Найти в Дзене
Lace Wars

Чище мела: как русичи заботились о зубах

Оглавление

Забота о чистоте уст: гигиена полости рта в Древней Руси

Распространенное мнение о том, что культуру ухода за зубами в Россию принес Петр I, заставивший бояр чистить зубы толченым мелом, является не более чем историческим мифом. Безусловно, эпоха Петра Великого ознаменовалась масштабными реформами и проникновением европейских обычаев, в том числе и в сферу гигиены. Царь-реформатор действительно мог рекомендовать своим приближенным использовать мел или другие абразивные порошки для очищения зубов, следуя тогдашней европейской моде. Однако приписывать ему роль пионера в деле ухода за полостью рта на Руси было бы совершенно неверно. Наши предки, жители Древней и Средневековой Руси, задолго до петровских преобразований имели свои собственные, веками проверенные методы поддержания гигиены рта, борьбы с зубным камнем, налетом и неприятным запахом. Эти методы, основанные на использовании доступных природных средств и смекалке, свидетельствуют о достаточно высоком уровне гигиенической культуры, существовавшей на Руси.

Забота о здоровье, включая и здоровье зубов, была неотъемлемой частью жизни людей того времени. Хотя уровень медицинских знаний, конечно, не сравним с современным, народная медицина и бытовые практики гигиены играли важную роль в повседневности. Понимание того, что состояние зубов влияет на общее самочувствие, способность нормально пережевывать пищу, а также на внешний вид и привлекательность, несомненно, существовало. Чистые, здоровые зубы и свежее дыхание ценились и считались признаком здоровья и аккуратности. Напротив, проблемы с зубами, неприятный запах изо рта могли создавать человеку неудобства в общении и даже влиять на его социальный статус.

Арсенал средств, который использовали жители Руси для ухода за полостью рта, был разнообразен и основывался преимущественно на дарах природы. Леса, поля и пасеки предоставляли все необходимое для поддержания чистоты и свежести дыхания. Это были смолы деревьев, продукты пчеловодства, травы, зола, соль, яичная скорлупа. Методы их применения также варьировались – от простого жевания до приготовления специальных очищающих и отбеливающих смесей и использования примитивных аналогов зубных щеток и зубочисток. Хотя эти методы могут показаться нам сегодня архаичными или даже странными, они отражают изобретательность наших предков и их стремление к здоровью и чистоте в доступных им формах. Изучение этих практик позволяет нам лучше понять быт, культуру и мировоззрение людей Древней Руси.

Дары природы для свежести и чистоты: забрус и сера

Одним из самых распространенных и доступных средств для повседневного ухода за полостью рта на Руси были продукты пчеловодства. Пчелы и мед играли огромную роль в хозяйстве и культуре восточных славян, а бортничество (лесное пчеловодство) было одним из древнейших и важнейших промыслов. Неудивительно, что продукты пчел нашли применение не только в пищу и в лечебных целях, но и для гигиены.

Особой популярностью пользовался забрус – восковые крышечки, которыми пчелы запечатывают соты с медом. Сегодня этот продукт пчеловодства почти забыт и используется редко, но в старину его жевали практически все – и стар, и млад. Забрус представляет собой уникальный природный композит, содержащий не только воск, но и прополис, пергу (цветочную пыльцу), ферменты слюнных желез пчел и частички меда. Этот сложный состав обладает выраженными антисептическими, противовоспалительными и очищающими свойствами.

Жевание забруса после еды выполняло сразу несколько функций. Во-первых, это был механический способ очистки зубов. Восковая масса, подобно современной жевательной резинке, эффективно собирала остатки пищи из межзубных промежутков и с поверхности зубов. Благодаря этому на эмали не оставалось пищевого налета, который является основной причиной развития кариеса и образования зубного камня. Во-вторых, компоненты забруса, особенно прополис, обладали бактерицидным действием, подавляя рост патогенных микроорганизмов в полости рта и способствуя профилактике воспалительных заболеваний десен (гингивита, пародонтита). В-третьих, жевание стимулировало слюноотделение, что также способствовало самоочищению полости рта и нейтрализации кислот, разрушающих эмаль. Наконец, забрус, имеющий приятный медовый аромат и вкус, освежал дыхание. Простота, доступность и эффективность делали забрус идеальным средством для повседневной гигиены в условиях, когда специальных зубных паст и щеток не существовало.

Другим популярным природным средством для ухода за полостью рта была сера лиственницы – застывшая смола этого хвойного дерева. Лиственничная сера, как и смолы других хвойных пород (сосны, ели), также широко использовалась на Руси. Если говорить начистоту, то в те времена сера выполняла функции, во многом схожие с современной жевательной резинкой. Ее жевали для очищения зубов от остатков пищи и налета, для укрепления десен и для освежения дыхания.

Смола лиственницы содержит большое количество фитонцидов – летучих биологически активных веществ, обладающих сильным антимикробным действием. При жевании эти вещества обеззараживали полость рта, боролись с бактериями, вызывающими кариес и неприятный запах. Кроме того, смола стимулировала кровообращение в деснах, способствуя их укреплению. Считалось, что жевание серы помогает выравнивать кислотно-щелочной баланс во рту после приема пищи. Дубильные вещества, содержащиеся в смоле, оказывали вяжущее и противовоспалительное действие на слизистую оболочку.

Однако, в отличие от некоторых других средств, лиственничная сера не обладала отбеливающим эффектом. Она прекрасно справлялась с очищением, освежением дыхания и профилактикой воспалений, но не могла сделать зубы белее. Желтоватый или темноватый оттенок эмали оставался проблемой, которая требовала иных решений, так как эстетический аспект состояния зубов также имел значение в традиционной культуре. Тем не менее, как доступное и эффективное средство для поддержания чистоты и здоровья полости рта, жевание лиственничной серы или других смол играло важную роль в гигиенических практиках жителей Древней Руси.

В погоне за белизной: борьба с желтизной зубов

Эстетика внешнего вида играла свою роль и в Древней Руси. Хотя представления о красоте могли отличаться от современных, здоровый и ухоженный вид ценился. Это касалось и состояния зубов. Белоснежная улыбка, возможно, не была самоцелью в той же степени, что и сегодня, но желтизна или темный налет на зубах воспринимались негативно. Считалось, что такой дефект может свидетельствовать о наличии хронических недугов у человека, о его нездоровье или неаккуратности.

Более того, состояние зубов могло иметь и социальные последствия. Желтые, неухоженные зубы могли стать препятствием для заключения брака. Имея такой заметный недостаток внешности, многие парни и девушки рисковали остаться в одиночестве, так как это могло отпугнуть потенциальных женихов или невест и их родителей. Поэтому стремление иметь не только здоровые, но и белые зубы было вполне естественным.

Поскольку природные средства вроде забруса или лиственничной серы не справлялись с задачей отбеливания, русичи искали и находили другие способы борьбы с желтизной эмали. Эти методы были основаны на использовании доступных абразивных и адсорбирующих веществ.

Одним из популярных рецептов «зубной пасты» для отбеливания была смесь из остатков от сжигания ржаных или пшеничных отрубей (по сути, древесного угля или золы) с солью. Отруби, побочный продукт помола зерна, были доступны в любом хозяйстве. Их сжигали, получая мелкодисперсный черный порошок – уголь или золу. Этот порошок смешивали с мелкой солью. Получившуюся черную пасту наносили на зубы. Уголь действовал как мягкий абразив, механически удаляя поверхностные загрязнения и налет, а также как адсорбент, впитывая красящие вещества. Соль также обладала некоторым абразивным и антисептическим действием. При регулярном использовании такой пасты зубы действительно становились заметно белее. Хотя черный цвет самой пасты мог показаться непривычным, результат оправдывал средства.

Иногда вместо смеси угля и соли использовали другое средство – толченую яичную скорлупу. Скорлупа куриных или других птичьих яиц тщательно измельчалась в порошок. Этот порошок также наносили на зубы для очистки и отбеливания. Яичная скорлупа, состоящая в основном из карбоната кальция, действовала как более мягкий абразив по сравнению с углем и солью. Отбеливающий эффект от ее применения наступал медленнее, приходилось ждать результата дольше. Однако у этого метода было и свое преимущество: считалось, что кальций из скорлупы способен укреплять зубную эмаль, насыщая ее минералами. Таким образом, чистка зубов толченой яичной скорлупой была не только косметической, но и в некоторой степени профилактической процедурой.

Эти народные методы отбеливания, основанные на простых и доступных компонентах, демонстрируют наблюдательность и изобретательность наших предков в решении эстетических и гигиенических проблем. Стремление к белизне зубов, имевшее как медицинские, так и социальные корни, находило свое воплощение в использовании подручных средств, эффективность которых, пусть и не сравнимая с современными технологиями, была достаточной для своего времени.

От веточки до ветоши: инструменты для чистки зубов

Наличие очищающих и отбеливающих средств – это лишь одна сторона гигиены полости рта. Не менее важным был и вопрос о том, как эти средства наносить и как механически удалять налет и остатки пищи. Роль современных зубных щеток и зубочисток в Древней Руси выполняли простые, но достаточно эффективные приспособления, также взятые из окружающей природы или быта.

Первоначально, как и у многих других народов мира на ранних этапах развития гигиены, для очистки межзубных промежутков и удаления остатков пищи использовались заостренные деревянные палочки или веточки. Особенно ценились для этих целей веточки дуба. Дуб, почитавшийся у славян как священное и крепкое дерево, обладал и полезными свойствами: его кора и древесина содержат дубильные вещества, оказывающие вяжущее и противовоспалительное действие на десны. Заостренной дубовой веточкой можно было аккуратно удалить застрявшую пищу, подобно современной зубочистке. Возможно, веточки также разжевывали на конце, превращая их в подобие примитивной щеточки-кисточки для очистки поверхности зубов, как это делалось и делается до сих пор в некоторых культурах Африки и Азии («мисвак»).

Однако использование одних лишь веточек было не всегда удобным, особенно для нанесения и распределения очищающих паст (из угля, соли или яичной скорлупы). Процесс чистки каждой поверхности зуба по отдельности был длительным и довольно муторным. Поэтому со временем русичи усовершенствовали метод, начав использовать для чистки зубов самые обыкновенные тряпки – по-нашему говоря, ветошь.

Кусочек чистой ткани (льняной или хлопковой) наматывали на палец или на палочку. На эту ткань наносили «прототип зубной пасты» – угольно-солевую смесь, толченую скорлупу или, возможно, другие составы (например, с использованием травяных порошков или мела). Затем этой тряпочкой тщательнейшим образом протирали и полировали всю поверхность зубов – переднюю, заднюю, жевательную. Ткань позволяла равномерно распределить чистящее средство и одновременно механически удаляла налет и загрязнения за счет трения.

Интересной особенностью было то, что чистящий состав часто не смывали сразу после процедуры. Его оставляли на зубах на некоторое время, ожидая, пока он «впитается». Вероятно, это делалось для того, чтобы активные компоненты пасты (антисептические, укрепляющие или отбеливающие) успели подействовать на эмаль и десны. Такой подход напоминает современные аппликации лечебных или отбеливающих гелей.

Использование ветоши для чистки зубов было простым, доступным и достаточно эффективным методом для своего времени. Тряпочка позволяла лучше очистить все поверхности зубов по сравнению с веточкой-зубочисткой и обеспечивала более качественное нанесение и распределение чистящих и лечебных составов. Этот метод, наряду с жеванием забруса и смол, составлял основу гигиенических практик по уходу за полостью рта в Древней и Средневековой Руси, демонстрируя рациональный подход к использованию подручных средств для поддержания здоровья и чистоты.