмотрены ремесленные мастерские с выходом на открытые террасы).
Школа в Бурабае от IND
Школа в Бурабае от IND

Почему это важно?

Дети проводят в школе до 8 часов в день. Если пространство монотонное, это снижает их вовлеченность. Разнообразие сред стимулирует исследовательский интерес — это подтверждают исследования в области педагогической психологии.

Как это делает IND?

  • В школе в Бурабае центральный атриум стал «сердцем» здания — местом для общения, выставок и неформальных занятий.
  • В проекте для Дубая архитекторы использовали принцип «нейронных связей» — здание состоит из соединенных блоков, где каждый модуль имеет свою функцию.

Что будет через 10-20 лет?

Школы станут еще более гибкими. Возможно появление «перестраиваемых» этажей, где стены двигаются в зависимости от задач (уже сейчас IND экспериментирует с раздвижными перегородками в актовых залах).

Инновационная школа в Дубае от IND
Инновационная школа в Дубае от IND

2. Архитектура против буллинга: как пространство снижает агрессию

Буллинг — одна из самых острых социальных проблем в школах. Исследования показывают, что 40% детей сталкиваются с травлей, причем чаще всего — в «слепых зонах»: туалетах, узких коридорах, изолированных дворах. Архитекторы IND решают эту проблему через:

1. Открытость и прозрачность

  • Панорамное остекление (как в проекте инновационной частной школы) лишает агрессию укрытия — дети и учителя всегда в поле зрения.
  • Коридоры-трансформеры без тупиков (например, в проекте для MR Group) исключают «закутки», где может происходить травля.

2. Зонирование для разных типов активности

  • Тихие зонышколе в Бурабае есть уголки с мягкими пуфами для интровертов).
  • Активные рекреацииДубае скейт-рампа и столы для пинг-понга направляют энергию в позитивное русло).

3. «Дружелюбные» санузлы

  • Вместо замкнутых кабинок — пространства с естественным светом
  • Раковины вынесены в общие зоны — это снижает риск изоляции.

Эффект: В школах с такой планировкой фиксируют на 30% меньше конфликтов (данные CASIE).

Инновационная школа в Дубае от IND
Инновационная школа в Дубае от IND

3. Гибкие пространства и soft skills: почему это важнее знаний

Искусственный интеллект уже сегодня заменяет рутинные профессии. Но гибкие навыки (soft skills) остаются уникальным преимуществом человека. Какие из них критичны в будущем?

1. Коллаборация

  • В школе IQanat (Казахстан) лаборатории спроектированы как open-space — дети работают в группах над реальными проектами (например, выращивают растения в террасных теплицах).
  • Коворкинг-зоны (как в проекте концепции современной школы) учат договариваться и распределять роли.

2. Креативность

  • В проекте для Дубая фаблабы (небольшие мастерские для свободного самостоятельного изучения предметов) с прозрачными стенами — дети видят, как работают другие, и вдохновляются.

3. Эмоциональный интеллект

  • Амфитеатры создают сценарии для публичных выступлений и эмпатии.

Почему это важно?
По данным ВЭФ, уже в
2025 году 50% работников потребуют переобучения, но именно soft skills будут ключевым критерием при найме.

Кампус школы IQanat от IND
Кампус школы IQanat от IND

4. Экология не как мода, а как система

Школы будущего — это не просто здания с солнечными батареями на крыше. Речь о комплексном подходе:

  • Энергоэффективность: остекление с покрытием Low-E (как в проекте частной инновационной школы), рекуперация тепла, световые фонари.
  • Зеленые зоны: не просто газоны, а функциональные экосистемы — например, в Бурабае школа фактически интегрирована в лесной массив на берегу озера.
  • Сбор воды: в некоторых проектах IND для технических нужд используется дождевая вода.

Почему это важно?

Дети, которые учатся в «зеленых» школах, показывают на 15-20% лучшие результаты по концентрации внимания (исследования Harvard T.H. Chan School of Public Health).

Как это делает IND?

  • В проекте школы в Строгино кровля частично озеленена, а на террасах установлены, теплицы для уроков биологии.
  • В проекте школы для MR Group фасады спроектированы с учетом инсоляции, чтобы снизить перегрев.

Что будет через 10-20 лет?

  • «Активные» фасады, меняющие прозрачность в зависимости от солнца.
  • Вертикальные фермы внутри школ — дети будут выращивать растения как часть учебной программы.

5. Инклюзивность без компромиссов

Раньше инклюзивность сводилась к пандусам. Сейчас — это универсальный дизайн, где комфортно всем:

  • Тактильные навигации (например, в проекте частной школы полы в коридорах имеют разную фактуру для слабовидящих).
  • Зоны сенсорной разгрузки (особенно важно для детей с РАС).
  • Гибкая мебель (столы с регулируемой высотой, кресла-мешки в рекреациях).

Почему это важно?

По данным ЮНЕСКО, 80% детей с инвалидностью в развивающихся странах не имеют доступа к образованию. Архитектура может это изменить.

Как это делает IND?

  • В проекте школы в Дубае все этажи связаны лифтами, а в классах — раздвижные двери для колясочников.
  • В частной школе предусмотрены тихие зоны с мягким освещением для детей с повышенной сенсорной чувствительностью.

Что будет через 10-20 лет?

  • VR-навигация для слабовидящих.
  • Автоматические переводчики жестового языка в реальном времени.
Концепция современной школы от IND
Концепция современной школы от IND

6. Спорт не только в зале

Современные школы отказываются от «обычного унылого спортзала». Вместо этого:

  • Многофункциональные площадкишколе в Бурабае есть уличные зоны для воркаута, скейтбординга и даже панна-футбола).
  • Крыши-парки (где на кровле размещены беговые дорожки).
  • Интеграция с ландшафтом (в казахстанском кампусе IQanat спортивные зоны выходят прямо к озеру).

Почему это важно?

По данным ВОЗ, 81% подростков недостаточно активны. Если спорт — часть повседневной среды, мотивация растет.

Концепция современной школы от IND
Концепция современной школы от IND

Как это делает IND?

  • В проекте частной школы спортзал имеет панорамное остекление — дети играют с видом на парк.
  • В Дубае на территории школы размещены уличные тренажеры и скалодром, а на крыше паркинга расположено настоящее футбольное поле.

Что будет через 10-20 лет?

  • «Умные» покрытия, которые анализируют нагрузку и дают рекомендации.
  • Дополненная реальность в спортзалах (например, виртуальные соперники в баскетболе).

7. Будущее: школа как «живой» организм

Через 20 лет школы, скорее всего, будут:

  1. Цифровыми хабами — с VR-лабораториями и AI-ассистентами.
  2. Социальными центрами — где учатся не только дети, но и взрослые.
  3. Самообучающимися — датчики будут анализировать, как пространство влияет на успеваемость, и адаптировать его.

IND уже закладывает основу:

  • В проекте для MR Group есть коворкинг-зоны для родителей.
  • В частной школе запроектированы IT-полигоны для программирования и робототехники.
Школа в Бурабае от IND
Школа в Бурабае от IND

Архитектура как педагог

Хорошая школа сегодня — это не просто место для уроков. Это среда, которая учит:

  • Гибкости (через трансформируемые пространства).
  • Осознанности (через экологичные решения).
  • Социальности (через открытые атриумы и общие зоны).

Мы в IND хорошо это понимаем. И работаем совместно со всеми стейкхолдерами: заказчиками, обществом, детьми (да-да, их мнение очень важно), вчерашними выпускниками школ. Проводим открытые форматы и общественные обсуждения, конкурсы эссе на тему «Школа будущего» и круглые столы. Зачем нам это? Мы собираем бесценные знания о том, что на самом деле важно в школах, какой запрос общества сформировался на ближайшие годы, какие навыки и знания будут востребованы в будущем. Чему и как здание должно (может) учить. В итоге наши проекты — не футуристические фантазии, а рабочие инструменты для образования будущего. И самое главное — они строятся.

Мы надеемся, что если через 10 лет ваш ребенок скажет: «Мне нравится в школе!» — возможно, это будет заслуга не только учителей, но и архитекторов.

Школа в селе Бурабай - команда проекта:

  • Николай Фанеев
  • Амир Идиатулин
  • Ярослав Самохвалов
  • Лев Щипакин
  • Катерина Волобуева
  • Ярослав Самохвалов
  • Лев Щипакин
  • Никита Дергунов

Школа в Дубае - команда проекта:

  • Николай Фанеев
  • Сергей Дерновой
  • Роман Пинаев
  • Евгений Сушко
  • Амир Идиатулин
  • Екатерина Васильева
  • Илья Ефремов
  • Сергей Шишкин
  • Катерина Степенкова
  • Анастасия Крохина
  • Антон Карасов
  • Екатерина Васильева
  • Оксана Суворова
  • Диана Леонтьева
  • Татьяна Исхакова
  • Сергей Шишкин
  • Илья Ефремов
  • Карин Гарнага
  • Мансур Алаа Эльдин Мохамед Абдельгафар Ибрагим
  • Максуд Мухаммедов

Концепция современной школы - команда:

  • Амир Идиатулин
  • Дмитрий Синицин
  • Сергей Шишкин
  • Наталья Буравкова
  • Екатерина Степенкова
  • Евгений Святкин
  • Антон Карасов
  • Наталья Буравкова
  • Сергей Шишкин
  • Оксана Суворова