Найти в Дзене
Гараж механика

Как снимали культового «Вия»: редкие фото со съемочной площадки и 20 малоизвестных деталей

Когда я ещё в детстве впервые посмотрел фильм "Вий" (1967), я, честно говоря, онемел. Ну правда — это же был реальный фильм ужасов! Настоящий. Советский. И при этом по-настоящему страшный. У меня даже ладошки вспотели. Особенно в сцене, где Панночка открывает глаза в гробу. Боже, да я и сейчас её вспоминаю с мурашками! А ведь у нас в СССР было не так уж и много фильмов, где можно было бы испугаться по-честному, а не от политинформации. Так что, как вы понимаете, "Вий" занял в моём сердце почётное место и навсегда остался тем самым ужастиком из детства. С годами эта любовь только росла. Я начал разыскивать редкие кадры со съёмок, вчитываться в старые интервью, искать всё, что только мог найти. Ну а теперь пришло время поделиться с вами! Так что устраивайтесь поудобнее, наливайте себе чего-нибудь душистого и тёплого. Сегодня мы поговорим о том, как снимали "Вия". Я покажу вам 20 малоизвестных деталей, которые ещё больше раскроют магию этого культового фильма. Поехали? 1. Не первая по

Когда я ещё в детстве впервые посмотрел фильм "Вий" (1967), я, честно говоря, онемел. Ну правда — это же был реальный фильм ужасов! Настоящий. Советский. И при этом по-настоящему страшный.

У меня даже ладошки вспотели. Особенно в сцене, где Панночка открывает глаза в гробу. Боже, да я и сейчас её вспоминаю с мурашками!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

А ведь у нас в СССР было не так уж и много фильмов, где можно было бы испугаться по-честному, а не от политинформации. Так что, как вы понимаете, "Вий" занял в моём сердце почётное место и навсегда остался тем самым ужастиком из детства.

С годами эта любовь только росла. Я начал разыскивать редкие кадры со съёмок, вчитываться в старые интервью, искать всё, что только мог найти. Ну а теперь пришло время поделиться с вами!

Так что устраивайтесь поудобнее, наливайте себе чего-нибудь душистого и тёплого. Сегодня мы поговорим о том, как снимали "Вия". Я покажу вам 20 малоизвестных деталей, которые ещё больше раскроют магию этого культового фильма. Поехали?
Кадр со съёмок
Кадр со съёмок

1. Не первая попытка. Но первая удачная

Фильм "Вий" 1967 года — это, как бы странно ни звучало, вовсе не первая экранизация гоголевской повести. Первая попытка состоялась ещё в 1909 году, когда режиссёр Николай Гончаров снял немую короткометражку.

Увы, фильм не сохранился, и мы не узнаем, каким мог быть тот самый первый Вий. Хотя, честно говоря, думается мне, что всё же тот "Вий" не летал в гробу и не вызывал нечисть из стен...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

2. Два режиссёра — это не перебор

Производством картины руководил Иван Пырьев, тот самый, что снимал "Кубанских казаков". Однако у него были другие заботы. "Братья Карамазовы" требовали полной отдачи.

И вот он, как стратег от искусства, решил отдать проект ученикам: Георгию Кропачёву и Константину Ершову, студентам Высших курсов сценаристов и режиссёров. Казалось бы — эксперимент! Но сработало.

Иван Пырьев
Иван Пырьев

Пырьев, впрочем, из тени не уходил. Он лично приезжал на площадку, давал советы, критиковал декорации и мог в любой момент развернуть съёмочный процесс в другую сторону.

3. Первый и последний советский хоррор

"Вий" стал единственным официально разрешённым фильмом ужасов в СССР. Да-да, именно так. На "Мосфильме" его, конечно, подавали как "мистическую сказку". Но вот запад быстро всё расставил по местам. Во Франции, Финляндии и США фильм приняли именно как хоррор, и даже весьма достойный. Так что, если вы думали, что советская цензура не могла допустить ужастик — могла. Но один раз.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

4. Первая Панночка была другой

Изначально роль Панночки досталась Александре Завьяловой. Но! Уже после того, как отсняли почти половину сцен, случился поворот. Пырьев потребовал заменить актрису.

Причин несколько: от болезни Завьяловой до её романа с американским бизнесменом. Последнее в те времена было, мягко говоря, неодобряемо. В архиве "Мосфильма" указано, что она была занята на съёмках другой картины, но слухи, конечно, гуляли и другие...

Кадр со съёмок
Кадр со съёмок

5. Варлей — Панночка без страха

Наталья Варлей появилась в проекте после "Кавказской пленницы". Цирковая школа, акробатические трюки — она буквально летала в гробу. Да, летала — потому что тот самый "летающий гроб" действительно поднимался в воздух на специальных конструкциях. К слову, Варлей не боялась. До поры.

6. Хому выбрали с первого взгляда

На роль Хомы Брута взяли Леонида Куравлёва без лишних метаний. Он уже был звездой после "Живёт такой парень", да и Гоголя, как он сам говорил, "читал запоем". Парик — да, смешной, под горшок. Но характер, взгляд, смятение и страх — это всё Куравлёв настоящий.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

7. Завьялова всё-таки осталась в гробу

И вот вам парадокс: хотя Завьялову заменили, в одном кадре она всё-таки осталась. В сцене, где Пан склоняется над телом дочери, в гробу лежит именно Александра Завьялова. Просто материал был уже отснят, и переснимать его не стали. Получается — две Панночки в одном фильме.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

8. Ведьма — не женщина!

Вот это вас точно удивит: роль старой ведьмы исполнил не кто иной, как мужчина — Николай Кутузов. Причём, ни один зритель и не заподозрил подвоха. Искали "необычную бабку", а нашли нужный образ в актёре мужского пола. Досадно, что многие думают, что это Милляр. Нет. Милляра здесь нет.

9. Армейская массовка

Семинаристов играли солдаты железнодорожного полка. Да-да, массовку пополнили военнослужащими. Чтобы сделать их менее "уставными", перед ними ставили настоящих колоритных селянин. А уж те знали, как смотреть в кадр с Гоголевской тоской.

Кадр со съёмок
Кадр со съёмок

10. Настоящая церковь

Та деревянная церковь, где происходят главные события фильма, — не декорация. Это была реальная церковь в украинском селе, и её чуть не снесли до начала съёмок. Но фильм её буквально спас. Внутри, правда, пришлось всё переделать — Гоголь требовал соответствующей атмосферы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

11. Появилась странная женщина

Во время съёмок на площадке появилась неизвестная женщина, которая стала помогать команде. Все думали, что она из местных. А потом — исчезла. И заболела. А через много лет церковь, где снимался фильм, вспыхнула и сгорела. Совпадение? Наверное. Но знаете мурашки по спине всё равно бегают.

12. Варлей говорит чужим голосом

В фильме Панночку озвучила Клара Румянова, знакомая нам по голосу Зайца из "Ну, погоди". Вот так совпало — от её милого мультяшного голоса тут не осталось и следа. Впрочем, Варлей это не впервые: её переозвучивали и в "Кавказской пленнице", и в "12 стульях".

Кадр со съёмок
Кадр со съёмок

13. Гроб был опасен

Когда в кадре летал гроб, это был реальный полёт. Варлей держалась как могла, но однажды выпала. К счастью, подстраховывал Куравлёв. Поймал. Удержал. Поставил. Вот она — сила партнёрства. И немного циркового прошлого.

14. Даже вороны дрессированы

Животных на съёмочной площадке обучал Тариэл Габидзашвили — дрессировщик от Бога. Он работал и с кошками, и с собаками, и даже с воронами. Последних, кстати, было сложнее всего заставить летать по команде, а не по вдохновению.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

15. Вий — мешковина и стекло

Костюм Вия делался буквально из подручных материалов. Мешковина, смола, гипс, стекло. В результате он весил так много, что под ним буквально пропадали люди. Поэтому в костюм залезал цирковой силач Николай Степанов. А двигались в сценах с нечистью тоже циркачи и карлики.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

16. Вертикальные стены? Легко!

Чтобы показать, как нечисть ползёт по стенам, построили наклонный макет. А потом — правильный ракурс камеры, тень, монтаж. Иллюзия — стопроцентная. Смотришь и думаешь: "Они что, приклеились, что ли?!"

17. Половину сцен пришлось переснимать

Из-за смены Панночки, приходилось переснимать огромное количество сцен, а плёнки было мало. Поэтому на старую записывали новую, затирая предыдущее. В условиях СССР это было почти нормой — но всё равно болело у всей съёмочной группы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

18. Александр Птушко помогал с визуалкой

Когда понадобилось сделать сцены с нечистью по-настоящему яркими и пугающими, Пырьев пригласил Александра Птушко, мастера спецэффектов в советском кино. Именно он подсказал, как комбинировать съёмки, чтобы создать настоящий ад в кадре.

19. Финал снимали по ночам, по три дня подряд

Сцены, где нечисть окружает Хому, снимались по ночам в павильоне. Смены длились по 12–14 часов. Актёры были вымотаны, грим стекал, дым ел глаза. Но, как говорил оператор: "Зато это и правда выглядело как ад".

Кадр из фильма
Кадр из фильма

20. "Вий 3D" — продолжение, которое лучше не вспоминать

В 2014 году вышел "Вий 3D". Лично я разочарован. Да, красиво. Да, дорого. Но души нет. Нет той самой тревожной простоты, той атмосферы жуткой неизвестности, которая шла от старой плёнки и от игры настоящих мастеров.

Ну вот, друзья. Такая вот история съёмок нашего "Вия". Страшная, загадочная, в чём-то абсурдная, но абсолютно настоящая. Я надеюсь, вы теперь посмотрите этот фильм другим взглядом — внимательнее, глубже. Ведь за каждым кадром скрывается целый мир — и люди, и судьбы, и тайны. А вы когда последний раз пересматривали "Вия"?

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Не пропускайте новые статьи о наших любимых фильмах!