29 апреля 2025 исполняется сто дней президентства Дональда Трапа во второй каденции. Каковы итоги этого периода во внешней политике США? На первый взгляд создается впечатление, что команда Трампа бестолково мечется, запутывая ситуацию: безуспешно пытается урегулировать конфликт на Украине, усиливает давление на Европу, выставляет ультиматум Ирану, бомбит йеменских хуситов, поднимает пошлины для большинства стран мира, начинает торговую войну с Китаем. Стоит ли за этими действиями конкретный план?
1. Многополярный мир по Трампу
В отличие от глобалистов, стоявших за Д.Байденом и К. Харрис, Д. Трамп (под этим именем мы собирательно подразумеваем его команду) признает очевидность и неизбежность перехода мира от однополярной к многополярной архитектуре. Или, если точнее, его фрагментацию на сферы и зоны политического и экономического влияния ведущих геополитических игроков.
Однако до сих пор неясно, как они будут соотноситься между собой. На саммите БРИКС в Казани в октябре 2024 лейтмотивом было равноправие и взаимоуважение. Если же сложить все действия Д. Трампа в мозаику, вырисовывается американское видение: все равны, но некоторые равнее. То есть, "полюса" или сферы влияния будут располагаться иерархически с американской зоной на вершине.
2. Американская зона
США гарантированно будут контролировать Северную Америку - базовый плацдарм американской политики. Отсюда приоритетное внимание к Канаде, Мексике и Гренландии. Вернуть Южную Америку в былое состояние "заднего двора" уже проблематично - далеко ушли региональные интеграционные процессы, усилилось влияние ведущих субъектов региона, особенно Бразилии.
Однако их попытаются поставить в максимально зависимое положение, создав нечто вроде исключительной экономической зоны возле территориальных вод - по аналогии с положениями Конвенции ООН по морскому праву. То есть, не пускать туда других ведущих игроков, а самим пользоваться их ресурсами. А влияние оказывает не только Китай, но и глобалистская Европа, враждебная Трампу.
3. Царь горы
Но для того, чтобы удержаться на вершине пирамиды нового многополярного мира, надо контролировать мировую торговлю и логистику. Отсюда пристальное внимание к важнейшим логистическим маршрутам - Панамскому каналу, Красному морю, Малаккскому проливу и т.д. Отсюда же - взвинчивание торговых пошлин для большинства стран мира. И попытки сближения с наиболее беспроблемными, но важными для США игроками - например, Индией.
А главной проблемой на этом пути стал Китай, перехвативший все рычаги глобализации, выстраиваемой Соединенными Штатами в последние десятилетия. Он не только стал первой экономикой мира, обогнав США по ВВП ППС, но и запустил амбициозный проект "Пояса и пути", позволяющий контролировать основные товарные и сырьевые потоки в Восточном полушарии.
4. Треугольник Киссинджера
Гранд американской дипломатии Генри Киссинджер учил американских лидеров, что нельзя одновременно усиливать давление на Россию (СССР) и Китай, иначе они сблизятся и будут не по зубам США. Администрация Байдена пренебрегла этой истиной, но для нее первым врагом была Россия, а Китай - второстепенным. Тем не менее, за последние три года сближение РФ и КНР достигло невиданного ранее уровня.
Для Трампа, напротив, первым врагом является Китай, а Россия - второстепенным. Она, в отличие от Китая, не претендует на американскую сферу влияния. Поскольку воевать с обоими субъектами нет сил, они перебрасываются на китайский фронт. А украинский кризис, уже проигранный, надо поскорее завершить, желательно с прибылью - за счет Европы и Украины. От России же Трамп будет ждать как минимум нейтралитета в американо-китайском противостоянии.
5. Ближневосточный ребус
Еще одна потребность США в России - обеспечить безопасность Израиля после ухода американцев с Ближнего Востока. Сил удерживать этот регион нет, уже начали эвакуироваться американские военные из сирийского Заевфратья. Весьма выгодно разжечь в регионе конфликты, чтобы подорвать углеводородную базу Китая. Вот только Израиль надо сохранить - не только из геополитических, но и идеологических соображений.
Для этого надо вновь свернуть ядерную программу Ирана и сдерживать его политическую активность. Россия выстроила уникальную систему партнерских отношений со всеми субъектами региона, даже враждующими друг с другом. А с Ираном в январе 2025 подписала договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. США начали непрямые переговоры с Ираном через Оман, но успеха не достигли. И вот уже редкий гость султан Омана 22 апреля 2025 прибывает на переговоры в Кремль. Совпадение?
Итог
Первые сто дней Трампа были весьма насыщенными и заложили основу для последующих шагов. Очевидны геополитические приоритеты его команды - выстраивание собственной политико-экономической североамериканской зоны, сдерживание Китая, окончательное унижение и разорение Европы, выход из проигранного украинского конфликта с наименьшими потерями, разжигание конфликта на Ближнем Востоке (но при этом усиленная поддержка Израиля), слом старой системы мировой торговли с целью подмять под себя новую.
А Россия предыдущими тремя годами титанической борьбы с западной коалицией заслужила уважительное отношение. Теперь с нами нужно договариваться, и Трамп на это готов ради решения основных задач, предлагая России тактическое партнерство. Однако расслабляться не стоит: стратегические задачи у нас разные, и первый закон геополитики никто не отменял.
Спасибо за лайки и подписки, дорогие читатели!