Найти в Дзене

Декабрист Пестель планировал создать Израиль

Идея создания самостоятельного еврейского государства на территории Палестины была четко сформулирована в книге Теодора Герцля «Еврейское государство». Она была опубликована в Вене и Берлине в 1896 году. Конечно, сама мысль о еврейском государстве высказывалась и до этого, пусть и не в форме конкретной политической цели на ближайшую перспективу. И тут вот что любопытно: ещё в начале 1820-х годов идею создания собственного государства евреев высказал один из самых видных и радикальных декабристов ­– Павел Иванович Пестель. В его «Русской правде» ­– программном документе «Южного общества», принятом организацией в 1823 году, – есть раздел посвященный нациям и народам, населяющим Россию. Уделил Пестель внимание и евреям, которые, по его мнению, «отличаются от всех прочих народов что неимоверно тесную связь между собою неизменно сохраняют, никогда друг друга не выдают ни в каких случаях и обстоятельствах и всегда готовы ко всему тому что собственно для их общества может быть выгодно или по

Идея создания самостоятельного еврейского государства на территории Палестины была четко сформулирована в книге Теодора Герцля «Еврейское государство». Она была опубликована в Вене и Берлине в 1896 году. Конечно, сама мысль о еврейском государстве высказывалась и до этого, пусть и не в форме конкретной политической цели на ближайшую перспективу. И тут вот что любопытно: ещё в начале 1820-х годов идею создания собственного государства евреев высказал один из самых видных и радикальных декабристов ­– Павел Иванович Пестель.

Павел Пестель. Худ. П.М. Головачев, ок. 1906 г.
Павел Пестель. Худ. П.М. Головачев, ок. 1906 г.

В его «Русской правде» ­– программном документе «Южного общества», принятом организацией в 1823 году, – есть раздел посвященный нациям и народам, населяющим Россию. Уделил Пестель внимание и евреям, которые, по его мнению,

«отличаются от всех прочих народов что неимоверно тесную связь между собою неизменно сохраняют, никогда друг друга не выдают ни в каких случаях и обстоятельствах и всегда готовы ко всему тому что собственно для их общества может быть выгодно или полезно»*.

Проблему Павел Пестель видел в том, что евреи не хотят интегрироваться в общество, в котором живут, а сами упрямо противопоставляют себя ему. К этому их подталкивают религиозные предрассудки и боязнь смешения «с каким бы то ни было другим Народом».

При этом сами евреи, по мнению Пестеля, находятся под жестким идеологическим контролем раввинов:

«Еврейские Духовные лицы называемые Рабинами содержат свой Народ в неимоверной от себя Зависимости: запрещая имянем веры всякое чтение каких бы то ни было книг кроме Талмута и некоторых других собственных своих духовных книг; народ немо[гу]щий просветиться останется всегда под властью предрассудков»*.

Имея в виду будущие большие изменения, которые должны произойти при смене строя в России, Пестель был сильно озадачен вопросами поддержания порядка и стабильности в обществе. Он мыслил категориями революционной диктатуры, поэтому видел в еврейском «государстве в государстве» потенциальный источник трудностей. Избежать их он предлагал двумя способами.

Первый – собрать «ученейших рабинов и умнейших Евреев», выслушать их мнения и вместе с ними разработать и провести мероприятия, которые изменят отношение евреев к другим народам и приведут их образ жизни в соответствие принципам («общим Коренным правилам») новой Российской республики.

Второй путь – выдворить евреев из страны. Но не просто так, в никуда. Евреям, считал Пестель, нужно помочь обрести собственную Родину.

«Второй Способ зависит от особенных обстоятельств и особенного хода внешних Дел и состоит в содействии Евреям к Учреждению особенного отдельного Государства в какой либо части Малой Азии. Для сего нужно назначить Сборный пункт для Еврейского Народа и дать несколько войска им в подкрепление. Ежели все русские и Польские Евреи соберутся на одно место то их будет свыше двух милионов. Таковому числу Людей ищущих отечество не трудно будет преодолеть все Препоны какие Турки могут им Противупоставить и пройдя всю Европейскую Турцию перейти в Азиятскую и там заняв достаточные места и Земли устроить особенное Еврейское Государство».

Палестина в то время была в составе Османской империи, поэтому речь в цитате идет о турках.

Итак, что мы имеем?

А имеем мы вполне определенную и четко сформулированную идею создания самостоятельного еврейского государства на территории Палестины. Выходит, что, как бы странно это ни звучало, Павел Пестель – своего рода предтеча политического сионизма. Но это так, ради хохмы.

И все же, если задуматься, скольких бед избежал бы еврейский народ, если бы на политической карте мира Государство Израиль появилось не в 1948, а, например, в 1848 году, через 25 лет после принятия «Южным обществом» программы Павла Пестеля.

* приведенные цитаты являются фрагментами исторического источника, использованного при подготовке материала, отражают позицию исключительно Павла Ивановича Пестеля, сформировавшуюся в культурных реалиях первой половины XIX века, не выражают мнение автора статьи, и использованы для задач научного просвещения, а не в целях политической пропаганды.

Автор: Иван Бирюков

Библиография:

  1. Восстание декабристов. Документы. Том VII. «Русская правда» П.И. Пестеля и сочинения, ей предшествующие / под ред. М.В. Нечкиной. ­– М.: Госполитиздат, 1958. С. 9, 146–148.
  2. Звягельская И.Д. История Государства Израиль. – М.: Аспект Пресс, 2012. С. 9, 11, 16, 60.