Выпускник Коммунистического университета имени Я.М.Свердлова (образовательным преемником которого сегодня является Российский государственный социальный университет), гвардии подполковник Михаил Данилович Ругаль в качестве замполита участвовал в боях за неприступную крепость.
Часто, рассказывая о наших выпускниках времен Коммунистического университета имени Я.М.Свердлова, мы упоминаем слова «политрук» и «замполит». Это устоявшиеся термины ― сокращения длинного названия должности «заместитель командира по политической части». В Красной армии политруки появились в 1919 году. Их главной функцией было наблюдение за деятельностью военных из числа бывших офицеров Российской империи. В список обязанностей также входили политическая воспитательная работа и разъяснение целей и задач РККА.
Вопреки расхожему мнению, должность политработника в рядах военных не являлась исключительно советским нововведением. Уже после Великой французской революции в армии Франции была учреждена должность комиссара. В начале XIX века армейские комиссары также следили за моральным и политическим духом военных в США.
За время существования Советского Союза должности политруков и комиссаров несколько раз переосмысляли: меняли иерархию подчинения, упраздняли и вводили вновь. Однако суть по большому счету оставалась неизменной: политруки стояли на страже порядка и крепкого боевого духа в войсках, часто своим личным примером демонстрируя бойцам силу духа и волю к победе.
Согласно Уставу РККА, комиссары наравне с командирами начальствовали над всем личным составом части и несли полную ответственность за политико-моральное состояние личного состава, выполнение воинского долга и соблюдение дисциплины. Они также отвечали за боевую готовность части, а также были обязаны противостоять шпионам, диверсантам, вредителям и иным врагам народа.
Многие из героев Научного полка РГСУ в годы Великой Отечественной войны сражались на информационных и идеологических фронтах, что тем не менее не спасало их от вражеских пуль. Так, в июне 1941 года, еще до нападения на СССР, немецкое командование издало указание об обращении с политическими комиссарами, которое предписывало не брать их в плен и расстреливать на месте.
Политработникам часто приходилось вступать в ожесточенную схватку с врагом, становясь первоочередной целью для фашистов. Наш выпускник ― гвардии подполковник Михаил Данилович Ругаль в боях за Кенигсберг умело расставлял партийно-комсомольские силы и личным примером воодушевлял солдат прямо в боевых порядках, под свист фашистских пуль.
Штурм Кенигсберга вылился в четырехдневную операцию ― героическую, тяжелую, но исключительно важную. По ее итогу окончательно была уничтожена крупная группировка противника в Восточной Пруссии.
Кенигсберг представлял из себя мощнейшую крепость, которую обороняли до 100 тысяч немцев. Наступавшие советские силы насчитывали примерно 106 тысяч человек. Наши войска имели превосходство в артиллерии и авиации. Но немцы опирались на серьезную инженерную оборону. Гитлер от своих приспешников ждал только одного: боев за крепость до последнего солдата.
В военной науке считается, что для успешного штурма позиций врага желательно иметь тройное численное превосходство либо значительный перевес в огневых средствах. Однако советский солдат славился тем, что даже серьезное по численности превосходство врага мог компенсировать моральным духом и непоколебимой верой в победу за правое дело.
Моральным ресурсом в этой нелегкой битве и предстояло правильно распорядиться политруку Михаилу Даниловичу. За свой неоценимый вклад в сражение за взятие Кенигсберга Михаил Данилович Ругаль был представлен к награждению орденом Красного Знамени. В наградных документах кратко и четко описан его подвиг:
«В период боевых действий полка в районе населенных пунктов Гросс-Фридрихсбург, Вильки, кирпичного завода, в самом центре города Кенигсберга, гвардии подполковник Ругаль, непосредственно находясь в боевых порядках стрелковых рот, личным примером воодушевлял коммунистов, комсомольцев и несоюзную молодежь на ратные подвиги во имя Родины. Благодаря умелой организации выполнения приказов командования полк только за три дня боев уничтожил 706 немецких солдат и офицеров, 19 станковых и 27 ручных пулеметов, подавил огонь 1 минометной и 1 артиллерийской батареи, уничтожил 3 бронетранспортера и взял в плен 189 немецких солдат и офицеров».
Согласно боевым документам, к моменту штурма в дивизии было менее 4 тысяч бойцов, из которых 1,5 тысячи прибыли в качестве пополнения буквально накануне штурма. В отчете значилось: «Политико-моральное состояние пополнения было вполне здоровое, дышало ненавистью и рвалось в бой ― решительный бой по уничтожению гитлеровцев в их берлоге».
Для преодоления укрепленных позиций врага были созданы два штурмовых батальона 84-го и 91-го гвардейских стрелковых полков. Они находились в первой линии. Следом должны были идти остальные части, включая четыре штурмовые роты. В первый же день штурма (6 апреля) план был скорректирован: было решено навалиться на врага всеми силами, и только после этого удалось прорвать позиции немцев.
8 апреля 1945 года дивизия вышла на окраины самого города, и у реки Прегель, в районе Амалиенау, встретилась с частями 43-й армии. Эта встреча означала окружение немецкого гарнизона. Всего за время боев части дивизии уничтожили более 3,5 тысячи солдат противника, 2,5 тысячи взяли в плен и освободили почти 10 тысяч военнопленных и угнанных мирных граждан из разных стран Европы, находившихся в городских концентрационных лагерях.
Наш выпускник ― кавалер ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени, отмечен медалями «За взятие Кенигсберга», «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Михаил Даниилович Ругаль ― один из тех политруков и комиссаров, что поддерживали моральный дух солдат и, первыми поднимаясь в атаку, вели за собой людей, приближая нашу Великую Победу.
#НаучныйПолк #НаучныйПолк2025