Найти в Дзене
Гараж механика

Споры среди зрителей не утихают до сих пор: что вырезали из первого в СССР эротического фильма «Осень»

Его сняли почти что полвека назад. Съёмки проходили не где-нибудь в Карелии. И до сих пор одни зрители и кинокритики этот фильм восхваляют, а другие разносят его в пух и прах. Для кого-то фильм получился скучным, а для кого-то настоящим шедевром. Это я рассказываю вам о картине "Осень", режиссёром которой был Андрей Смирнов. Он снял по своему же сценарию "Рябина — ягода нежная" на "Мосфильме" в 1974 году. И вот что удивительно: 3 месяца на съёмки, почти два года на допуск к зрителю. Премьера случилась только в апреле 1976 года. Да и та, что называется, "без фанфар". Фильм пустили третьим экраном — ограниченное число копий, минимум рекламы. И, конечно, никаких громких анонсов по ТВ или в прессе. Почему? Сейчас расскажу. Фильм обсуждали не просто где-то за кулисами. На полном серьёзе он был поднят на ковёр на совместном заседании коллегии Госкино и Союза кинематографистов. Внимание: речь не про жанровую комедию или триллер. Это — драма о чувствах взрослых людей, которые вдруг осознал
Оглавление

Его сняли почти что полвека назад. Съёмки проходили не где-нибудь в Карелии. И до сих пор одни зрители и кинокритики этот фильм восхваляют, а другие разносят его в пух и прах. Для кого-то фильм получился скучным, а для кого-то настоящим шедевром.

Это я рассказываю вам о картине "Осень", режиссёром которой был Андрей Смирнов. Он снял по своему же сценарию "Рябина — ягода нежная" на "Мосфильме" в 1974 году.

И вот что удивительно: 3 месяца на съёмки, почти два года на допуск к зрителю. Премьера случилась только в апреле 1976 года. Да и та, что называется, "без фанфар".

Фильм пустили третьим экраном — ограниченное число копий, минимум рекламы. И, конечно, никаких громких анонсов по ТВ или в прессе. Почему? Сейчас расскажу.

Скандал с первого кадра

Фильм обсуждали не просто где-то за кулисами. На полном серьёзе он был поднят на ковёр на совместном заседании коллегии Госкино и Союза кинематографистов.

-2

Внимание: речь не про жанровую комедию или триллер. Это — драма о чувствах взрослых людей, которые вдруг осознали, что любовь может прийти вне сроков. Вот тут и начинается самое интересное.

Сергей Герасимов — мэтр, глыба, человек, чьё мнение тогда решало многое, встал и прямо сказал:

"…Нашему кино не обязательно проявлять в этой области храбрость. Это не то, с чем надо экспериментировать. Кино — не лирическое стихотворение. Его смотрят миллионы. Зачем вы это сняли?"
Сергей Герасимов
Сергей Герасимов

Ну что тут скажешь? Снимать кино "про чувства" в те годы — уже смелость. А ещё и показывать постельную сцену — да в советском фильме! — это и вовсе выглядело как вызов системе.

Постель как философия

И вот он, главный вопрос, который до сих пор будоражит умы: что именно вырезали из "Осени"? Что такого непотребного или недопустимого увидели в этой, казалось бы, тихой, интимной истории?

Из мемуаров Андрея Смирнова:

"Меня просто вызвали к Сизову и приказали: “Вот это, это, и вот то — вырезать”. Причём под раздачу попала сцена в пивной, без которой всё теряло смысл. Я на коленях просил оставить — бесполезно".
-4

Тот самый эпизод, где герои, отстранённые от мира, как будто впервые открываются друг другу… В нём и была суть всей драмы. Но чиновники решили, что эта сцена "спекулятивна" и "не несёт воспитательной функции". Всё под нож.

Говорят, вырезано было больше шестнадцати минут. И не просто "обнажёнка", а диалоги, тихие сцены молчания, детали быта. То, что делало "Осень" не просто фильмом — исповедью.

"А где свадьба, товарищи?!"

Разгром был тотальный. На худсовете картину называли порнографией, антисоветской лирикой, подрывом нравственности. Претензии сыпались одна за другой:

-5

  • Почему герои такие апатичные?
  • Почему женщина заводит роман, не разведясь?
  • Почему нет производственной драмы?
  • Где коллектив, где стройка века, где ударный труд?

И самое интересное:

"Почему в конце фильма нет СВАДЬБЫ? Где же советская семья, построенная на моральных принципах?!"

Без шуток — это был серьёзный упрёк.

Герои, которых не простили

Особенно много прилетело Наталье Рудной, сыгравшей главную героиню.

-6

Её прямым текстом назвали "легкомысленной женщиной с аморальным поведением". А ведь в кадре — это взрослая женщина, которая наконец решается быть собой. Любить, не дожидаясь одобрения сверху. И что в этом предосудительного?

Леонид Кулагин, партнёр по фильму, вспоминал:

"Мы снимали с полным ощущением, что делаем что-то важное. Не для проката, а для людей. А в итоге — по рукам, по почкам, по судьбе."

А ведь вспомните, каким обаятельным, почти ранимым он был в этой роли! И каким искренним — без героизма, без позы. Просто человек, который встретил любовь не вовремя. Да разве любовь вообще бывает "вовремя"?

-7

А теперь, друзья, вспомним ту самую сцену в чайной. О, сколько в ней боли, сарказма, жизни...

Игорь Кашинцев в роли интеллигента в кожанке произносит монолог, который, кажется, вот-вот попадёт под статью:

"Страх потеряли! Патлы отрастили! Побрить под нулёк и на лесоповал!"

И ведь это был не "комик рельефный" — это был голос прошлого, тот, кто не готов принять перемены. И как точно он звучал на фоне героев, ищущих себя.

От любви — к изгнанию

После "Осени" Андрею Смирнову перекрыли кислород. Это факт. И это обидно. После блестящего "Белорусского вокзала", за которым вся страна плакала, он был вынужден снимать сюжеты для "Фитиля". Просто чтобы выжить в профессии.

-8

"Осень" оказалась как бы неуместной. Слишком личной. Слишком честной.

А ведь филь не про постельную любовь, как подумали чиновники. Он про одиночество, про необходимость быть понятым, про страх и надежду, про позднюю любовь, которую так легко не заметить, а ещё легче — осудить.

Запретный плод

Знаете, что любопытно? Уже в 1976-м появились любопытствующие зрители, которые специально ездили в Подмосковье, где ещё крутили "Осень" в маленьких кинотеатрах. Словно на подпольный спектакль.

-9

А в некоторых республиках СССР фильм был вообще запрещён. В прокате короткий проблеск, потом — тьма. Полка. Забвение. Шёпот. Мол, "там есть такие сцены, что лучше не смотреть..."

И всё-таки шедевр

Но фильм не сгинул. Более того — вернулся. И пересматривается. И переосмысляется. В нём нашли глубину те, кто раньше махнул рукой. А некоторые только с возрастом поняли, о чём на самом деле это кино.

Кстати, сам Ингмар Бергман (!) в письме к Смирнову назвал "Осень" "шедевром камерной музыки". А музыка в этом фильме — Альфред Шнитке — до сих пор разрывает душу. Там, где слов уже не хватает — звучит он.

-10

Вы только присмотритесь к реквизиту. Там каждая деталь, как воспоминание:

  • белые занавесочки, не закрывающие окно полностью
  • сифон на кухне
  • пальто с меховым воротником
  • деревянный стульчик-трансформер
  • бутылка дешёвого пива с уже выцветшей этикеткой

И всё это не декорации, а жизнь. Так было в каждом доме. Может, и у вас?

Этот фильм о том, что любовь может прийти тогда, когда ты в неё уже не веришь. Что счастье — не всегда красиво упаковано. Что жить — значит ошибаться, и всё равно искать свет.

-11

Ведь каждый из нас в какой-то момент жил в своей "осени". И как важно, чтобы рядом в этот момент оказался тот, кто просто скажет:

"Пошли. Просто пошли вместе."

Посмотрите или пересмотрите "Осень". Она стоит того. Даже если её до сих пор чуть-чуть стыдятся. Или именно поэтому.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Не пропускайте новые статьи!