Итак, друзья, в первой части этой заметки я задал вопрос о том, кем, по-вашему, мог быть человек, изображённый на автопортрете, и какими чертами характера он обладал. Так вот, безусловно, этот человек был знатного рода и полное имя его звучало как Синмэн Мусаси-но-ками Фудзивара-но-Гэнсин. В детстве его называли Миямото Бэнносукэ. Также, современники прозвали его Кэнсэй, что дословно можно перевести как "Святой меча". Сам же он называл себя Нитэн Дораку, что переводится как "Нитэн-дилетант" (о значении данного имени мы ещё поговорим с вами чуть позже). Думаю, все эти имена большинству из вас мало о чём говорят. Впрочем, было ещё одно имя, под которым он и известен всему миру, но его я также раскрою в финале повествования.
Что касается рода его занятий - есть такой термин, как "сюгиося", который может быть переведён как "практикующий". Те, кого называли сюгиося, путешествовали по стране, практикуясь в боевых искусствах и оттачивая свои навыки, служили различным даймё, могли наниматься в качестве телохранителей, практиковали дуэли и, что очень важно, не находились под защитой своей семьи или какой-то конкретной школы. Сам о себе он пишет так:
"...С молодых лет моё сердце питало склонность к Пути стратегии. Мой первый поединок состоялся, когда мне было тринадцать лет. Тогда я победил воина синтоистской школы по имени Арима Кихэй..."
Интересно также отметить то, что свою первую победу, как и многие последующие, этот человек одержал при помощи бокуто - деревянного тренировочного меча, в то время, как его противники орудовали острыми, как бритва, боевыми клинками.
Сам он так говорит о своём дальнейшем пути:
"...Впоследствии я путешествовал из провинции в провинцию и мерялся силами со стратегами многих школ, и при этом, проведя не меньше шестидесяти поединков, не уступил ни одному из них. Вот что я делал в возрасте от тринадцати до двадцати девяти лет. Когда мне исполнилось тридцать, я оглянулся на свое прошлое и осознал, что все это время побеждал не потому, что в совершенстве овладел стратегией. Возможно, победами я был обязан своим естественным способностям, воле неба или тому, что стратегия других школ была заведомо слабее. После этого я посвятил каждый свой день с утра до вечера поискам принципа и, когда мне исполнилось пятьдесят, постиг подлинный Путь стратегии... С тех пор я жил, не следуя какому-то конкретному Пути. Овладев стратегией в совершенстве, я практикую многие искусства и техники, не признавая учителей..."
Говоря о характере нашего героя, можно упомянуть следующие его характеристики, встречающиеся в литературе:
- человек с горячим взрывным характером, склонный к социопатии (по оценкам современников-недоброжелателей)
- идеалист, который мог быть строгим и непреклонным, в особенности - по отношению к самому себе
- человек, обладавший довольно специфическим чувством юмора, что нашло своё отражение и в некоторых его картинах
Последние две характеристики приводятся в биографии нашего героя авторства Уилсона - на английском языке её можно найти в сети. В качестве примера картины, отражающей специфическое чувство юмора художника, Уилсон приводит работу "Хотэй смотрит на дерущихся петухов".
Обратите внимание на то, насколько живо изображён на картине один из семи богов счастья. Несмотря на кажущуюся грубость работы, лицо и эмоции переданы восхитительно и персонаж действительно выглядит очень забавным. Что касается птиц, автор картины вообще часто изображал их на своих работах.
Талант нашего героя был настолько многогранным, что он преуспел и во многих других искусствах. В частности, в изготовлении цуба - гард для традиционного японского меча.
Ещё одним из видов искусства, которым владел этот яркий многогранный человек, являлось традиционное искусство каллиграфии.
В процессе долгого и кропотливого поиска и оттачивания своего мастерства, наш художник создал школу боевых искусств, названную им Нитэн Ити-рю, что в переводе означает "два неба как одно", одной из "фирменных" черт которой являлось искусство проведения поединка с использованием двух мечей. И вот тут-то как раз стоит вспомнить об имени Нитэн Дораку, или "Нитэн-дилетант". Называя себя таким образом он, с одной стороны, продемонстрировал то самое специфическое чувство юмора, о котором я раньше упоминал как об одной из черт его характера, а с другой, возможно, стремился подчеркнуть, что даже он сам по-настоящему не является экспертом в том, что стало делом всей его жизни. Впрочем, последнее утверждение - не более, чем моё предположение.
Наконец, последний этап своей жизни он посвятил написанию работы, отразившей весь его опыт в боевых искусствах, а равно и его жизненную философию. Эта книга на многие века стала учебником стратегии для тех, кто ищет свой путь в боевых искусствах и не только. Вот как сам он повествует об этом событии:
"...Я много лет изучал Путь стратегии, называемый Нитэн Ити-рю, и теперь в первый раз собрался письменно изложить его основы. Я решил посвятить изложению первые десять дней десятого месяца двадцатого года Канэй (1645). С этой целью я поднялся на гору Хиго на острове Кюсю, чтобы воздать должное небесам, помолиться бодхисаттве Каннон4 и в благоговении преклониться перед Буддой... При написании этой книги я не прибегаю к закону Будды и учению Конфуция, к летописям древних войн и к учебникам по стратегии боевых искусств. Я берусь за кисть, чтобы изложить подлинный дух школы Ити, которая отражает Путь Неба и сострадание бодхисаттвы Каннон..."
Для работы над этой книгой, названной Го Рин Но Сё ("Книга пяти колец"), он удалялся в пещеру Рэйган, ставшую одним из важнейших памятных мест, связанных с именем нашего героя.
Что ж, пришло время назвать, наконец, то самое имя нашего художника, под которым он и стал известен всему миру. Итак, сегодня мы с вами поговорили о жизни и творчестве гениального человека, оставившего глубочайший след в японской истории и культуре и известного нам как Миямото Мусаси, полный автопортрет которого перед вами.
Безусловно, автопортрет этого великого мастера может служить подлинным автопортретом эпохи. Рождённый в период Сэнгоку Дзидай, этот человек стал легендарным воином, принявшим участие в битве при Сэкигахара в возрасте шестнадцати лет и впоследствии неоднократно участвовавшим в сражениях и поединках, отточивших его мастерство подобно лучшему из клинков. В то же время, его замечательные картины, каллиграфия, иные виды творчества, а самое главное - его великая "Книга Пяти Колец" - всё это можно назвать символами новой эпохи - эпохи мира, развития творчества и искусств. Миямото Мусаси всей своей жизнью и творчеством показал пример великого Пути- пути Пера и Меча, которому многие стремятся следовать и сегодня.
"...Говорят, что воин следует двойственному Пути пера и меча и поэтому должен понимать оба эти Пути. Даже если у человека нет естественной склонности, он может быть воином, если будет настойчиво практиковать оба Пути..."
Подписывайтесь, ставьте лайки, а главное - делитесь в комментариях своим мнением о прочитанном! Знали ли вы об этой личности, и если да, то все ли грани его творчества были известны вам?
Автор - Павел Краснокутский
Фото - из открытых источников.
Мой канал "История под ногами"
Мой канал о музыке "Рок-н-ролльное чтиво"
"История под ногами" ВК
"История под ногами" в ТГ
Страница на "Стихи.ру"