Звонок, который всё запустил
Вчера мне позвонил знакомый и спросил, смотрела ли я последний выпуск «Меркеза». Признаться, это ток-шоу я давно не включаю — разве что пару раз зацепили тема или гость. Он настоял, чтобы я глянула: мол, выпуск про крымскотатарский феминизм поднял у него массу вопросов, и ему важно моё мнение. Ради дружбы я согласилась и теперь делюсь выводами. В конце концов, кому как не Феми говорить о феминизме (шуточка, да).
От «Aqay Laf» к «Меркезу»: смена эпох
«Меркез» появился на волне интереса к разговорным форматам, который когда-то задал «Aqay Laf» — первое крымскотатарское YouTube ток-шоу в Крыму после 2014 года. Тот проект был пропитан маскулинностью: ни одной женщины среди ведущих или гостей, а темы варьировались от театра до запрещённой в России «Хизб-ут-Тахрир». Выпуски были резонансными и собирали тысячи просмотров — например, интервью с покойным профессором Айдером Меметовым перевалило за 100 тысяч. Но три года назад шоу закрылось, и теперь на канале лишь отчёты об ифтарах от Aqay Club — сообщества бизнесменов и религиозных деятелей.
Общество явно хотело продолжения, а форматы госканала «Миллет» с их ограниченной повесткой не могли заполнить эту нишу. Так появился «Меркез» с Ленорой Дюльбер в роли ведущей. Когда-то я знала её как политолога, но теперь она всё чаще мелькает на ивентах — от ифтаров до пафосных презентаций клипов. Возможно, скоро её заметят и в свадебной индустрии.
Ожидания и реальность
На старте «Меркез» казался площадкой для настоящей дискуссии, которой нам так не хватает: за одним столом могли бы встретиться непримиримые оппоненты, как в старой доброй «Гравитации». Но надежды быстро угасли. Шоу стало зеркалом «Миллета», только с другой цензурой: там — государственная линия, здесь — фильтр хозяек канала, у которых есть свои списки "угодных" и "неугодных". Интересные гости закончились в первые месяцы, и проект превратился в закрытый междусобойчик, игнорирующий важные темы и события, если они связаны с "неправильными" людьми.
Феминизм в заголовке
Выпуск, о котором говорил мой знакомый, называется «Женщины рулят, мужчины пасуют?». Название звучит провокационно, но это лишь кликбейт, не обещающий глубоких выводов. Тема крымскотатарского феминизма сама по себе любопытна — кто, как не женщина-ведущая, могла бы её раскрыть? Однако смотреть эту беседу стало тяжело довольно быстро, и дело не в феминизме.
Проблема в гостях
Одна из причин, почему «Меркез» перестал меня интересовать, — непонятный подбор участников. Смотришь и не можешь уловить логику: почему именно эти люди обсуждают эту тему? Это ведь не случайный опрос на улице, а медийный продукт, где состав гостей должен быть осмысленным. Например, если зовут ветерана национального движения, напротив него логично посадить молодого активиста — с равным весом или хотя бы схожим уровнем аргументации. Или соберите представителей разных поколений, но таких, чтобы они были релевантны друг другу. Вместо этого в кадре вдруг оказываются, скажем, оператор продашкн студии, который на прошлых выпусках стоял по ту сторону камеры, а теперь он за столом с кандидатом наук — и оба на равных рассуждают о социальных процессах. Оператор — голос поколения? Он пишет статьи, ведёт блог, выступает публично? Если нет, то почему не журналист, режиссёр или аспирант? Разговор теряет смысл, когда участники не понимают контекста друг друга.
За столом: кто все эти люди?
В этот раз в студии «Меркеза» собралась пёстрая компания: юристы Ленур Енгпулатова и Джемиль Темишев, ветеран национального движения Абдурешит Джеппаров, рилсмейкер из запрещённого в РФ Instagram* Алие и некий блогер Ислям, о котором я, честно говоря, впервые слышу. Плюс ведущая — итого три женщины и три мужчины. Гендерный баланс соблюдён, но вот осмысленность состава вызывает вопросы.
Ведущая Ленора Дюльбер открывает выпуск долгими рассуждениями о роли женщины в современном мире. Абдурешит Джеппаров, не выдержав, прерывает: "А что по мужчинам?" Ведущая теряется, рилсмейкер Алие хихикает. После паузы Ленора выдаёт: "Мужчины сами говорят, что крымскотатарская идентичность стала женской". Смело, но звучит как попытка вырулить из неловкости. Беседа, увы, быстро теряет нить.
Абдурешит Джеппаров сетует на молодёжь: новые поколения мужчин, по его мнению, утратили былую стойкость, разъехавшись по Ирландиям и Канадам в трудные времена. "Львы не смогли воспитать львят?" - так получается? Юристы Ленур Енгпулатова и Джемиль Темишев подхватывают разговор, предлагая взвешенные доводы — их слушать действительно интересно, есть о чём подумать. Но вот вклад блогера Исляма и рилсмейкера Алие остаётся загадкой. Чем они заслужили место за этим столом? Из всего спектра контент-мейкеров выбрали именно их — почему? Ответа из «жемчужин» их мыслей мы не услышали.
Пассаж с Ислямом: невежество в прямом эфире
Самый яркий момент выпуска — выходка блогера Исляма. Обращаясь к Абдурешиту Джеппарову, он вдруг заявляет: "Да я вообще не знаю, кто вы такой". Занавес. Для справки: Джеппаров — диссидент, ветеран национального движения, человек, которого недавно всерьёз обсуждали как кандидата на Нобелевскую премию мира. А тут — "кто вы такой" от юноши с микрофоном. Ведущая молчит, не одёргивает, не поправляет. Сцена остаётся в эфире, и это не просто неловкость — это сигнал.
Что мы транслируем?
Если шоу спокойно пропускает такое в эфир, не ставя на место невежество и панибратство, то мы невольно легализуем равнодушие к прошлому. "Не знать — нормально", — будто говорит нам «Меркез». Сидит напротив уважаемый человек, а ты бросаешь ему в лицо: "Вы кто?" — и это сходит с рук. Разве не подрывает это нашу хвалёную "скрепу" — уважение к старшим? Мы гордимся традициями, но в кадре видим, как они рушатся без всякого сопротивления.
На мой взгляд, нашему обществу стоит бояться не феминизма, как бы громко он ни звучал в заголовках «Меркеза». Ленур Енгпулатова в выпуске верно подметила: женщина выходит на передний план, когда рушатся привычные устои, когда угроза заставляет действовать. Мужчины в такие моменты могут отойти в тень — не из слабости, а из соображений безопасности, оставаясь при этом в игре. И это, кажется, то, что мы видим сегодня. Давайте посмотрим на факты: кто возглавляет предприятия-спонсоры проектов вроде Карадениз Продакшн или CANLI? В 99% случаев — мужчины или это предприятия семейного типа. А теперь заглянем в семьи активных крымскотатарских женщин: почти всегда рядом мужья, которые не просто "разрешают" женам сиять, а подстраховывают, обеспечивают тыл — финансовый и моральный. У меня самой всё так же: без поддержки дома я бы не писала эти строки.
Так что переживать о каком-то мифическом матриархате, только потому что есть пара продакшнов под женским началом, точно не стоит. Это не наступление "женской эпохи", а адаптация к обстоятельствам. Бояться стоит того, что такие шоу формируют наше представление о самих себе — поверхностное и пустое.
Из всех гостей за этим маленьким столом можно было бы вполне оставить только Джемиля Темишева и Ленуру Енгупулатову, и это получился бы содержательный и интересный выпуск - у них было бы больше воздуха в студии и времени в эфире.
Многоженство как зеркало
А вот о чём бы я задумалась всерьёз — так это о многожёнстве. Тема, которая витает в воздухе, но редко попадает в эфир с должной глубиной. Почему бы «Меркезу» не взять её под микроскоп? Это ведь не только про быт, но и про ценности, традиции, современность. Дарю идею бесплатно — берите, пока не остыла. Если уж говорить о гендерных ролях, то вот где можно развернуть настоящую дискуссию, а не размахивать кликбейтными лозунгами.
Наджие Феми