Найти в Дзене
[TGR] - Игры/Железо/Кино

Steam Deck изменил правила игры

В 2021 году игровая индустрия была взбудоражена: компания Valve, известная по культовым играм вроде Half-Life, Portal и Dota 2, а также платформе Steam, объявила о создании Steam Deck — портативного устройства, способного запускать полноценные ПК-игры. Это не была очередная попытка "геймерского планшета" — это был полноценный миниатюрный компьютер, на котором запускались Cyberpunk 2077, Elden Ring и Baldur’s Gate 3… на ходу. Но как родилась эта идея, и почему именно Valve решилась на такой шаг? Для Valve всё началось не с железа, а с программного обеспечения. С момента запуска Steam в 2003 году, платформа быстро стала крупнейшим цифровым магазином для ПК-игр. Но Valve хотела большего — она мечтала о том, чтобы игроки могли носить с собой свои библиотеки игр, как в кармане. Первым шагом был SteamOS — операционная система на базе Linux, представленная в 2013 году как часть инициативы "Steam Machines". Это был амбициозный проект: создать альтернативу Windows и запустить линейку игровых ПК
Оглавление

В 2021 году игровая индустрия была взбудоражена: компания Valve, известная по культовым играм вроде Half-Life, Portal и Dota 2, а также платформе Steam, объявила о создании Steam Deck — портативного устройства, способного запускать полноценные ПК-игры. Это не была очередная попытка "геймерского планшета" — это был полноценный миниатюрный компьютер, на котором запускались Cyberpunk 2077, Elden Ring и Baldur’s Gate 3… на ходу. Но как родилась эта идея, и почему именно Valve решилась на такой шаг?

Зарождение идеи: эксперименты и амбиции

Для Valve всё началось не с железа, а с программного обеспечения. С момента запуска Steam в 2003 году, платформа быстро стала крупнейшим цифровым магазином для ПК-игр. Но Valve хотела большего — она мечтала о том, чтобы игроки могли носить с собой свои библиотеки игр, как в кармане.

Первым шагом был SteamOS — операционная система на базе Linux, представленная в 2013 году как часть инициативы "Steam Machines". Это был амбициозный проект: создать альтернативу Windows и запустить линейку игровых ПК под брендом Steam. Но Steam Machines провалились — железо было слишком разрозненным, разработчики не спешили оптимизировать игры под Linux, а геймеры продолжали выбирать привычные Windows-компьютеры.

Компьютеры проекта Steam Machines
Компьютеры проекта Steam Machines
Steam Machines вместе с геймпадом Steam Controller
Steam Machines вместе с геймпадом Steam Controller

Valve извлекла уроки. Им нужен был единый девайс, полностью контролируемый компанией, с понятной начинкой, собственной ОС и без компромиссов. Так родилась идея Steam Deck.

Тихая разработка: секретный проект Aerith

Под кодовым названием "Aerith" разработка Steam Deck началась в середине 2018 года. Команда инженеров и дизайнеров искала баланс между производительностью и портативностью. Они понимали: устройство должно быть достаточно мощным, чтобы тянуть современные ААА-игры, но при этом оставаться удобным для переноски и автономным.

Ключевым решением стало партнёрство с AMD. Вместо использования стандартного мобильного чипа, как у смартфонов или планшетов, Valve заказала кастомный APU, сочетающий мощь архитектуры Zen 2 (CPU) и RDNA 2 (GPU) — той же, что использовалась в PlayStation 5 и Xbox Series X. Это сделало Steam Deck настоящим игровым монстром в карманном формате.

Объединенный кастомный чип AMD 0405 для Steam Deck с процессором AMD Zen 2 и графическим ядром RDNA 2
Объединенный кастомный чип AMD 0405 для Steam Deck с процессором AMD Zen 2 и графическим ядром RDNA 2
Внутреннее убранство Steam Deck
Внутреннее убранство Steam Deck

Прототипы: эволюция дизайна и решений

Valve провела несколько лет в экспериментах с форм-фактором. Ниже — фотографии некоторых прототипов, которые помогли команде найти идеальный баланс между удобством и функциональностью.

🧪 1. Первый концепт: грубая форма, технический набросок

Один из ранних прототипов Steam Deck
Один из ранних прототипов Steam Deck
Прототипы Steam Deck на стадии разработки
Прототипы Steam Deck на стадии разработки
Разработка элементов управления будущего Steam Deck
Разработка элементов управления будущего Steam Deck
Проработка эргономики Steam Deck
Проработка эргономики Steam Deck
Все прототипы Steam Deck от начала разработки и до итогового варианта дизайна
Все прототипы Steam Deck от начала разработки и до итогового варианта дизайна

Этот этап был направлен на базовую оценку производительности, размеров, тепловыделения и эргономики. Устройство выглядело как "кирпич", но позволило понять границы допустимого.

🎮 2. Игровые элементы: перестановки и эксперименты

Инженерный прототип Steam Deck
Инженерный прототип Steam Deck
От инженерного прототипа до итогового варианта Steam Deck.
От инженерного прототипа до итогового варианта Steam Deck.

На этом этапе Valve активно тестировала разные варианты расположения кнопок, геймпадов и даже трекпадов, которые стали фишкой финальной версии.

От себя добавлю, что средний дизайн, как по мне, лучше итогового.

А по-вашему какой дизайн лучше? Тот, что получился или какой-то из инженерных образцов? Напишите в комментариях, интересно узнать кто что думает об этом.

🎨 3. Цвет и эстетика



Некоторые прототипы имели яркие цвета и даже прозрачные корпуса.
Некоторые прототипы имели яркие цвета и даже прозрачные корпуса.

Хотя до рынка дошёл лишь чёрный корпус, внутри Valve обсуждали альтернативные цветовые схемы и материалы, включая прозрачные панели.
В последствии, когда вышла Oled версия, появился так же дизайн в светло сером корпусе

-14

Программная магия: Proton и SteamOS 3.0

Чтобы обойти проблему совместимости с Windows-играми, Valve сделала ставку на Proton — слой совместимости, основанный на Wine, который позволяет запускать Windows-игры на Linux. Инженеры вложили огромные ресурсы в доработку Proton, и к моменту релиза Deck он запускал большинство популярных игр без существенных проблем.

Параллельно создавалась новая версия SteamOS — 3.0, полностью переработанная под Deck. Интерфейс был заточен под геймпад, производительность — под APU, а удобство — под игроков, которые не хотят настраивать драйверы или компилировать ядро.

Анонс, ажиотаж и дефицит

15 июля 2021 года Valve официально анонсировала Steam Deck, и Интернет взорвался. Геймеры увидели в нём мечту: настоящий ПК в формате Nintendo Switch, но с библиотекой Steam. За первые часы сайт Valve рухнул от наплыва заказов, а предзаказы на первые партии были раскуплены за минуты.

Однако, как и многие компании в 2021-м, Valve столкнулась с глобальным дефицитом чипов. Отгрузки были ограничены, сроки сдвигались, но интерес только рос. Когда в феврале 2022 года первые устройства попали в руки пользователей — отзывы были восторженными.

Steam Deck сегодня: платформа, а не просто устройство

С тех пор Steam Deck не только укрепил свою позицию, но и вдохновил индустрию. Появились конкуренты: ASUS ROG Ally, Lenovo Legion Go, Ayaneo и другие. Но именно Deck положил начало новой категории — портативных ПК-консолей.

Valve продолжает обновлять устройство, улучшать SteamOS и Proton, а в 2023 году вышла модель Steam Deck OLED, с улучшенным экраном, охлаждением и аккумулятором.

Steam Deck Oled. Сам экран стал больше в размере, ярче, глубокий черный цвет.
Steam Deck Oled. Сам экран стал больше в размере, ярче, глубокий черный цвет.

Но главное — Deck изменил восприятие: теперь ПК-игры — это не только мышь, клавиатура и монитор. Это также поезд, диван, перерыв на работе, и, как пишет сама Valve на коробке, даже туалет

Упаковка Steam Deck. Во всем мире на коробке есть такая надпись :)
Упаковка Steam Deck. Во всем мире на коробке есть такая надпись :)

… и свобода.