Найти в Дзене
Музыка дома

Цифровые музыкальные рабочие станции. Часть 4. Digital Audio Workstation (DAW). Part 4.

TRACKTION (WAVEFORM) Программа, работающая под управлением ОС Windows, MacOS, Linux и какой-то неведомой мне Raspberry Pi-3 model B. Интерфейс простенький, нечто похожее на Reaper и Cakewalk. Дизайн, как-будто родом из начала века (звучит "антикварно" но это всего лишь из 2000-х). Зато интерфейс не перегружен, что является огромным плюсом для начинающих. Есть отдельная вкладка "Actions" с быстрыми командами и возможностью программировать свои макросы (прямо даже круче, чем в Reaper). За простотой скрывается хорошо продуманный функционал. Последняя версия программы на момент обзора - 13. Программа имеет бесплатную версию и полноценную версию Pro стоимостью 200$, но можно пойти выше, купив расширенные пакеты, вплоть до 1000$. А можно пойти и другим путем, купив набор инструментов для диджеев, видеомонтажа, записи, создания MIDI-треков по 50$ каждый. Оригинальный маркетинговый ход. Бесплатная версия Waveform не ограничивает количество дорожек в проекте. Здесь, как и в Reaper, нет разд

TRACKTION (WAVEFORM)

Программа, работающая под управлением ОС Windows, MacOS, Linux и какой-то неведомой мне Raspberry Pi-3 model B.

Интерфейс простенький, нечто похожее на Reaper и Cakewalk. Дизайн, как-будто родом из начала века (звучит "антикварно" но это всего лишь из 2000-х). Зато интерфейс не перегружен, что является огромным плюсом для начинающих. Есть отдельная вкладка "Actions" с быстрыми командами и возможностью программировать свои макросы (прямо даже круче, чем в Reaper). За простотой скрывается хорошо продуманный функционал.

Последняя версия программы на момент обзора - 13.

Программа имеет бесплатную версию и полноценную версию Pro стоимостью 200$, но можно пойти выше, купив расширенные пакеты, вплоть до 1000$. А можно пойти и другим путем, купив набор инструментов для диджеев, видеомонтажа, записи, создания MIDI-треков по 50$ каждый. Оригинальный маркетинговый ход.

Бесплатная версия Waveform не ограничивает количество дорожек в проекте. Здесь, как и в Reaper, нет разделения на аудио- или MIDI-дорожки — трек может быть любым сразу. Причем можно записать кусок миди, а дальше дописать кусок аудио. К сожалению в таком режиме часто бывает, что что-то не будет работать какой-то плагин, или ты повесил виртуальный инструмент и аудио запишется, но не воспроизведется.

Waveform Free выглядит как сильный конкурент другой бесплатной DAW — Cakewalk. Какая из двух программ удобнее решать вам. Waveform выделяет простота использования. Именно этот фактор скорее всего приглянется начинающим музыкантам.

Как и в Cakewalk, в Waveform можно открыть Mini Piano Roll сразу на дорожке и быстро внести изменения.

Бесплатная версия программы содержит минимально необходимый набор плагинов.

В комплекте с программой поставляется набор основных эффектов (эквалайзеры, компрессоры), а также субтрактивный синтезатор 4OSC и драм-сэмплер Micro Drum Sampler.

В платной версии набор плагинов гораздо шире.

Waveform поддерживает не только VST-плагины сторонних разработчиков, но читает и AU. Плагины устанавливаются не в Insert, а в специальной "песочнице". При нестабильной работе плагина DAW завершит только процесс внешней обработки, а не вылетит сама, закрыв проект и не сохранив все изменения. Что-то похожее, но на более продвинутом уровне, присутствует в DAW Bitwig Studio.

Если ты захочешь добавить новый эффект, то он не встанет на место старого, а добавится поверх в цепочке. Старый всегда нужно удалять ручками, что вызывает неудобство при работе.

При экспорте проекта, даже в бесплатной версии, можно выбрать не только стандартные параметры, но еще добавить дизеринг, нормализовать и даже подогнать под стандарты RMS.

В итоге получается простая DAW для тех, кто хочет писать электронную музыку или делать простые аранжировки для своих песен под гитару. Бесплатная, а еще не требовательная к железу, что актуально если комп слабый, или, даже отсутствует внешняя звуковая карта.

Обучающих материалов для изучения данной DAW достаточно много.

-2

AUDACITY

Audacity очень популярная, бесплатная DAW (если не самая популярная среди бесплатных). Распространяется продукт с открытым исходным кодом. Это означает, что исходный код программы может изменять любой желающий. 

Audacity пользуются подкастеры, записывающие и редактирующие разговорный контент, типа аудиокниг или аудиоспектаклей. Например, для российского сообщества Russian Podcasting, программа является стандартом. Среди подкастеров Audacity - самое популярное приложение.

Музыканты и продюсеры также могут редактировать, микшировать и добавлять простые эффекты в приложении, которое быстрее и интуитивнее, чем большинство DAW.

А для дедушек профессоров (говорю это с уважением, без сарказма, просто старшее поколение трудно осваивает что-то новое в силу возраста), преподавателей, ученых, которые могут записывать, редактировать и анализировать звуки окружающей среды, атмосферу, животных и многое другое в полевых условиях на слабом компьютере, данная программа просто отличное средство работы.

Внешне Audacity очень схож с Adobe Audition, но за него не нужно платить.

Audacity совместим с рядом ОС, включая Windows, macOS 12 и Linux, но работает только на компьютерах. Мобильной версии программы нет.

Программа работает практически со всеми форматами аудиофайлов WAV, MP3, Ogg Vorbis, FLAC и др.

Audacity также поддерживает различные форматы плагинов, такие как LADSPA, LV2, VST, VST3, AU, Vamp и Nyquist, предлагая пользователям обширные возможности для обработки звука. Эффекты и расширения входят как в комплекте поставки, так и устанавливаются отдельно.

Результаты работы могут сохраняться и кодироваться во множество форматов.

А вот Piano Roll, MIDI и VSTi-инструментов в программе нет и она их не поддерживает. Что является серьезным недостатком для создателей музыки. Хотя, никто не запрещает сделать композицию из библиотек готовых сэмплов, обработанных разными эффектами по вашему вкусу. Для создания серьезной композиции Audacity малопригодна и неудобна, но для битмейкеров вполне подойдет.

Последняя версия на момент обзора - 3.7

Материалов для обучения, благодаря огромной популярности, великое множество.

-3

LUNA

Бесплатная DAW с завораживающим космическим названием появилась не так давно - в 2020 году. Но не стоит обольщаться прочитав слово "бесплатная". Таковой Luna является только для владельцев компьютеров, работающих под управлением MacOS.

На момент обзора есть бета-версия Luna для Windows, совместимая с любым аппаратным и программным обеспечением.

Пользователи Windows и владельцы бюджетных аудиокарт могут только облизнуться, и прочитать данный обзор для расширения кругозора, поскольку полный функционал DAW раскрывается только при совместном применении с аудиоинтерфейсом Universal Audio с технологией Apollo.

Давайте посмотрим, стоит ли трата огромных денег на интерфейс UAD того, или можно обойтись более скромным бюджетом.

Признаюсь честно, данную DAW мне "пощупать" не удалось, а вот почитал и посмотрел про нее я много. На меня обзоры произвели положительное впечатление. Хотелось бы иметь дома MAC с UAD, но это если работа со звуком станет моей основной профессией с большим заработком.

Производители Luna обещают нулевую задержку при использовании эффектов карты UAD, а также настоящую эмуляцию аналоговой консоли и ленточной записи. В общем полную цепочку обработки, как в дорогой профессиональной студии.

Пользователи отмечают, что заметить разницу между записью звука с помощью программной консоли карты или звуком, записанным напрямую в Luna может, разве что, профессионал.

А вот яркость звука, среднечастотный диапазон и передача низких частот, если использовать UAD совместно с Luna раскрываются.

Luna позволяет не собирать себе цепь обработки из плагинов и записываться без возможности редактирования. Все происходит так, как будто ты поешь или играешь в реальную консольную цепь преамп-компрессор-пульт-лента. Настройки, при этом, можно менять "на лету". В общем, вся полнота студийного звука с его гибкой настройкой.

С MIDI-устройствами Luna работает без нареканий. Сторонние VST-инструменты в программе спокойно работают.

Отдельного окна Piano Roll нет, но MIDI можно редактировать сразу же на дорожке. А если не хватает размера, то просто увеличить MIDI Clip. На мой взгляд, это всего лишь дело привычки. В Cubase я привык к отдельному окну.

По интерфейсу в принципе у пользователей нет ни замечаний, ни восхищений.

Собственно главной "фишкой" является полная совместимость с картой и программа стоит того.

Если Вы стали человеком, который смог купить себе карточку UAD, то Luna хороший выбор.

Бесплатную для владельцев карт UAD версию можно расширить до версии Pro, которая отличается дополнительным набором плагинов с нулевой задержкой.

В общем, Luna раскрывает себя именно полной совместимостью с интерфейсами UAD, а больше ни чем выдающимся эта DAW, по отзывам большинства "неаффилированных" пользователей, похвастаться не может.

-4

ACOUSTICA MIXCRAFT

Acoustica Mixcraft не очень популярная среди профессионалов DAW, но она имеет репутацию программы для начинающих из-за своей простоты. В базовой версии программы есть только самый необходимый минимум функций для записи музыки.

По интерфейсу и простоте работы программа напоминает GarageBand, хотя возможности Mixcraft богаче бесплатного конкурента от Apple. Да, и работает программа только под ОС Windows.

Функционала программы с лихвой хватит для нужд звукозаписи, сведения и мастеринга. Последняя версия программы на момент обзора - 10, но начиная с восьмой версии программу оснастили новым звуковым движком, поддерживающим автоматизацию любых процессов, и интеграцией с библиотекой сэмплов Freesound.org, где начинающему музыканту можно найти массу полезного аудиоматериала.

Несмотря на свою простоту, Acoustica Mixcraft - это достаточно мощная, многодорожечная студия звукозаписи для дома, которая позволяет записывать звук,  делать ремиксы треков, писать музыку с помощью виртуальных инструментов, редактировать видео, а также добавлять эффекты для создания профессиональных композиций.

Версия Pro содержит инструменты, эффекты и лупы, инструменты записи и редактирования.

На высоком уровне реализована в программе работа с MIDI-данными. Есть встроенный движок редактирования нот в виде нотного стана. Присутствует добротный Piano Roll.

Великолепными все перечисленные функции не назовешь, но реализованы они добротно.

Базовая версия Mixcraft стоит 7100 рублей, версия Pro - 13000 рублей. Да, да! Рублей! Программа имеет русскоязычный сайт поддержки.

В дополнение к основной оболочке разработчик предлагает множество синтезаторов и несколько эффектов обработки. На синтезаторы я бы не рекомендовал тратиться, поскольку бесплатных аналогов такого уровня на виртуальных просторах - пруд пруди. Синтезаторы откровенно слабые по современным меркам. Замените их более функциональными VST-инструментами, ведь программа поддерживает формат VST3.

А вот саму программу я могу рекомендовать для дома, поскольку она обеспечит практически полный набор решения задач. Особенно оценят простоту DAW начинающие. Ну и не последнее место занимает стоимость программы, даже за Pro-версию.

Ввиду невысокой популярности программы, в том числе и в России, обучающего материала по ней откровенно мало.

-5

ABILITY

Я узнал о существовании программы случайно. Просто в списке поддерживаемых продуктов моего контроллера iCON P1-M, наряду с известными станциями, увидел незнакомое название. Поискал через Яндекс и... ничего не нашел. Зашел в Google и получил небольшой список видео и ссылок на какие-то форумы, но все они оказались на японском языке.

Конечно, руками поработать в этой DAW мне бы не удалось, но ролики с обзором посмотрел.

Впечатление DAW производит, как будто интерфейс взят со старой версии Cubase версии этак пятой. Программа позволяет производить полный цикл записи, обработки, микширования и мастеринга, есть встроенные плагины для обработки, в наличии даже тюнер для коррекции вокала. Но самое интересное, что в программу встроены VST для создания партий ударных и инструментов от IK Multimedia. Вот вам и малоизвестная в мире DAW!

Судя по обзорным роликам, программа больше всего рассчитана на тех, кто создает музыку. Здесь есть отличный набор функций для работы с MIDI, есть возможность записи нот в реальном времени при игре с клавиатуры, есть специализированная теоретическая вкладка с подсказками для создания гармоний и ведения мелодии. В общем, интересная программа, в которой можно создать полноценное оркестровое демо, даже без дополнительных инструментов.

Стоит программа, в пересчете на наши рубли, чуть больше 20 000. Но купить и пользоваться ей могут только японцы. Вот такая "нишевая" национальная программа.

К чему я это все. К тому, что когда-то была попытка создания отечественного софта Polyform studio, но последняя публикация в ВК датирована 2019 годом, а сайт считается подозрительным. Очень хотелось бы иметь свою "нишевую" национальную DAW,. Хотелось бы, чтобы нашлись "добрые люди", которые поддержат такую разработку, ведь в нашей стране огромное количество потребителей такой продукции, от любителей до профессионалов. Не только, ведь, софт для офиса "клепать" нужно, а делать софт мы умеем. Сервисов, подобным "Госуслугам" или банковским приложениям в мире нет. А программа для сведения в наушниках Realphones выполнена выше всяких похвал.

-6

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ (АЛГОРИТМ ВЫБОРА DAW)

Сделать общее описание существующих DAW - это только половина дела. Остается самый главный вопрос, какая же из них лучшая?

Ответ на заданный вопрос предельно прост! Лучшей DAW не существует. На рынке современных DAW существует множество экземпляров: платных и бесплатных, как популярных, так и не очень, но все они предназначены для разных целей, разного рода музыкальной деятельности и находятся на своих местах в нише. Вот именно для этого и предназначено общее описание программ.

Несомненно есть список "столпов" или "мастадонтов", в который можно смело включить: Cubase, Ableton, FL Studio, Logic Pro, Pro Tools. Можно расширить этот список, но для нас сейчас список - не главное.

Главный вопрос в другом: чем же отличаются DAW? Кратко говоря - ничем. Да, в каждой программе есть свои особенности, но функциональность каждой из DAW находится плюс-минус на одном уровне в один временной период. Где-то какая-то функция есть, а где-то она так же есть, но ее использование реализовано куда легче, чем у конкурентов, или наоборот хуже.

Несомненно, что все рабочие станции отличаются дизайном интерфейса, принципом навигации или же структурировании дорожек.

Не важно, какую DAW вы выбрали, все они по своему хороши и индивидуальны. То что разные DAW звучат по-разному - это миф. Звучание секвенсора зависит только от вашего звукового оборудования и той обработки, которой вы подвергли звук.

Главная мысль: Лучшая рабочая станция - та на которой вам нравится работать!

Со своей стороны порекомендую несколько общих простых шагов по выбору DAW.

1. Прочитайте статью с общими обзорами DAW. Будем считать, что этот шаг выполнен, и мою статью Вы прочитали полностью (и оценили по достоинству). Если остались вопросы, воспользуйтесь альтернативными источниками, или задайте их в комментариях. Информация правит миром!

2. Определитесь, будет ли Ваша программа платной или бесплатной. А заодно, подумайте, какое количество средств Вы готовы вложить.

3. Выберите из обзора 4 - 5 рабочих станций, которые, на Ваш взгляд, более всего будут соответствовать Вашим потребностям. Одной из станций рекомендую выбрать ту, которая рекомендована производителем Вашей звуковой карты. Если Вы молоды, и мечтаете посвятить себя профессии звукорежиссера, то в Вашем списке обязательно должна присутствовать Pro Tools - стандарт для профессионалов.

4. Поставьте последовательно (не сразу все, а по одной, чтобы не "тикал счетчик" бесплатного пользования) полнофункциональные демо-версии программ, которые Вы выбрали, и при помощи видеороликов с "быстрым стартом работы в ...." (нужное вписать) попробуйте поработать несколько дней в каждой из них.

После работы в каждой из программ, выберите ту "единственную и неповторимую", с которой Вам по пути.

Свой выбор всегда можно поменять, но не прыгайте с одной DAW на другую каждую неделю. Изучите понравившуюся программу как можно глубже и подробнее!

Приятного погружения в мир обработки звука, начинающие!

Прочитать предыдущую часть