Найти в Дзене
Концентрат

Немецкие газеты на оккупированных территориях СССР

Пропаганда с помощью средств массовой информации всегда была одним из самых популярных способов воздействия на общественное мнение и формирования необходимого имиджа. Всего на территории оккупированных территорий СССР выпускалось более 260 коллаборационистских газет и журналов. Печатные издания служили инструментом для распространения идеологии нацистского режима, подчеркивая превосходство "арийской расы" и оправдывая действия Третьего Рейха. Я проанализировала то, как немецкие пропагандисты создавали информационное поле вокруг советских граждан с помощью газет и журналов 1941-1945 годов и выделила несколько важных моментов. Во-первых, вся оккупационная периодика контролировалась немецким отделом пропаганды, но в редакциях работали советские люди. “Голосом” страны были эмигранты, ранее сбежавшие из страны, и коллаборационисты. Из-за такой концентрации советских людей в редакциях немцам удавалось создавать действительно “народные” газеты и журналы. Они были простыми и понятными для гра

Пропаганда с помощью средств массовой информации всегда была одним из самых популярных способов воздействия на общественное мнение и формирования необходимого имиджа. Всего на территории оккупированных территорий СССР выпускалось более 260 коллаборационистских газет и журналов. Печатные издания служили инструментом для распространения идеологии нацистского режима, подчеркивая превосходство "арийской расы" и оправдывая действия Третьего Рейха. Я проанализировала то, как немецкие пропагандисты создавали информационное поле вокруг советских граждан с помощью газет и журналов 1941-1945 годов и выделила несколько важных моментов.

Во-первых, вся оккупационная периодика контролировалась немецким отделом пропаганды, но в редакциях работали советские люди. “Голосом” страны были эмигранты, ранее сбежавшие из страны, и коллаборационисты. Из-за такой концентрации советских людей в редакциях немцам удавалось создавать действительно “народные” газеты и журналы. Они были простыми и понятными для граждан СССР, выпускались на местных языках и предназначались для разных категорий населения. В некоторых газетах даже предусматривались специальные разделы для детей. Например, “Детская почта” в оккупационном издании “За Родину”, которое распространялось на Северо-Западе РСФСР с 9 августа 1941 года и было подведомственно Верховному Командованию Вермахта. Автором этой рубрики была эстонка Хильда Алева. Она жила в Пскове, но после освобождения ушла вместе с оккупантами. Хильда публиковала в газете сказки и стихи под псевдонимом “тетя Маня”. Удивительно то, как немцы находили способы влияния на разные категории советских граждан вне зависимости от пола, возраста и образования.

Во-вторых, пропагандисты создавали новостную повестку, которая отражала действительность так, как это было выгодно нацистам, и активно манипулировали фактами. Как только в Пскове начала выходить газета “За Родину”, стало понятно, что главная цель редакторов — показывать “реальное” положение дел на фронте и рассказывать, как “на самом деле” живут граждане Германии и СССР. «В интересах правды нужно открыто сказать: “Немцы относятся к нам хорошо и делают все, что в настоящее время в их силах”», – такие призывы можно увидеть в первом выпуске, опубликованном 10 сентября 1942 года на территории Псковской области. У пропагандистов была своя правда, поэтому их новостная повестка сильно отличалась от действительности. Я ознакомилась с десятками выпусков из этой газеты — сначала из необходимости, а потом из интереса. В итоге пришла к выводу, что если у человека нет абсолютно никаких знаний по истории и критического мышления, то, прочитав все выпуски, вероятно, можно сформировать четкое представление о том, что советская власть — это безжалостное “чудовище”, а немцы — благородные освободители и создатели счастливого будущего.

В-третьих, главным инструментом манипуляции массовым сознанием был подбор фактов. Пропагандисты газеты “За Родину” писали о том, как плохо жили граждане СССР под руководством Сталина, а Советский Союз представлялся как враг, власти которого были готовы жертвовать жизнями солдат ради собственной идеологии. Наравне с этим, авторы никогда не упоминали о потерях со стороны Германии и трудностях на фронте, а про фашистские расстрелы мирного населения и концлагеря, редакция как будто вообще ни разу не слышала. О том, как жилось людям на оккупированных территориях, писали в специальном разделе “Освобожденная Родина”. Например, в художественной школе Пскова, существующей “при содействии немецких властей”, ученикам обещали выдавать карманные деньги - от 250 до 450 рублей в месяц. Одну из статей нацисты посвятили “женщинам освобожденных областей”. Пропагандисты выразили переживания о том, что из-за беспредела большевистской власти “у жен были отняты мужья”, “у матерей были отняты дети”, и пожелали “создавать домашний уют и украшать свой угол с осознанием того, что … отнять его уже некому”. После прочтения таких громких заявлений я решила обратиться к официальным документам. На краеведческом портале Псковского края были опубликованы сведения об ущербе, который нанесли нацисты в оккупированной области: расстреляно 17724 человека, от пыток умерло 1892, повешено 132, в плену погибло 371755.

-3

Какими бы многообещающими не казались статьи в газетах, в реальности немцев явно не волновало, что у жен будут “отняты мужья”, а у матерей — дети. Оккупанты издавали десятки изданий, подобных этому. Самые популярные из них — это смоленская газета “Новый путь” и орловская “Речь”, которая имела наибольший тираж.