БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ
Из лекций С.В.Стахорского
В античной мифологии Европа — финикийская царевна, похищенная Зевсом, который, приняв облик быка, подстерег ее на берегу моря, где она прогуливалась с подругами, и, увез на Крит. Там он овладел ею, и она родила от него троих сыновей, один из которых, Минос, стал со временем царем острова.
По рассказу Аполлодора, «после исчезновения Европы отец ее Агенор послал своих сыновей на поиски, приказав им, чтобы они не возвращались, пока ее не отыщут. <…> После длительных поисков они убедились, что отыскать Европу невозможно, и, отказавшись от возвращения домой, поселились в разных местах. <…> На Европе женился Астерий, повелитель критян, и воспитал рожденных ею от Зевса детей. Когда сыновья Европы выросли, между ними возникло соперничество» (III: 1–2). Лукиан сообщает, что «после исчезновения Европы финикияне выстроили ей храм. <…> На сидонских монетах постоянно встречается изображение Европы, сидящей на быке-Зевсе» (De dea syr. 4).
А.Ф.Лосев отмечал, что хотя фабула мифа героическая, корни его хтонические: имя Европа означает «широкоглазая» (эпитет луны) и является коррелятом хтонического Зевса Евриопа — «широкогласного». От того же корня растет миф о похищении Персефоны Плутоном.
Самой притягательной для художников темой, связанной с Европой, стало ее похищение. До нас дошли античные фрески и сосуды с росписями; в древних источниках упоминаются картины.
Похищение Европы — популярная фабула живописи ХVI–ХVIII веков. Все картины, написанные в течение трех столетий, опираются на «Метаморфозы» Овидия (II: 850–875), содержащие самый подробный рассказ о том, как Зевс похитил Европу.
Правитель богов, пишет Овидий,
Вдруг обличье быка принимает и, в стадо вмешавшись,
Звучно мычит и по нежной траве гуляет, красуясь.
Цвет его — белый, что снег, которого не попирала
Твердой подошвой нога и Австр не растапливал мокрый.
Шея вся в мышцах тугих; от плеч свисает подгрудок;
Малы крутые рога; но поспорил бы ты, что рукою
Точены, блещут они ясней самоцветов чистейших.
Вовсе не грозно чело; и взор его глаз не ужасен;
Мирным выглядит бык; Агенорова дочь в изумленье,
Что до того он красив, что бодаться ничуть не намерен.
Но хоть и кроток он был, прикоснуться сначала боялась.
Вскоре к нему подошла и к морде цветы протянула.
Счастлив влюбленный; он ей, в ожидании нег вожделенных,
Руки целует. С трудом, ах! с трудом отложив остальное.
Резвится он и в зеленой траве веселится, играя,
Или на желтый песок белоснежным боком ложится.
Страх понемногу прошел, — уже он и грудь подставляет
Ласкам девичьей руки; рога убирать дозволяет
В свежие вязи цветов. И дева-царевна решилась:
На спину села быка, не зная, кого попирает.
Бог же помалу с земли и с песчаного берега сходит
И уж лукавой ногой наступает на ближние волны.
Дальше идет — и уже добычу несет по пучине
Морем открытым; она вся в страхе; глядит, уносима,
На покидаемый берег. Рог правою держит, о спину
Левой рукой оперлась. Трепещут от ветра одежды.
Рассказ Овидия состоит из двух неравных по количеству строк частей: в первой говорится о том, как Зевс-бык соблазнил Европу, как она им залюбовалась и, решив, что он не станет бодаться, села на его спину; во второй части происходит собственно похищение. Хотя все картины имеют одинаковое название — «Похищение Европы», подразделяются они на две сюжетные группы. Соблазнение происходит в полотнах Симона Вуэ, Йорданса, Лоррена, Джордано, Тьеполо, Буше; похищение — в картинах Тициана, Бассано, Антонио Караччи, Рубенса, Рембрандта, Рени, Альбани, Куапеля, Пьера, Франсиско Гойи.
Соблазнение
Похищение
Соблазнение и похищение соединены в картине Паоло Веронезе. На переднем плане слева Европа с помощью подруг усаживается на спину быка; правее изображено, как она на нем катается; в глубине на дальнем плане бык уже плывет, а Европа жестом правой руки останавливает девушек, бросившихся за ней в воду.
Почти во всех картинах Европу похищает белый бык, что соответствует Овидию («цвет его — белый, что снег»); следуя описанию поэта, бычьи рога украшают «свежие вязи цветов». Только Гойя показал черного быка, и не плывущего, а летящего с крутого обрыва в морскую пучину. Позднее у Валентина Серова появится красный бык. Европа же изображена либо одетой (Бассано, Карраччи, Рембрандт, Лоррен, Тьеполо, Гойя), либо с открытой грудью (Тициан, Веронезе, Вуэ, Рубенс, Рени, Альбани, Куапель, Пьер, Буше); в редких случаях — полностью обнаженной (Йорданс, Джордано). Нагой предстает Европа в скульптуре Карла Миллеса.
Художники ставят Европу в рискованные позы. У Тициана она откинулась навзничь и раздвинула ноги. Ее фигура, отмечал М.В.Алпатов, «сладострастна, почти бесстыдна, но страсть ее могуча и всесильна. <…> Покрытое густыми облаками небо, бурное, пенистое море, порывы ветра и могучий бык Зевс с его красноречиво обращенным к зрителю взглядом — все говорит, что в этой вакхической чувственности художник прозревал внутренние силы жизни».
В соответствие с рассказом Овидия похищенная Европа оглядывается на подруг, оставшихся на берегу, ее платье трепещет на ветру. Овидиева Европа «рог правою держит, о спину левой рукой оперлась», тогда как у Тициана, Карраччи, Рубенса, Альбани, Пьера она левой рукой цепляется за левый рог.
В большинстве полотен Европа и бык занимают передний план и образуют композиционный центр. Исключение составляют картины Бассано (на переднем плане стадо, в которое, по Овидию, «вмешался» Зевс) и Лоррена (миниатюрные фигурки на фоне пространного пейзажа).
Композиция почти всех полотен (кроме Рубенса) многофигурная. Йорданс, Джордано, Куапель, Буше демонстрируют столпотворение персонажей, число которых достигает нескольких десятков.
Участники соблазнения и похищения в картинах Тициана, Веронезе, Карраччи, Вуэ, Йорданса, Рени, Альбани, Джордано, Тьеполо, Куапеля, Буше, Пьера — крылатые путти, вооруженные луком со стрелами и венками полевых цветов. Они парят в небе и скользят по воде, оседлав крупных рыб. У Тьеполо путти шалят: один, примостившийся на уступе скалы, мочится, направив струю в лица двух других, подлетающих к скале. Больше всего путти у Куапеля — около двадцати. В его картине из морских глубин выныривают тритоны и наяды, сам Посейдон выходит на поверхность и потрясает трезубцем.
В картинах Йорданса, Тьеполо, Буше, Пьера изображен огромный орел — другое обличье Зевса, которым он воспользовался, похищая Ганимеда.
Стили рассматриваемых полотен — позднеренессансный, барочный и рокальный: они характеризуются энергичной цветовой палитрой и чрезмерной детализацией. Только Рембрандт и Гойя применяют приглушенный, почти монохромный колорит.
Тема похищения Европы уходит из живописи в конце ХVIII века. Единичные обращения к ней имеют место в ХХ столетии. Самое значительное — кисти Валентина Серова. Оно написано в полемике с ренессансными и барочными картинами. Серов апеллирует к фрескам античности, он применяет диагональную композицию и использует резкие линии, очерчивающие вздыбленные волны, дельфинов и гигантского быка, на спине которого сидит девушка, съежившаяся от страха.
Об этой картине Осип Мандельштам написал такие строки:
С розовой пеной усталости у мягких губ
Яростно волн зеленые роет бык
Фыркает, гребли не любит — женолюб,
Ноша хребту непривычна, и труд велик. <…>
Горько внимает Европа могучий плеск,
Тучное море кругом закипает в ключ,
Видно, страшит ее вод маслянистый блеск
И соскользнуть бы хотелось с шершавых круч.
В 1924–1926 годах Карл Миллес выполнил скульптуру «Европа и бык»: мраморный оригинал находится в музее Миллесгорден (Стокгольм), бронзовые копии установлены в шведском городе Хальмстад и на территории университета Теннесси (США).
В 2002 году фонтаном «Похищение Европы» обзавелась Москва. Посередине фонтанной чаши установлена композиция бельгийского скульптора Оливье Стребеля в виде переплетения стальных труб, символизирующих бычьи рога.
Расширенный вариант статьи опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.