Итак, друзья, в своём первом посте я рассказал вам о том, какая такая нелёгкая занесла меня на кривую и тернистую дорожку будущего экскурсовода. И первым нашим заданием на курсах стал небольшой рассказ о картине, выбранной по желанию. Надо сказать, мой выбор озадачил всех - после доклада из аудитории даже был задан вопрос о том, а кого, собственно, у НАС это может заинтересовать. Что ж, пришлось объяснить человеку, насколько популярен в массовой культуре художник, написавший картину, выбранную мной для показа. А вам, надеюсь, просто будет интересно прочесть этот небольшой рассказ о самой картине, о необычном жанре живописи и о той выдающейся многогранной личности, чью работу мы будем рассматривать. Итак, поехали!
Для начала, коротенькая историческая справка, которая позволит нам с вами погрузиться в контекст.
Япония. Последняя треть XVI века.
Близится к завершению самая противоречивая, кровавая и страшная эпоха в истории страны, получившая название Сэнгоку Дзидай, или «Эпоха воюющих провинций», длящаяся уже более столетия. В это неспокойное, бурное и полное опасностей время, в 1584 году, спустя два года после гибели первого из трёх великих объединителей страны, рождается на свет одна из выдающихся личностей в японской истории. С творчеством этого человека, словно бы ставшего живым воплощением эпохи со всеми её противоречиями, я и хотел бы познакомить сегодня всех вас. К слову, у историков нет чётких хронологических рамок, определяющих продолжительность этой эпохи - в разных источниках вы найдёте на сей счёт разные сведения и датировки. Наиболее корректным в этом смысле будет говорить о том, что этот период продолжался со второй половины XV до начала XVII столетия.
21 октября 1600 года состоялась последняя великая битва уходящей эпохи, которой суждено было стать самым масштабным сражением в японской истории – битва при Сэкигахаре. Спустя три года, в стране наступает долгожданный мир. Постепенно, будзюцу (то есть, традиционные, старинные боевые искусства) становятся частью более общего явления, известного ныне, как будо и подразумевающего, помимо боевых практик, занятие различными "мирными" видами искусства, такими, как живопись, каллиграфия, поэзия, музыка. Вообще, грань между понятиями "будзюцу" и "будо" достаточно тонкая и для более подробного ознакомления с этим вопросом очень рекомендую обратиться к книгам Донна Дрэгера.
Одним из традиционных для Японии видов живописи является суми-э, что буквально можно перевести как «картина тушью». Изначально, картины суми-э являются монохромными, однако многие художники добавляют краски, что позволяет несколько разнообразить работы. Неподготовленному человеку может показаться, что живопись суми-э достаточно примитивна, однако художники, работающие в этом жанре, стремятся передать скорее внутренние ощущения, нежели в точности отобразить на холсте тот или иной объект. Кроме того, это связано также со спецификой используемых в данной живописи материалов. Бумага васи, несколько ошибочно именуемая рисовой бумагой, получив излишнее количество влаги, достаточно легко рвётся, а кроме того – обладает ярко выраженным эффектом памяти, что делает невозможным внесение каких-либо исправлений. Поэтому, каждый штрих, выполняемый художником, является единственным в своём роде и ни повторить, ни скорректировать его уже невозможно.
Перед вами автопортрет. Сразу хочу оговориться, что автопортрет этот не полон – представлена лишь верхняя часть картины, тогда как в оригинале автор предстаёт перед нами на ней в полный рост. Я намеренно оставил скрытой от вас часть картины, поскольку мне хотелось бы, чтобы вы всмотрелись в изображение и описали те ощущения, которые вызывает у вас лицо этого человека. Смогли бы вы определить, кем он был и чем занимался, каковы были основные черты его характера? Хочу сказать, что, увидев эту работу впервые, я сильно удивился, поскольку знал к тому времени биографию автора и в моём воображении он представал совсем другим. Более того, изначально я не знал о том, что этот замечательный человек вообще занимался живописью! Вот и вас я приглашаю сыграть в небольшую игру и поделиться в комментариях своими мыслями о роде занятий и характере нашего замечательного художника. Его инкогнито я сохраню до следующей заметки, из которой станет понятно, почему же, собственно, я назвал этот автопортрет автопортретом эпохи. Раскрою я, разумеется, и имя автора. Уверяю вас - вы сильно удивитесь, поскольку имя это многим из читающих эти строки точно известно...
Подписывайтесь, ставьте лайки, а главное - делитесь в комментариях своим мнением о том, кем был автор автопортрета и какими чертами характера он обладал!
Автор - Павел Краснокутский
Фото - из открытых источников.
Мой канал "История под ногами"
Мой канал о музыке "Рок-н-ролльное чтиво"
"История под ногами" ВК
"История под ногами" в ТГ
Страница на "Стихи.ру"