Найти в Дзене
О Туле с любовью

Ремесленная школа при Императорском Тульском оружейном заводе

Ремесленная школа при Императорском Тульском оружейном заводе была учреждена приказом по военному ведомству в 1899 г. и открыта в память об императоре Александре III. В фондах Тульского музея оружия сохранились прекрасные фотографии, сделанные до 1917 года. Средства на постройку ее здания начали собираться рабочими завода ещё в 1884 году, а уже в 1900 году начались классные занятия. В первом наборе школы было 90 человек. Первым начальником ремесленной школы был назначен известный мастер-оружейник С.А.Зыбин. Основной задачей, поставленной перед школой, была подготовка необходимых для ТОЗ специалистов самых востребованных специальностей: слесарей, токарей, мастеров оружейного дела. Она позволила полностью решить вопрос ремесленного образования детей тульских оружейников. Согласно «Положению о ремесленных оружейных школах при императорских Тульском и Сестрорецком оружейных заводах», в это учебное заведение принимались сыновья оружейников ТОЗ, окончившие курс начального училища или выдер
Оглавление

История ремесленной школы при Императорском Тульском оружейном заводе.

Ремесленная школа при Императорском Тульском оружейном заводе была учреждена приказом по военному ведомству в 1899 г. и открыта в память об императоре Александре III. В фондах Тульского музея оружия сохранились прекрасные фотографии, сделанные до 1917 года.

Средства на постройку ее здания начали собираться рабочими завода ещё в 1884 году, а уже в 1900 году начались классные занятия. В первом наборе школы было 90 человек.

Сергей Александрович Зыбин с сыном Петей на стройке ремесленной школы при Тульском оружейном заводе.
Сергей Александрович Зыбин с сыном Петей на стройке ремесленной школы при Тульском оружейном заводе.

Первым начальником ремесленной школы был назначен известный мастер-оружейник С.А.Зыбин.

-3

Основной задачей, поставленной перед школой, была подготовка необходимых для ТОЗ специалистов самых востребованных специальностей: слесарей, токарей, мастеров оружейного дела. Она позволила полностью решить вопрос ремесленного образования детей тульских оружейников.

-4

Согласно «Положению о ремесленных оружейных школах при императорских Тульском и Сестрорецком оружейных заводах», в это учебное заведение принимались сыновья оружейников ТОЗ, окончившие курс начального училища или выдержавшие проверочный экзамен. Успехи и поведение учащихся оценивались в школе по 12-балльной системе.

Здание школы получилось красивым и полностью приспособленным под нужды профессионального образования будущих оружейников.

Школьный курс был разбит на три класса и делился на классные (теоретические) и в мастерских (практические), обязательные для всех учеников. На теоретических занятиях изучались Закон Божий, русский язык, арифметика,  геометрия, черчение, рисование, чистописание, ознакомление с элементами прикладных наук – физики, механики и технологии. В «Положении о ремесленных оружейных школах при императорских Тульском и Сестрорецком оружейных заводах» рекомендовалось проводить уроки пения и гимнастики. На практических занятиях осваивались слесарные и токарные работы, работы по изготовлению инструмента, занятия в кузнице и изучение способов нагрева, закалки и окраски вещей. Учебные программы разрабатывались педагогическим комитетом и утверждались в Главном артиллерийском управлении.

Уже в 1911 году было открыто подготовительное училище, основной задачей которого была подготовка детей рабочих и получение ими начального образования, для реализации возможности поступления в ремесленную школу.

В начале ХХ в. школа стала центром культурной жизни завода. В шикарном зрительном зале проводились многочисленные мероприятия не только для учащихся, но и для работников ТОЗа. Вместе с этим школа стала одним из лучших учебных заведений города как по составу преподавателей так и по методике преподавания. Выделялась она и своей материальной базой и наличием оборудования.

По окончании курса обучения получивший аттестат выпускник по требованию обязан был отработать на ТОЗе два года на общих с другими рабочими условиях, при отсутствии которого он освобождался от обязанностей по отношению к заводу.

При ней действовали вечерне-технические курсы повышения квалификации рабочих, воскресные курсы живописи. Особой популярностью пользовались театральные представления, организовывавшиеся силами учащихся.

Послереволюционный период.

После революции ремесленная школа ТОЗ была реорганизована в ремесленное училище, за которым сохранялось приоритетное право приема в школу детей рабочих ТОЗ.

Вскоре началась череда преобразований и 2 января 1919 года ремесленное училище было переименовано в 15-ю советскую школу второй ступени. В этом же году 15-я советская школа второй ступени была реорганизована в профессионально-технические курсы, а в 1920 г. — во 2-ю профессионально-техническую школу. В ней был расширен курс преподаваемых наук за счёт общеобразовательных предметов, а срок обучения увеличился с трех до четырех лет. В последний год обучения проходила специализация учащихся в цехах завода.

В 1917—1927 гг. школа по-прежнему размещалась в отдельном здании на территории ТОЗ. В нём было 6 специально оборудованных классных комнат: чертежный, механический, природоведческий, математический классы, физический кабинет. В школе была прекрасная библиотека, фонд которой на 1 января 1926 г. составлял 9969 томов.

Через учебно-производственные мастерские школы, оборудованные оборудованы 36 станками (токарные, фрезерные, строгальные, сверлильные, револьверные, шлифовальные, долбежные) за смену проходили 90 человек.

В вечернее время и выходные дни школа предоставляла помещение и мастерские для нужд культурно-просветительной комиссии ТОЗ: курсов, спектаклей клуба оружейников им. Галкина и Осташева. В школе проходили практику слушатели Вечернего рабочего техникума ТОЗ во время летних практических работах, студенты Тульского педагогического техникума.

Количество учащихся росло: от 180 подростков завода в 1918 году до 380 в 1926 году. Обучение было бесплатным.

Подготовительное отделение было отменено в 1918 г., затем возвращено в 1920 г., и окончательно упразднено с 1926—27 учебного года. С увеличением вовлечения женщин в социалистическое производство, в школу стали принимать девочек, и если в 1924 г. их было 7, то в 1925 г. — 60

Учебный план школы включал предметы общеобразовательные (русский язык, литература, география, естествоведение), общественные (обществоведение, анатомия, история техники, профессиональная гигиена, техника безопасности), физико-математические (математика, технические физика и химия), общетехнические (черчение, общее машиностроение, основы механики, электротехника), специально-технические (технология материала и металла, теория механизмов, инструментальное дело, детали машин).

-9

Практические занятия занимали у учащихся всех классов 24 часа в неделю.

Учащиеся 1—2 классов изучали слесарное дело, 3-го — работали на станках и в кузне.Четвертый класс трудился в цехах завода, получая специализацию (электротехник, чертёжник, зуборезчик, слесарь ремонта, порезчик кузнечных форм, токарь).

В дополнительные занятия входили ученические кружки: физкультурный, математический, литературный, химический, обществоведческий, юных корреспондентов, естествоведения, пения, драматический. Регулярно осуществлялись экскурсии по ТОЗ, Тульскому патронному заводу, на Щекинские копи, в Палату мер и весов, и др.

С 1921 г. в статусе профессионально-технической школой было осуществлено пять выпусков. С 1924 г. выпускникам присваивались квалификации и разряды.

К концу 1920-х годов на заводе появились школа ФЗУ, вечерние технические курсы, курсы для рабочих при мастерских, в связи с этим профшкола была упразднена.

Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.