Общая характеристика
Одно из наиболее известных произведений Андрея Платонова «Котлован» занимает особое место в отечественной литературе. Но каков его вклад в мировую культуру в целом?
Повесть написана в непростые для страны времена, в период с декабря тысяча девятьсот двадцать девятого по апрель тридцатого годов. Разгар коллективизации, знаменитая статья Иосифа Сталина «Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения».
В «Котловане» дано своеобразное отражение процессов тех лет, актуальное и по сию пору по своей философской глубине. Показано строительство утопического будущего, счастливого, светлого. На деле же оно оборачивается мрачной антиутопией с искажёнными ценностями и потерей человечности.
Стройка ведётся жёстко, с полным подчинением всего и вся выбранной цели. На латинском «полный» в смысле «весь, без исключений» — это totalis. Поэтому выбранный режим управления стройкой у Платонова может быть по праву назван тоталитарным.
И вот писатель показывает, как в условиях тоталитарного режима и жёсткой социальной инженерии люди постепенно теряют самих себя, своё человеческое достоинство и во многом даже право именоваться людьми.
Место в мировой литературе
Помещенный в общий состав мировой литературы, «Котлован» раскрывается не только как самобытное произведение национального масштаба. Однако нельзя сказать, что оценка работы Платонова вообще однозначна.
В принципе, очевиден вклад автора в развитие жанра антиутопии в целом. Такие произведения помогают читателям и исследователям осмыслить негативные тенденции в развитии современного общества в будущем, далёком и не очень.
«Котлован» примечателен наряду с такими романами, как:
- «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (1932)
- «1984» Джорджа Оруэлла (1949)
При этом «Котлован» создавался ранее обеих работ, хотя впервые был опубликован значительно позже, в тысяча девятьсот шестьдесят девятом.
Из сходных отечественных произведений, получивших наибольшие известность и признание, могут быть названы:
- «Мы» Евгения Замятина (1920)
- «Час быка» Ивана Ефремова (1968)
Кстати сказать, Замятину повезло больше, нежели Платонову. Его роман, пусть по-английски, впервые увидел свет в двадцать четвёртом году. А на русском появился тоже довольно поздно: впервые в пятьдесят втором в США, а в СССР — только в восемьдесят восьмом.
Между тем стоит отметить ещё один любопытный момент. Он важен для понимания специфики «Котлована» среди прочих антиутопий.
Практически во всех упомянутых произведениях будущее даётся довольно реалистично, как бы странно то ни звучало в отношении фантастической литературы. Повесть же Платонова, по сути, вообще не о будущем, а о настоящем, ибо даёт образы строительства будущего «счастья» в заведомо гротескном виде.
В этом плане видится родство творчества Платонова с другими мастерами гротеска в прошлом и будущем относительно времени создания «Котлована»:
- Михаил Салтыков-Щедрин, «История одного города» (1869-70)
- Виктор Пелевин, «Омон Ра» (1991)
Приведённое соображение не ставит под вопрос «антиутопический» смысл работы Платонова, но позволяет чуть иначе взглянуть на связанные с ним линии преемственности.
Сюжет
Главного героя «Котлована», рабочего Вощёва, увольняют за «патологическую задумчивость». Он отправляется в соседний город и подвизается рыть котлован. Кругом царят споры о счастье и справедливости. Но распространены также подозрительность и доносительство.
Герои живут скромно и даже убого. Руководящий земляными работами Никита Чиклин и инженер Прушевский существуют, что называется, «без всякого излишка жизни». Артельщик Козлов следит за ними и докладывает о непорядках «куда следует». Рабочий Сафронов включает трубу радио для поднятия энтузиазма. Однако Прушевский мечтает о смерти.
В артели также бытует девочка Настя, которая «знала про Ленина», хотя и очень юна. Её взяли по настоянию инвалида Жачева. Мать Насти, дочку хозяина кафельного завода, в юности встречали Прушевский и Чиклин, но тоскуют по ней всю оставшуюся жизнь.
Мать Насти у Платонова олицетворяет утраченное счастье в прошлом. Её дочь-сирота — живое воплощение счастливого светлого будущего и смысл жизни в настоящем.
В зимний период стройку замораживают. Строителей отправляют в деревню в целях проведения «сплошной коллективизации».
Градус абсурда постоянно растёт. Так, в поиске классовых врагов участвует медведь-кузнец. Раскулаченных отправляют на плоту, а бедняки и середняки устраивают танцы под радио. Наутро они помогают медведю в работе.
Прушевский влюбляется и вроде бы оставляет мечты о смерти. Но атмосферу наметившегося благополучия портит прибывший всадник, который привозит обвинительную директиву на местного активиста. Тот во всём разочаровывается, заявляет о безразличии к судьбе Насти и гибнет от рук Чиклина. Настя же вскоре заболевает и умирает.
Чиклин закапывает Настю в котлован. А между тем к работе присоединяются ушедшие из деревни крестьяне. Они зачислены в пролетариат и приспособлены к строительству светлого будущего, которое так и ограничивается рытьем котлована.
Смысл
Антиутопия?
В «Котловане» Платонов затрагивает темы, которые волнуют многих других авторов антиутопий:
- подавление индивидуальности
- потеря человечности
- искажение ценностей
- чрезмерно высокая цена прогресса
Первое выражается, например, в словах Сафронова, который среди прочего замечает:
Мы вести не будем. А будем равнять всех с собой. Лишь бы люди явились.
Вместе с тем Вощёв осознаёт, что его знания и мысли не нужны в новом обществе. Он чувствует себя лишним.
Потеря человечности выражена в сцене, когда крестьяне, приглашённые на строительство котлована, рушат дома и бросают их в яму. В другом моменте Чиклин говорит:
Вот выроем котлован, и ладно...
В то же время над всем витает дух безразличия, господствует равнодушие к отдельной жизни. В частности, Чиклин оказывается свидетелем жестокого обращения с участниками стройки.
Общее искажение ценностей видно уже в том, как главный инженер Прушевский мечтает о создании нового мира, где не будет страданий и несправедливости. А между тем его мечты иллюзорны. В результате в одной из сцен Прушевский размышляет:
Прушевский отнял голову от досок и подумал. Вдалеке светилась электричеством ночная постройка завода, но Прушевский знал, что там нет ничего, кроме мертвого строительного материала и усталых, недумающих людей. Вот он выдумал единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и посейчас живут люди дворовым огороженным способом; через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом. Через десять или двадцать лет другой инженер построит в середине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли. Прушевский мог бы уже теперь предвидеть, какое произведение статической механики в смысле искусства и целесообразности следует поместить в центре мира, но не мог предчувствовать устройства души поселенцев общего дома среди этой равнины и тем более вообразить жителей будущей башни посреди всемирной земли. Какое тогда будет тело у юности и от какой волнующей силы начнет биться сердце и думать ум?
Рабочие в целом верят в светлое будущее, но их вера оказывается обманчивой. Работа ведётся в невыносимых условиях, а результаты труда исчезают в яме. Начатое строительство явно ждёт бесславный конец.
Между тем за достигнутый даже в малом прогресс придётся заплатить самую высокую цену. Так, Вощёв, размышляя о смысле жизни, приходит к выводу, что прогресс достижим только через разрушение. Он говорит:
Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки?— не решался верить Вощев. — Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет? — сомневался Вощев на ходу.
Всё это отражает трагедию людей, готовых пожертвовать своим настоящим ради призрачного будущего. Они теряют дома, семьи и жизни ради абстрактной цели, которая оказывается по сути лишь миражом.
Гротескная сатира?
При условии возможности включения «Котлована» в линию сатирических работ, рисующих гротескный образ настоящего, становится очевидной преемственность Платонова с традицией, которая идет даже не к Салтыкову-Щедрину, а к Николаю Гоголю. В этом плане «Котлован» — отдалённый преемник «Мёртвых душ».
Упомянутая возможность позволяет включить повесть в гораздо более широкий контекст и по-новому увидеть её место в мировой культуре. Известны же параллели между «Мертвыми душами» и произведениями Гомера. Недаром свою прозаическую работу Гоголь называл поэмой.
Вместе с тем и «Котлован» Платонова становится своего рода версией «Одиссеи», во всяком случае в том, что касается мифа о посещении Одиссеем загробного царства. И одновременно проясняются отсылки к «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Вощёв прошёл жизненный путь до середины, совсем как герой Данте. Да и котлован по сути есть образ пути к счастью и свету вверх, в рай справедливости, хотя выбранная дорога ведёт буквально вниз, во тьму ада бесчеловечности.
Заключение
Неоднозначность прочтения «Котлована» ничуть не мешает, а скорее помогает пониманию поднятых в нём острых социальных и философских проблем. Повесть заставляет задуматься о цене, которую платят люди, мечтающие о справедливости и счастье. Оборотной стороной строительства необходимого для того общества видится мир, в котором подавляются права и свободы отдельных людей, а под угрозой — человечность.
Таким образом, «Котлован» задаёт столь значимые вопросы и поднимает настолько важные проблемы, что неизбежен вывод о нём не просто как о видном произведении русской литературы, но и как о существенном вкладе в мировую культуру в целом.