Найти в Дзене

Тетеревиный ток. Птицы, рассвет, солнце и волшебные краски весны. Фотографии дикой природы ярославской области.

Уже выйдя из дома в ночь, я обратил внимание, что планетарий был слегка размытым, мелкие крупицы звёзд, так отчётливо видимые 24 часа назад, погасли. Что-то вроде легчайшей дымки нависло над болотом. Было чуть теплее, но иней и наледь успели выстроить свои причудливые конструкции на вечно влажном узорчатом мшаном ковре. Сборы и расположение в скрадке были ещё было быстрыми и отточенными, как мне показалось - я расположился даже удобнее первого дня, к тому же мы решили поменяться засидками с напарником, и теперь моя сторона была более контрастной солнцу. Прохлада дышала инеевой росой…Тишина капала редкими далёкими криками журавля. Небо наливалось вишнёвым сиропом. Лёгкий холод забирался сквозь занавеску моего убежища и заставлял поплотнее укутаться в спальник. Тетерева прилетели быстро, в самом начале шестого. Как и в прошлый раз, немного побормотали, поклевали и умчались прочь, как будто их в одну секунду забросили катапультой за дальнюю границу леса. На меня набежала волна дрёмы. Всё

Уже выйдя из дома в ночь, я обратил внимание, что планетарий был слегка размытым, мелкие крупицы звёзд, так отчётливо видимые 24 часа назад, погасли. Что-то вроде легчайшей дымки нависло над болотом. Было чуть теплее, но иней и наледь успели выстроить свои причудливые конструкции на вечно влажном узорчатом мшаном ковре.

Тетерев-косач собственной персоной
Тетерев-косач собственной персоной

Сборы и расположение в скрадке были ещё было быстрыми и отточенными, как мне показалось - я расположился даже удобнее первого дня, к тому же мы решили поменяться засидками с напарником, и теперь моя сторона была более контрастной солнцу. Прохлада дышала инеевой росой…Тишина капала редкими далёкими криками журавля. Небо наливалось вишнёвым сиропом. Лёгкий холод забирался сквозь занавеску моего убежища и заставлял поплотнее укутаться в спальник.

В нежных красках поднимающегося солнца
В нежных красках поднимающегося солнца

Тетерева прилетели быстро, в самом начале шестого. Как и в прошлый раз, немного побормотали, поклевали и умчались прочь, как будто их в одну секунду забросили катапультой за дальнюю границу леса. На меня набежала волна дрёмы. Всё же не спал сутки, да и физическая нагрузка давала о себе знать. Мне было очень уютно и сонно в коконе из пледа и спальника, так пролетели сорок пять минут до возвращения тетеревов.

Обернись!
Обернись!

Всё забурлило, закипело, косачи постоянно делали короткие спринтерские забеги, без устали улюлюкали друг другу, бодались, но, к сожалению, как правило для меня - находились не в самых удобных для съемки локациях. Будучи большим противником поднятия белого флага, я стал думать, как непростую рассадку тетеревов обратить во благо. Очень аккуратно я развернул камеру на 90 градусов, сам встал в планку (вот, и физкультура передала большой привет) и принялся снимать роскошного косача прямо по самому сильному контрасту из возможных.

Небольшой перекус
Небольшой перекус

Эффект лёгкой ночной дымки действительно сказался. Вроде практически тоже самое по погоде, но от живописной синевы на корке болота не осталось и следа уже к семи, ковёр покрылся коркой бронзы, и совсем другие цвета создавали свою уникальную гармонию красок. Солнце, в свою очередь, было более жестким. Все эти аспекты я решил соединить в фотографиях, которые в прямом смысле слова дались приличным трудом, т.к. в условиях маленького скрадка пришлось применять чудеса растяжки.

В золоте раннего утра
В золоте раннего утра
В волшебном свете
В волшебном свете

На сильном надломленном солнце блестели и переливались яркие крупные горошины тающего инея. Линии, расчерченные лучами на болотистых грядах, создавали сложные узоры на витражах воды и полотнах клюквенника. Осторожный тетерев аккуратно пробирался по шахматной доске тени и света. Останавливался, чтобы грозно пошипеть и контрасты в этот момент отчётливо вырисовывали пар из клюквы грозной птицы. Штиль останавливал пар и казалось, что он исходит от всего косача сразу. Тетерев в дыму… Буквально на несколько секунд петух остановился и с удовольствием полакомился пушицей (болотное растение чем-то напоминающее хлопок) и отправился дальше. Все эти моменты я постарался не упустить…

Лакомясь пушицей
Лакомясь пушицей

С противоположенной стороны, наоборот – по свету контролировал свой пятачок другой выразительный петушок. Пришлось разворачиваться и растягиваться влево, уткнувшись носом в занавеску. И уже совсем иная картина возникла в объективе, совсем иные краски, оттенки и тени. Токование было весёлым дружным и опять же с весьма скромным количеством единоборств. В 20 минут девятого тетеревов позвали на завтрак… и они исчезли, растворившись в ярком солнечном пантеоне. Последним покинул место главный токовик - тот самый претендент...

Портрет
Портрет
По солнцу
По солнцу

Сказать, что я был доволен результатом – не сказать ничего. Токование свершилось полноценно и было просто невозможным на что-то жаловаться кроме одного – почему эти два дня пролетели так же быстро, как тетерева, умчавшиеся к сосновому бору? Унесённые ветром...

Он улетеле, но обязательно вернётся... через год
Он улетеле, но обязательно вернётся... через год

Я всегда делаю резюме поездки или похода, даже есть специальная градация, которая высчитывает среднеарифметический показатель по десятибалльной шкале. К слову, вам было бы интересно узнать, как я оцениваю фото-поездки и фото-туры? В данном случае, конечно, это 10 из 10, а иначе и быть не могло.
По дороге домой мелькали километры… леса, поля, облака… а перед глазами бегали по болоту токующие тетерева и как будто говорили: "Через год в это же время, в этом же месте". До встречи!

Да будет ток!
Да будет ток!

Если кто-то из Вас не читал первую часть про тетеревиный ток - милости прошу!

До новых встреч, друзья! Всегда жду Ваши комментарии - и буду очень рад, если подпишетесь на мой канал!

С Вами был фотограф природы Михаил Ездаков