Как управлять бизнесом в условиях кризиса? Позовите лучшие умы в свой Advisory Board! 📈
Или в Совет директоров, если вы покрупнее. По одногруппникам из Сколково знаю: многие считают, что Совет директоров — удел крупных компаний, поэтому страдают и решают все вопросы самостоятельно.
Особенно тяжело стало сейчас, когда глобальная турбулентность, ставки, санкции и повальная цифровизация увеличиваю цену ошибки.
Задумался — и ты за бортом.
Как снизить риск при принятии решений? Как постоянно держать руку на пульсе и корректировать вектор развития компании?
Ответ в заголовке: собрать свой Advisory Board.
Да, полноценный Совет директоров с субсидиарной ответственностью — элемент крупных компаний, но консультативный совет, или Advisory Board – стандартный инструмент для практически любой западной компании. Но в России он не так популярен, может потому что и бизнес еще молод — всего 35 лет, против сотен лет на западе.
📚Я отучился в АНД (Академия независимых директоров) на программе «Совет директоров в частном бизнесе» не только, чтобы внедрить в свои компании, но и чтобы помочь другим бизнесам освоить этот инструмент роста. Кстати, я же обещал написать на эту тему мини-книгу и уже собрал десяток заявок с прошлого поста про СД, так вот — пишу, не теряйте, в 2к25 выйдет.
Настоящий Advisory Board (консультативный совет) или независимый директор — это полноценный инструмент роста. Его задача не просто «быть», а развивать компанию, находить узкие места, видеть риски и помогать владельцам принимать правильные решения.
В Advisory Board вы приглашаете успешных предпринимателей или топовых экспертов в нише, которых вы не можете нанять в штат.
🔍 Пример. В стартапе Йорта мы подключили лучшего эксперта в мире ванных комнат с экспертизой в 25 лет и 100К подписчиков на ютубе. Могли бы мы его просто нанять в штат? Нет, но благодаря его участию в совете у нас есть доступ к самой топовой экспертизе и связям в рынке.
💼 Чем отличается член Advisory Board от нанятого С-level топа:
✔ Он независимый, поэтому не боится быть уволенным, задает неудобные вопросы, ставит под сомнения идеи собственника, думает как нужно компании, нет конфликта интересов сотрудника.
✔ Он эксперт, а значит может усилить команду в нужной теме (цифровизация, финансы, кадры), направлять и контролировать её развитие, стать ментором.
✔ Он предприниматель, а значит видит дальше и шире, чем операционный менеджмент, и может помогать в стратегических вопросах.
✔ Он не консультант, поэтому заинтересован в успехе своего подключения, а не разовой выплате.
Моя практика. У меня уже есть успешный опыт участия в нескольких Advisory Board в качестве эксперта по цифровизации и созданию ит-платформ (внезапно, да?), одна из которых сегодня оценивается в 21,2 млрд.рублей на pre-IPO.
Важно, что для меня участие в совете это еще и реализация собственной миссии — делать жизнь миллиардов людей лучше с помощью цифровых проектов.
📌 Сильный Board — это не про должности, а про ценность. Если участники AB не делают компанию сильнее, зачем они вообще нужны?
💬 Если у вас есть вопросы по организации Advisory Board — задавайте. Можно в личку, контакт есть на сайте gizu.ru
Моя статья на РБК на эту тему: https://companies.rbc.ru/news/9Hgvg6nQsc/advisory-board-kak-upravlyat-biznesom-v-usloviyah-krizisa/