Найти в Дзене
История под ногами

Автопортрет эпохи. Часть первая: интрига

Итак, друзья, в своём первом посте я рассказал вам о том, какая такая нелёгкая занесла меня на кривую и тернистую дорожку будущего экскурсовода. И первым нашим заданием на курсах стал небольшой рассказ о картине, выбранной по желанию. Надо сказать, мой выбор озадачил всех - после доклада из аудитории даже был задан вопрос о том, а кого, собственно, у НАС это может заинтересовать. Что ж, пришлось объяснить человеку, насколько популярен в массовой культуре художник, написавший картину, выбранную мной для показа. А вам, надеюсь, просто будет интересно прочесть этот небольшой рассказ о самой картине, о необычном жанре живописи и о той выдающейся многогранной личности, чью работу мы будем рассматривать. Итак, поехали!

Для начала, коротенькая историческая справка, которая позволит нам с вами погрузиться в контекст.

Япония. Последняя треть XVI века.

Карта Японии с монами (гербами) кланов, управлявших провинциями в период 1564-1573гг.
Карта Японии с монами (гербами) кланов, управлявших провинциями в период 1564-1573гг.

Близится к завершению самая противоречивая, кровавая и страшная эпоха в истории страны, получившая название Сэнгоку Дзидай, или «Эпоха воюющих провинций», длящаяся уже более столетия. В это неспокойное, бурное и полное опасностей время, в 1584 году, спустя два года после гибели первого из трёх великих объединителей страны, рождается на свет одна из выдающихся личностей в японской истории. С творчеством этого человека, словно бы ставшего живым воплощением эпохи со всеми её противоречиями, я и хотел бы познакомить сегодня всех вас. К слову, у историков нет чётких хронологических рамок, определяющих продолжительность этой эпохи - в разных источниках вы найдёте на сей счёт разные сведения и датировки. Наиболее корректным в этом смысле будет говорить о том, что этот период продолжался со второй половины XV до начала XVII столетия.

Битва при Сэкигахаре, 21 октября 1600 года
Битва при Сэкигахаре, 21 октября 1600 года

21 октября 1600 года состоялась последняя великая битва уходящей эпохи, которой суждено было стать самым масштабным сражением в японской истории – битва при Сэкигахаре. Спустя три года, в стране наступает долгожданный мир. Постепенно, будзюцу (то есть, традиционные, старинные боевые искусства) становятся частью более общего явления, известного ныне, как будо и подразумевающего, помимо боевых практик, занятие различными "мирными" видами искусства, такими, как живопись, каллиграфия, поэзия, музыка. Вообще, грань между понятиями "будзюцу" и "будо" достаточно тонкая и для более подробного ознакомления с этим вопросом очень рекомендую обратиться к книгам Донна Дрэгера.

Одним из традиционных для Японии видов живописи является суми-э, что буквально можно перевести как «картина тушью». Изначально, картины суми-э являются монохромными, однако многие художники добавляют краски, что позволяет несколько разнообразить работы. Неподготовленному человеку может показаться, что живопись суми-э достаточно примитивна, однако художники, работающие в этом жанре, стремятся передать скорее внутренние ощущения, нежели в точности отобразить на холсте тот или иной объект. Кроме того, это связано также со спецификой используемых в данной живописи материалов. Бумага васи, несколько ошибочно именуемая рисовой бумагой, получив излишнее количество влаги, достаточно легко рвётся, а кроме того – обладает ярко выраженным эффектом памяти, что делает невозможным внесение каких-либо исправлений. Поэтому, каждый штрих, выполняемый художником, является единственным в своём роде и ни повторить, ни скорректировать его уже невозможно.

 Автопортрет художника
Автопортрет художника

Перед вами автопортрет. Сразу хочу оговориться, что автопортрет этот не полон – представлена лишь верхняя часть картины, тогда как в оригинале автор предстаёт перед нами на ней в полный рост. Я намеренно оставил скрытой от вас часть картины, поскольку мне хотелось бы, чтобы вы всмотрелись в изображение и описали те ощущения, которые вызывает у вас лицо этого человека. Смогли бы вы определить, кем он был и чем занимался, каковы были основные черты его характера? Хочу сказать, что, увидев эту работу впервые, я сильно удивился, поскольку знал к тому времени биографию автора и в моём воображении он представал совсем другим. Более того, изначально я не знал о том, что этот замечательный человек вообще занимался живописью! Вот и вас я приглашаю сыграть в небольшую игру и поделиться в комментариях своими мыслями о роде занятий и характере нашего замечательного художника. Его инкогнито я сохраню до следующей заметки, из которой станет понятно, почему же, собственно, я назвал этот автопортрет автопортретом эпохи. Раскрою я, разумеется, и имя автора. Уверяю вас - вы сильно удивитесь, поскольку имя это многим из читающих эти строки точно известно...

Подписывайтесь, ставьте лайки, а главное - делитесь в комментариях своим мнением о том, кем был автор автопортрета и какими чертами характера он обладал!

Автор - Павел Краснокутский

Фото - из открытых источников.

Мой канал "История под ногами"

Мой канал о музыке "Рок-н-ролльное чтиво"

"История под ногами" ВК

"История под ногами" в ТГ

Страница на "Стихи.ру"