Найти в Дзене
SIBERIA

Как празднуют Пасху в Сибири: традиции, которые согревают

В Енисейской Сибири слово «Пасха» выговаривают как «Паска». Под этим словом подразумевается не конкретный день Светлого Христова Воскресения, а весь протяженный во времени недельный праздничный цикл, занимающий чрезвычайно важное, едва ли не центральное место в обрядовости сибирского крестьянства. Тот воскресный день, который мы называем «Пасхой», сибирский крестьянин назвал бы «Христовым днем», «Светлым воскресеньем» или «Святым воскресеньем» или даже «Вели́к-днем» Сибирский врач и этнограф Михаил Кривошапкин в конце XIX столетия так описывал место праздника в народной картине мира, указывая вместе с тем на ярко выраженную в земледельческих обществах сезонность: Нет праздника, который бы встречал крестьянин с более торжественно ясной, радостной физиономией. Знаем мы, что есть Рождество с шумными веселыми святками, но не та ему встреча, не тот полный искренний задушевно-радостный привет. Ведь с Пасхою подходит весна, приближается время посевов, а в этом-то вся жизнь поселянина Готовить

В Енисейской Сибири слово «Пасха» выговаривают как «Паска». Под этим словом подразумевается не конкретный день Светлого Христова Воскресения, а весь протяженный во времени недельный праздничный цикл, занимающий чрезвычайно важное, едва ли не центральное место в обрядовости сибирского крестьянства. Тот воскресный день, который мы называем «Пасхой», сибирский крестьянин назвал бы «Христовым днем», «Светлым воскресеньем» или «Святым воскресеньем» или даже «Вели́к-днем»

Сибирский врач и этнограф Михаил Кривошапкин в конце XIX столетия так описывал место праздника в народной картине мира, указывая вместе с тем на ярко выраженную в земледельческих обществах сезонность:

Нет праздника, который бы встречал крестьянин с более торжественно ясной, радостной физиономией. Знаем мы, что есть Рождество с шумными веселыми святками, но не та ему встреча, не тот полный искренний задушевно-радостный привет. Ведь с Пасхою подходит весна, приближается время посевов, а в этом-то вся жизнь поселянина

Готовиться к Пасхе начинали заранее. Этому празднику предшествовал длительный период Великого поста, пищевые ограничения в период которого, в отличие от других трех постов, соблюдались практически всем христианским населением Сибири. К концу поста, вся семья собиралась вместе, прекращая зимние занятия. Женщины переставали ткать, и после Пасхи ткать уже запрещалось. Мужчины возвращались из тайги — охота по насту прекращалась к концу поста

Страстную седмицу открывала Вербная неделя. Этот праздник был установлен Церковью в память входа Иисуса Христа в Иерусалим, где его встречали, как Мессию, со свежими ветвями деревьев. Аналогом такой встречи в современности можно было бы представить встречу с букетами цветов. Поскольку в России собственно пальмовых ветвей не растет, их заменили ветки деревьев с распускающимися почками, верба

А вот украшение жилищ ветками пихты — это сибирский обычай, не имеющий аналогов. Пихту приносили в дом к самому дню Христова Воскресения. Считалось, что у кого пихта в избе, к тому придет сам Господь Иисус Христос. Пихту ломали до рассвета на Страстной седмице, хлестали ею скотину, украшали божницу (полку с иконами) и жилище

Таким образом, к Пасхе дом сибиряка оказывался украшен двумя растениями: вербой, оставшейся с Вербного воскресенья, и пихтой, специально принесенной к первому дню праздника

Но вернемся к предпасхальной обрядовости. Важнейшей ее точкой является Великий, или Чистый четверг. Церковь вспоминает в этот день Тайную вечерю последний ужин Иисуса Христа с учениками. Народная традиция предписывает в этот день вымыть в доме всю посуду, вымыться самим, побелить избу. После этого дня запрещалось делать какую-либо грязную работу. Каждому покупали или шили новое платье. Старая одежда и мусор, а также зола из печки, выбрасывались

Помимо уборки дома, нужно было убраться и у себя в душе. На Страстной седмице сибирские христиане молились и каялись, очищая свою душу

В Чистый четверг приготовляли особую «четверговую соль». Самым простым способом было оставить соль на стол. При другом способе соль оставляли на всю ночь в протопленной русской печи за заслонкой

Скотина в этот день особенным образом охранялась. Сибиряки считали, что колдуны могут остричь чужую овцу и тем самым нанести ей вред

Свеча, с которой крестьяне присутствовали на чтении 12-ти Евангельских отрывков, посвященных страстям Христовым, называлась «страшной» или «четвергой». Ее следовало донести домой зажженной и с ее помощью выжечь изображение креста на матице, потолочной балке

Центром Пасхального праздника являлась ночная служба, после которой разговлялись, то есть ели заранее приготовленную и освященную ночью в церкви праздничную скоромную (непостную) пищу. Главное блюдо стола — «паска», т. е. кулич. К творожному пирогу, распространенному в центральной России, сибирская паска не имеет отношения. Считалось, что если паска удалась — все в семье будет хорошо

Первая пасхальная пища — яйца. Любопытна сибирская традиция готовить одно яйцо, даже если за столом несколько десятков человек. Только после разговенья яйцами ставили на стол другую еду. Второе яйцо клалось за божницу в знак поминовения умерших родственников. После начинали вкушать другую пищу, стоящую на столе

В Пасхальную ночь сибиряки соблюдали любопытный обычай: встречали Пасху салютом из ружей. В полночь, когда крестный ход подходит к дверям церкви, и после окончания ночной службы либо утром воскресенья

Своеобразным образом исполняли западноевропейскую пасхальную обрядовость русские немцы, высланные в Сибирь в годы войны. Немецкая традиция предполагает, что яйца на Пасху приносит заяц. Немцы-родители мазали кошке лапки грязью и приманивали ее к сундуку с пасхальными яйцами, чтобы остались следы, и говорили детям, что ночью к ним приходил зайчик и принес подарки

Трижды целовались со словами «Христос воскресе! — «Воистину воскресе!». В дни праздника яйца катали на улице в желобах — чье яйцо раскололось, выбывал из игры. В продолжение празднования священники освящали на крестьянских дворах зерна, благословляя будущий урожай. Там, где священников не было, обряды совершали миряне, прославляя Воскресение Христа

У церкви ставились качели, на которых качались, у которых молодежь пела свои песни, играла, гуляла. Некоторые хозяева устраивали качели прямо в воротах. Нередко качели сооружали артельным способом, собирали материалы со всей крестьянской общины