Найти в Дзене
Строительный мир

Масштабный проект Сталина могут завершить при Путине

В конце марта 2025 года президент России Владимир Путин в ходе VI Арктического форума заявил о необходимости развития транспортной инфраструктуры на севере страны и создания по аналогии с Восточным полигоном, который включает БАМ и Транссиб, Арктического полигона железных дорог. В рамках этого масштабного проекта, по словам главы государства, необходимо модернизировать объекты Северной железной дороги на территории Коми и Ямала. В случае появления новой инфраструктуры регионы Сибири, Урала и Северо-Запада РФ получат прямой выход к арктическим портам, что в частности позволит разгрузить Транссибирскую магистраль. В комментарии нашему каналу генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов отметил, что развитие транспортной сети в Арктике является сегодня одной из приоритетных задач государства в долгосрочной перспективе. По словам эксперта, благодаря реализации проекта, новые выходы в Арктику получит и коридор «Север-Юг», который связывает Россию, Центральную Азию и страны Персидског

В конце марта 2025 года президент России Владимир Путин в ходе VI Арктического форума заявил о необходимости развития транспортной инфраструктуры на севере страны и создания по аналогии с Восточным полигоном, который включает БАМ и Транссиб, Арктического полигона железных дорог.

В рамках этого масштабного проекта, по словам главы государства, необходимо модернизировать объекты Северной железной дороги на территории Коми и Ямала. В случае появления новой инфраструктуры регионы Сибири, Урала и Северо-Запада РФ получат прямой выход к арктическим портам, что в частности позволит разгрузить Транссибирскую магистраль.

© ПАО «Газпром» / gazprom.ru (Железнодорожный мостовой переход через реку Юрибей на линии Обская – Бованенково)
© ПАО «Газпром» / gazprom.ru (Железнодорожный мостовой переход через реку Юрибей на линии Обская – Бованенково)

В комментарии нашему каналу генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов отметил, что развитие транспортной сети в Арктике является сегодня одной из приоритетных задач государства в долгосрочной перспективе. По словам эксперта, благодаря реализации проекта, новые выходы в Арктику получит и коридор «Север-Юг», который связывает Россию, Центральную Азию и страны Персидского залива.

«В ходе проекта планируется модернизация Северной железной дороги, идущей из центра страны через Республику Коми, а также создание Северного широтного хода с выходами в ряд арктических портов. Такая масштабная трансформация преследует несколько целей. В первую очередь, новые железнодорожные пути призваны разгрузить Транссибирскую магистраль и наладить грузоперевозки между различными регионами и арктическими портами, которые обеспечивают значительный объем экспорта и снабжают жизненно необходимыми товарами районы Крайнего Севера. Также масштабная стройка обеспечит приток инвестиций в затронутые территории, создаст новые рабочие места и условия для развития бизнеса», — рассказал Олег Шевцов «Строительному миру».

© ПАО «Газпром» / gazprom.ru
© ПАО «Газпром» / gazprom.ru

Что касается упомянутого Северного широтного хода, то эту задумку, как известно, намеревались воплотить еще при Сталине, но после его смерти все работы в этом направлении были остановлены. Вернулись к проекту только в начале 2000-х. В рамках кампании предполагалось построить стальную магистраль на участке Салехард – Надым (около 350 км), а также реконструировать железную дорогу на отрезках Пангоды – Надым, Пангоды – Новый Уренгой и Новый Уренгой – Коротчаево. Предварительные документы были подготовлены к 2010 году, но в итоге инициативу признали слишком затратной и отложили ее реализацию до лучших времен.

© Csman / public domain (Приблизительная схема Трансполярной железнодорожной магистрали, которая строилась в 1947—1953 гг.)
© Csman / public domain (Приблизительная схема Трансполярной железнодорожной магистрали, которая строилась в 1947—1953 гг.)

В первой половине того же десятилетия проект пытались реанимировать. Проявляли к нему интерес и европейские компании. Но только в 2018-м было заключено концессионное соглашение между «Росжелдором» и «СШХ», предусматривающее строительство линии Обская – Салехард – Надым. Тогда же в районе Салехарда в торжественной обстановке заложили символическую капсулу на месте строительства моста через Обь.

Запустить движение на всем протяжении магистрали пообещали в 2023-м. Но переход через водную преграду (как и дорогу в целом) так и не начали строить, а в марте 2022-го в федеральном правительстве и вовсе заявили, что сроки пересмотрят. Однако уже в следующем месяце Путин поручил приступить к реализации проекта — стартовали подготовительные работы на участке Надым – Пангоды. Но в ноябре того же года кампанию все-таки приостановили, отметив, что упор будет сделан в данный момент на Восточный полигон.

© Вершинин Михаил / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Перегон Салехард – Надым, июнь 2021 г.)
© Вершинин Михаил / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Перегон Салехард – Надым, июнь 2021 г.)

Тем не менее, в мае 2023-го на упомянутом отрезке начались основные работы по реконструкции железнодорожной инфраструктуры. Завершить их планируют к 2027 году. В полной мере СШХ, как ожидается, сдадут в начале 2030-х. В рамках проекта предполагается также построить ветку Бованенково – Сабетта. В перспективе, стальную магистраль (как и планировали в середине XX в.) продлят до берегов Енисея. А в дальнейшем не исключено и соединение СШХ с Тихоокеанской железной дорогой, о чем можно прочитать по ссылке ниже.