Одним из самых ярких моих впечатлений при первом путешествии по Босфору стали огромные турецкие флаги, в большом количестве понатыканные по взгорьям.
Словно памятка проходящим по проливу судам – это Турция! И вот здесь тоже Турция! И вон там тоже Турция! Чтобы никто даже не усомнился.
Такая государственная горячка могла бы вызвать насмешку недоумение, если бы не один непреложный факт. Единственный водный путь, связующий Черное море со Средиземноморьем, во все времена являлся поводом для раздора среди заинтересованных в контроле над ним держав.
✨ Каких только кровавых драм за многие века не видели здешние лазурные воды. Дно пролива – одно огромное кладбище, усеянное человеческими останками и обломками затонувших судов.
Недаром ходят упорные слухи про неугомонные босфорские привидения.
🔅🔅🔅
Русский практический интерес сконцентрировался на Босфоре более тысячи лет назад. И с течением времени только усугублялся, эволюционировав от примитивного «пограбить-поторговать» до благородного «спасти от османского ига колыбель православия».
✨ Ну и заиметь один из главных европейских географических рычагов политического и экономического влияния тоже, разумеется, соблазняло.
В общем, с тех пор, как первый варяг с энтузиазмом направил свою ладью в черноморские «ворота» Босфора, пролив и стоящий на его берегах древний град превратились для русского государства в особо желанный запретный плод.
Княжеские времена. IX–XI века
Первыми в Босфоре навели русского шороху, как гласят летописи, киевские князья Аскольд и Дир. Поздним июньским вечером 860 года тысячи русов, стремительно пройдя на своих ладьях по проливу, как гром среди ясного неба объявились под стенами Царьграда-Константинополя.
Штурмовать город по неизвестной причине не стали, но зато порядком набедокурили по окрестностям: грабили, убивали, жгли и брали в полон напропалую. А затем так же внезапно исчезли, оставив жителей Византии в состоянии полнейшего шока и трепета.
✨ Нападение с севера, со стороны Черного моря, застало спесивых ромеев врасплох. Ибо доселе опасность грозила им только с более, так сказать, развитых, высокоорганизованных направлений.
На севере же, по их мнению, проживали отсталые варварские народы, которые и глянуть не смели в сторону великой ромейской цивилизации.
А тут такой неожиданный и кровавый конфуз.
Позднее, чтобы спасти подмоченную репутацию, византийцы выдумали легенду. Мол, что вступились-таки небеса за землю христианскую, организовали внезапную бурю на море и уничтожили корабли наглых безбожных русов.
🔅🔅🔅
Спустя полсотни лет (907 год) в Босфоре нарисовался Вещий Олег. С собой он привел воинский контингент значительно больше прежнего. Правда, ромеи на этот раз тоже к угрозе с севера подготовились – на подступах к городу пролив был надежно перегорожен цепью.
Однако они не учли находчивость русов и адаптивность русской ладьи. Поставленные на колеса легкие парусники к воротам Царьграда подкатили откуда не ждали, опять неприятно шокировав византийцев.
Князь Олег, в отличие от предшественников, умел и в грубую военную силу, и в дипломатию. Устроив для острастки жестокий разгром на прилегающих к городу территориях, он предложил византийцам разойтись миром – при соблюдении некоторых условий.
Ромеи проявили благоразумие, и русское войско отправилось восвояси, чрезвычайно удовлетворенное гигантским размером дани.
✨ На прощание Олег прибил к воротам Царьграда свой щит – чтобы, значит, историю не забывали.
🔅🔅🔅
Византия историю не забыла и оптимизировала оборону. В результате третий княжеский поход на Царьград, теперь уже под предводительством князя Игоря, окончился для русов безоговорочным поражением.
В 941 году русские корабли едва успели дойти до Босфора, как византийский флот атаковал неприятеля залпами знаменитого «греческого огня».
✨ «Греческий огонь» – горючая смесь, метаемая из специальных сифонов. Имея особый секретный состав, она продолжала гореть даже на водной поверхности, что вызывало у непосвященных священный ужас.
«Будто молнию небесную имеют у себя греки», – рассказывали выжившие в той битве.
Ромеи сполна насладились отмщением, выжигая напалмом русские корабли. Спасаясь от пламени, русы бросались в море, но тяжелые кольчуги и шлемы утягивали их на дно. Князь Игорь смог увести домой лишь незначительную часть флота.
Византия вышла из того сражения победительницей, но второй раз уповать на воинскую удачу уже не рискнула. Желая реванша, князь Игорь в 943 году снарядил еще одну византийскую экспедицию, но ромеи пресекли ее на корню, заранее откупившись богатой данью.
🔅🔅🔅
Оценив обстоятельства, византийцы решили, что с Русью безопаснее дружить, чем вражить. Торгово-военный договор 944 года дал начало периоду относительного потепления в отношениях. Крещение Руси также сыграло свою благотворную роль, однако былая вражда иногда вспыхивала с новой силой.
В 1043 году русские ладьи снова стояли в Босфоре с недружественным визитом. Князь Ярослав Мудрый отправил к Царьграду войско, чтобы получить компенсацию за разорение на Афоне русского монастыря.
Предъявленные требования не пришлись по вкусу ромеям, и между недавними союзниками грянул жестокий бой, который в итоге сложился не в пользу русских. «Греческий огонь» опять-таки оказался решающим фактором. Вдобавок в этот раз буря реально разметала отступающие ладьи. Спасшихся от стихии догоняли и добивали.
Как смаковали некоторые цивилизованные византийские хроникеры: «И устроили тогда варварам истинное кровопускание, казалось, будто излившийся из рек поток крови окрасил море».
И тем не менее уже в скором времени Русь и Византия восстановили политическое партнерство, скрепив свой обновленный союз женитьбой сына русского великого князя на дочери византийского императора.
Царские времена. XV–XVII века
После того, как в 1453 году Византия пала под натиском турок-османов, Босфор оказался далек от русского государства как никогда. Русские корабли если и проходили проливом, то исключительно с мирными торгово-дипломатическими намерениями.
Русскому царству было не до Причерноморья. Однако эстафетную палочку у древнерусских князей в то время перехватили донские и запорожские казаки.
✨ Казацкие набеги на города и веси Османской империи особенно действовали на нервы султанам в конце XVI – начале XVII столетий.
На легких чайках (наследниках древнерусской ладьи) казаки умеючи нападали на турецкие крепости, разбойничали и жгли, освобождали невольников и реквизировали имущество.
Как раз в казацкой среде к концу XVI века и возникла амбициозная идея отбить у турка колыбель православия. Осуществить задуманное не случилось, но до Босфора казаки несколько раз все-таки добрались, основательно потрепав константинопольские предместья.
Имперские времена. XVIII–XIX века
Босфор вернулся в сферу живейшего русского интереса во второй половине XVIII столетия. Российская империя набрала силу. Османская пыталась держать удар, но Русско-турецкая война 1768-1774 годов складывалась не в ее пользу.
После триумфального Чесменского сражения русский флот обосновался недалеко от Царьграда-Константинополя, правда, с непривычной для себя стороны.
✨ В 1771–1774 годах Балтийская эскадра держала под российским контролем Греческий архипелаг в восточном Средиземноморье.
Русские блокировали пролив Дарданеллы и пару раз совершили к османской столице дерзкие рейды с целью оказания психологического давления.
- В июне 1772 года два русских фрегата «Победа» и «Слава» под покровом ночной темноты тихо вошли из Мраморного моря в Босфор и обстреляли караульные батареи у крепостных стен Анадолухисар. Причем русская выходка тем более впечатлила, что дерзновенные ядра потом обнаружились даже в сокровенных падишахских садах. Две сторожевые башни оказались разрушены. Турки опомнились лишь через час. Но фрегаты проворно вернулись в море, оставив после себя истеричные пересуды о том, что «московиты высаживают десант».
- Очередной хаос в Константинополе воцарился в мае 1773 года, ибо в столице опять, словно призраки, появились русские корабли. Горожане спасались в мечетях,
гарем готовили к срочной эвакуации. Виновниками суматохи стали два русских парусника – «Святой Павел» и «Забияка», что под ложными торговыми флагами как ни в чем не бывало вошли в пролив. Эти волки в овечьей шкуре спокойно бросили якорь напротив городской крепости Румели, а потом, внезапно подняв Андреевский стяг, бодро пальнули из дюжины пушек. Перепуганные турки открыли ответную беспорядочную стрельбу, но русским опять удалось беспрепятственно смыться. Османской империи пришлось проглотить новое унижение.
В общем Царьград тогда находился на расстоянии вытянутой руки, однако же прихватить его полностью у Российской империи все же не получилось. В защиту «Блистательной Порты» рванули французы и англичане, имевшие в Османской империи свой колониально-экономический интерес.
Заключив мир (Кючук-Кайнарджийский, 1774 год), Россия закрепила за собой Крым, но экспроприированные у османов средиземноморские территории пришлось вернуть. Тем не менее прогресс все же имелся: теперь российский флот обладал правом свободного прохода через Босфор.
Невиданное доселе зрелище открылось жителям Константинополя в 1798 году. Русские военные корабли в количестве шестнадцати штук беспрепятственно двигались по проливу, впервые совершая санкционированный османами переход из Черного моря в Средиземное. Русская эскадра под предводительством Федора Ушакова готовилась осаждать Корфу.
✨ Екатерина II позднее еще лелеяла мечту о воссоздании Византии. Согласно «Греческому проекту» императрицы планировалось вытеснить турок в Малую Азию, а на землях Греции, Македонии, Эгейских островов и Южной Болгарии восстановить древнее православное государство со столицей в Константинополе.
Для осуществления своего плана Екатерина искала союзников в христианской Европе – напрасно. Ибо русский контроль над Босфором и Дарданеллами – это то, что Европа всеми силами с тех пор стремилась предотвратить.
🔅🔅🔅
Впоследствии вожделенный пролив, как на качелях, то приближался, то отдалялся.
В 1829 году в ходе очередной русско-турецкой войны (1828–1829 годы) русская армия находилась буквально в предместьях Константинополя. До Босфора опять было рукой подать, но сделать этот судьбоносный жест Российская империя опять-таки не решилась, избегая неминуемой конфронтации с западными державами.
Александр Пушкин, правда, свалил досадную нерешительность на знаменитый Олегов щит.
- Когда ко граду Константина / С тобой, воинственный варяг, / Пришла славянская дружина / И развила победы стяг, / Тогда во славу Руси ратной, / Строптиву греку в стыд и страх, / Ты пригвоздил свой щит булатный / На цареградских воротах.
- Настали дни вражды кровавой; / Твой путь мы снова обрели. / Но днесь, когда мы вновь со славой / К Стамбулу грозно притекли, / Твой холм потрясся с бранным гулом, / Твой стон ревнивый нас смутил, / И нашу рать перед Стамбулом / Твой старый щит остановил.
Впрочем, новый мирный договор (Адрианопольский мир, 1829 год) значительно усилил российское влияние в регионе, а еще через четыре года был сделан значительный шаг вперед.
Русские военные корабли на несколько лет оккупировали Босфор, только теперь «Блистательная Порта» ничего против такого положения дел не имела.
Османская империя трещала по швам, даже союзники норовили оттяпать кусочек, вассальные территории отваливались одна за другой. И тут Россия сыграла в искусную дипломатию, подставив отчаявшемуся султану свое на этот раз дружеское плечо.
Совместные русско-турецкие военные действия против Египта вылились в договор о мире, дружбе и оборонительном союзе (Ункяр-Искелесийский договор, 1833 год), что был подписан в крайне сжатые сроки и в условиях принципиально строжайшей секретности. Британию и Францию технично поставили перед фактом.
Более всего французов и англичан возмутил в договоре пункт мелким шрифтом – «отдельная и секретная статья», что предписывала османам по требованию российских властей не пропускать через проливы военные корабли других стран.
Естественно, европейцы такого ущемляющего их безобразия не стерпели и быстро нашли куда Османской империи надавить. Так что через несколько лет русское государство снова утратило свои едва полученные босфорские привилегии.
🔅🔅🔅
Новая попытка России пробиться к проливу обернулась неутешительными для нее итогами Крымской войны (1853–1856 годы). После победы российской эскадры в Синопском сражении британская пресса заголосила о русской угрозе Босфору. Константинополь в который раз одолевали панические настроения. Британия и Франция решили не дожидаться, когда рванет, и выступили против российских притязаний единым фронтом.
Потерянное право иметь на Черном море военный флот Российская империя вскоре вернула себе дипломатическими ухищрениями. Однако с Босфором теперь приходилось особенно осторожничать – Британия и Франция пообещали повторить если что.
И все же Россия смогла улучить удобный момент и снова затеяла с Турцией военные действия (Восточная война, 1877–1878 годы) с целью упрочить свое влияние на Балканах, ну и заодно привычно посягнуть на пролив.
В результате этой маленькой победоносной войны русские войска опять дислоцировались в пригородах Константинополя, броненосцы Черноморского флота многозначительно патрулировали Босфор. Казалось, дело на мази, но увы, дорогу перегородила встрепенувшаяся Британия.
✨ «Русские у ворот Константинополя – это конец баланса сил в Европе», – опечаливалась The Times.
В итоге под давлением европейской общественности России пришлось урезать свои победные достижения. Русские военные корабли по-прежнему имели право находиться в Босфоре, но исключительно в статусе мирного посетителя.
Чем они в конце XIX века и пользовались, периодически наведываясь в пролив под предлогом дипломатических миссий или ремонта. Каждый такой «визит вежливости» приводил в расстройство британскую прессу и сопровождался гибелью нервных клеток в султанском дворце.
- Так, в 1891 году крейсер «Забияка» встал на якорь у Румелихисар на три дня, якобы для «пополнения запасов угля». Наученные горьким опытом османские власти требовали отойти на безопасное расстояние, но капитан невозмутимо тянул время, изучая береговые укрепления.
Формально не нарушая конвенций, Российская империя поддерживала «призрачную угрозу», демонстрируя, что русский интерес к Босфору вопреки всему не угас.
От империи к СССР. XX век
Окно возможностей открылось настежь во время Первой мировой войны. Былые недоброжелатели – Франция и Британия – в кои веки оказались с Россией по одну сторону баррикад.
В результате тайных переговоров о разделе дышащей на ладан Османской империи Европа наконец согласилась признать российские притязания на Босфор и «колыбель православия». Еще чуть-чуть и можно было заявить: «Царьград – наш!»
В 1915–1916 годах велась активная подготовка десанта: модернизировался флот, десантные отряды отрабатывали высадку на босфорское побережье. В Константинополе активизировались разведчики, прощупывая турецкую оборону на предмет слабых мест. Воскресение православной столицы виделось неизбежным.
✨ Говорят, российское Министерство финансов даже напечатало двуязычные пробные образцы «константинопольских рублей» с исконным, православным, видом Святой Софии.
Историческую военную операцию назначили на весну 1917 года, но тут случилась Февральская революция. Внутри страны кардинально поменялась повестка. Шанс, что выпал впервые за тысячу лет, был окончательно упущен большевиками.
✨ «Долой империалистическую авантюру с Царьградом!» – страстно заявлял Ленин.
В борьбе за победу мировой революции Советская Россия не одобряла «угнетение трудящихся Турции», а потому официально поставила крест на тысячелетних русских мечтаниях о Босфоре (Московский договор 1921 года).
🔅🔅🔅
Статус проливов окончательно утвердила Конвенция Монтрё (1936 год). Собственность Турции никем более не оспаривалась. Советский флот так же, как и суда других стран, мог рассчитывать на свободное прохождение по Босфору. Однако решающий голос отдавался Турецкой Республике, и в случае угрозы ее безопасности она имела право закрыть пролив для любых кораблей.
Последняя попытка поколебать статус-кво была предпринята Сталиным в 1946 году. После победного 1945-го СССР, почувствовав силу, решил исправить «историческую несправедливость» и потребовал от Турции совместного контроля над Босфором и Дарданеллами.
Фишка заключалась, как и в прежние времена, в том, чтобы не допускать через проливы корабли стран, «не имеющих интересов в Чёрном море». Серьезность советских намерений демонстрировала эскадра Черноморского флота, ненавязчиво курсирующая у входа в Босфор.
Но противовесом на этот раз выступили США. В Эгейское море явился авианосец «Франклин Д. Рузвельт». Советский Союз не был готов к открытому противостоянию с американцами, волей-неволей, но сбавить обороты все же пришлось. А после присоединения Турции к НАТО российский контроль над Босфором стал еще более недосягаемым.
🔅🔅🔅
И по сей день Конвенция Монтрё ни шатко ни валко, но соблюдается всеми заинтересованными державами. Тем не менее история русского посягательства на Босфор слишком длинна и изменчива, так что никогда не говори никогда.
Возможно, потому и метят нынешние владельцы пролива своими флагами «спорную» территорию, а патрульные катера держат под пристальным наблюдением проходящие туда-сюда корабли.
Мало ли что, вдруг у стен древнего города невзначай оживут тени прошлого и кому-нибудь придет в голову вновь прибить щит к цареградским вратам...
💥 Статья носит в значительной степени развлекательно-художественный характер и на истину в последней инстанции не претендует.
✨ Большое спасибо, что дочитали до конца 😊 Ваш лайк будет лучшим способом поддержать автора 👍
✨ Чудесно, если нажмете на кнопочку ПОДПИСАТЬСЯ
\(^-^)/