Когда я ещё в детстве впервые посмотрел фильм "Вий" (1967), я, честно говоря, онемел. Ну правда — это же был реальный фильм ужасов! Настоящий. Советский. И при этом по-настоящему страшный.
У меня даже ладошки вспотели. Особенно в сцене, где Панночка открывает глаза в гробу. Боже, да я и сейчас её вспоминаю с мурашками!
А ведь у нас в СССР было не так уж и много фильмов, где можно было бы испугаться по-честному, а не от политинформации. Так что, как вы понимаете, "Вий" занял в моём сердце почётное место и навсегда остался тем самым ужастиком из детства.
С годами эта любовь только росла. Я начал разыскивать редкие кадры со съёмок, вчитываться в старые интервью, искать всё, что только мог найти. Ну а теперь пришло время поделиться с вами!
Так что устраивайтесь поудобнее, наливайте себе чего-нибудь душистого и тёплого. Сегодня мы поговорим о том, как снимали "Вия". Я покажу вам 20 малоизвестных деталей, которые ещё больше раскроют магию этого культового фильма. Поехали?
1. Не первая попытка. Но первая удачная
Фильм "Вий" 1967 года — это, как бы странно ни звучало, вовсе не первая экранизация гоголевской повести. Первая попытка состоялась ещё в 1909 году, когда режиссёр Николай Гончаров снял немую короткометражку.
Увы, фильм не сохранился, и мы не узнаем, каким мог быть тот самый первый Вий. Хотя, честно говоря, думается мне, что всё же тот "Вий" не летал в гробу и не вызывал нечисть из стен...
2. Два режиссёра — это не перебор
Производством картины руководил Иван Пырьев, тот самый, что снимал "Кубанских казаков". Однако у него были другие заботы. "Братья Карамазовы" требовали полной отдачи.
И вот он, как стратег от искусства, решил отдать проект ученикам: Георгию Кропачёву и Константину Ершову, студентам Высших курсов сценаристов и режиссёров. Казалось бы — эксперимент! Но сработало.
Пырьев, впрочем, из тени не уходил. Он лично приезжал на площадку, давал советы, критиковал декорации и мог в любой момент развернуть съёмочный процесс в другую сторону.
3. Первый и последний советский хоррор
"Вий" стал единственным официально разрешённым фильмом ужасов в СССР. Да-да, именно так. На "Мосфильме" его, конечно, подавали как "мистическую сказку". Но вот запад быстро всё расставил по местам. Во Франции, Финляндии и США фильм приняли именно как хоррор, и даже весьма достойный. Так что, если вы думали, что советская цензура не могла допустить ужастик — могла. Но один раз.
4. Первая Панночка была другой
Изначально роль Панночки досталась Александре Завьяловой. Но! Уже после того, как отсняли почти половину сцен, случился поворот. Пырьев потребовал заменить актрису.
Причин несколько: от болезни Завьяловой до её романа с американским бизнесменом. Последнее в те времена было, мягко говоря, неодобряемо. В архиве "Мосфильма" указано, что она была занята на съёмках другой картины, но слухи, конечно, гуляли и другие...
5. Варлей — Панночка без страха
Наталья Варлей появилась в проекте после "Кавказской пленницы". Цирковая школа, акробатические трюки — она буквально летала в гробу. Да, летала — потому что тот самый "летающий гроб" действительно поднимался в воздух на специальных конструкциях. К слову, Варлей не боялась. До поры.
6. Хому выбрали с первого взгляда
На роль Хомы Брута взяли Леонида Куравлёва без лишних метаний. Он уже был звездой после "Живёт такой парень", да и Гоголя, как он сам говорил, "читал запоем". Парик — да, смешной, под горшок. Но характер, взгляд, смятение и страх — это всё Куравлёв настоящий.
7. Завьялова всё-таки осталась в гробу
И вот вам парадокс: хотя Завьялову заменили, в одном кадре она всё-таки осталась. В сцене, где Пан склоняется над телом дочери, в гробу лежит именно Александра Завьялова. Просто материал был уже отснят, и переснимать его не стали. Получается — две Панночки в одном фильме.
8. Ведьма — не женщина!
Вот это вас точно удивит: роль старой ведьмы исполнил не кто иной, как мужчина — Николай Кутузов. Причём, ни один зритель и не заподозрил подвоха. Искали "необычную бабку", а нашли нужный образ в актёре мужского пола. Досадно, что многие думают, что это Милляр. Нет. Милляра здесь нет.
9. Армейская массовка
Семинаристов играли солдаты железнодорожного полка. Да-да, массовку пополнили военнослужащими. Чтобы сделать их менее "уставными", перед ними ставили настоящих колоритных селянин. А уж те знали, как смотреть в кадр с Гоголевской тоской.
10. Настоящая церковь
Та деревянная церковь, где происходят главные события фильма, — не декорация. Это была реальная церковь в украинском селе, и её чуть не снесли до начала съёмок. Но фильм её буквально спас. Внутри, правда, пришлось всё переделать — Гоголь требовал соответствующей атмосферы.
11. Появилась странная женщина
Во время съёмок на площадке появилась неизвестная женщина, которая стала помогать команде. Все думали, что она из местных. А потом — исчезла. И заболела. А через много лет церковь, где снимался фильм, вспыхнула и сгорела. Совпадение? Наверное. Но знаете мурашки по спине всё равно бегают.
12. Варлей говорит чужим голосом
В фильме Панночку озвучила Клара Румянова, знакомая нам по голосу Зайца из "Ну, погоди". Вот так совпало — от её милого мультяшного голоса тут не осталось и следа. Впрочем, Варлей это не впервые: её переозвучивали и в "Кавказской пленнице", и в "12 стульях".
13. Гроб был опасен
Когда в кадре летал гроб, это был реальный полёт. Варлей держалась как могла, но однажды выпала. К счастью, подстраховывал Куравлёв. Поймал. Удержал. Поставил. Вот она — сила партнёрства. И немного циркового прошлого.
14. Даже вороны дрессированы
Животных на съёмочной площадке обучал Тариэл Габидзашвили — дрессировщик от Бога. Он работал и с кошками, и с собаками, и даже с воронами. Последних, кстати, было сложнее всего заставить летать по команде, а не по вдохновению.
15. Вий — мешковина и стекло
Костюм Вия делался буквально из подручных материалов. Мешковина, смола, гипс, стекло. В результате он весил так много, что под ним буквально пропадали люди. Поэтому в костюм залезал цирковой силач Николай Степанов. А двигались в сценах с нечистью тоже циркачи и карлики.
16. Вертикальные стены? Легко!
Чтобы показать, как нечисть ползёт по стенам, построили наклонный макет. А потом — правильный ракурс камеры, тень, монтаж. Иллюзия — стопроцентная. Смотришь и думаешь: "Они что, приклеились, что ли?!"
17. Половину сцен пришлось переснимать
Из-за смены Панночки, приходилось переснимать огромное количество сцен, а плёнки было мало. Поэтому на старую записывали новую, затирая предыдущее. В условиях СССР это было почти нормой — но всё равно болело у всей съёмочной группы.
18. Александр Птушко помогал с визуалкой
Когда понадобилось сделать сцены с нечистью по-настоящему яркими и пугающими, Пырьев пригласил Александра Птушко, мастера спецэффектов в советском кино. Именно он подсказал, как комбинировать съёмки, чтобы создать настоящий ад в кадре.
19. Финал снимали по ночам, по три дня подряд
Сцены, где нечисть окружает Хому, снимались по ночам в павильоне. Смены длились по 12–14 часов. Актёры были вымотаны, грим стекал, дым ел глаза. Но, как говорил оператор: "Зато это и правда выглядело как ад".
20. "Вий 3D" — продолжение, которое лучше не вспоминать
В 2014 году вышел "Вий 3D". Лично я разочарован. Да, красиво. Да, дорого. Но души нет. Нет той самой тревожной простоты, той атмосферы жуткой неизвестности, которая шла от старой плёнки и от игры настоящих мастеров.
Ну вот, друзья. Такая вот история съёмок нашего "Вия". Страшная, загадочная, в чём-то абсурдная, но абсолютно настоящая. Я надеюсь, вы теперь посмотрите этот фильм другим взглядом — внимательнее, глубже. Ведь за каждым кадром скрывается целый мир — и люди, и судьбы, и тайны. А вы когда последний раз пересматривали "Вия"?